Социальный контроль
Социальный контроль — система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм овнутрения социального контроля.
Выделяют три типа процессов социального контроля:
процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества — социальных предписаний;
процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность — форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;
процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций, специальные средства поощрения и наказания, побуждающие к соблюдению установленных норм.
Социальные санкции: формализованные и неформализованные.
Формализованные санкции — это такие санкции, процедура применения которых регламентируется законами, инструкциями и другими официальными документами.
Неформализованные санкции реализуются в ходе неформального общения людей.
Важным опосредствующим звеном социального контроля является групповой контроль. Выделяется два метода социального контроля: принуждение (воздействует только на внешние проявления отклонений в поведении индивида) и убеждение (самый демократичный и гуманный метод социального контроля), информирование и внушение (наиболее опасный способ социального контроля).
Социальное взаимодействие и социальный контроль
Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер содержания отношений между людьми. А также социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны.
Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия.
Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Это межличностные отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия включает:
индивидов (совершающих действия);
изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями;
влияние этих изменений на других индивидов;
обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.прим
Под влиянием П. А. Сорокина и Г. Зиммеля взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием американской социологии. «Главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон.»
Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.
Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм, а также ценностей.
Способ взаимодействия включает шесть аспектов:
Передачу информации;
Получение информации;
Реакцию на полученную информацию;
Переработанную информацию;
Получение переработанной информации;
Реакцию на эту информацию.
Социальный контроль — система процессов и механизмов, обеспечивающих поддержание социально-приемлемых образцов поведения и функционирования социальной системы в целом. Социальный контроль:
осуществляется посредством нормативного регулирования поведения людей; и
обеспечивает следование социальным нормам.
Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека.
Педагогическая психология – наука о психологических механизмах и условиях усвоения социокультурного опыта в образовательном процессе.
Предмет – психика развивающегося человека, психологические особенности личности, психологические закономерности обучения и воспитания, особенности педагогической деятельности и общения и психические особенности личности учителя.
Педагогическая психология изучает условия организации учебного процесса, при которых психологическое развитие учащихся будет оптимальным.
П.п. не интересуют содержание, цели, методы, главное, как они влияют на обучение.
Взаимосвязь педологии и психологии:
1) педагогика использует для оценки эффективности педагогических воздействий, психологические критерии.
2) психология изучает законы психологического развития, а педагогика – законы управления психическим развитием в учебном процессе.
3) в педагогике часто используются психологические методы исследования (эксперимент, тестирование).
Отрасли педагогической психологии: п. Обучения, п. Воспитания, п. Учителя.
Учение – это деятельность общества по подготовке к труду, это передача опыта в форме стихийной или специальной.
Обучение – специально организованная, целенаправленная, особо регулируемая и контролируемая обществом форма учения.
Научение – результат учения, возникновение психических новообразований.
Воспитание – целенаправленно организуемый обществом процесс формирования личности.
Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий в сфере научных понятий и саморазвития.
Суть: система условий организации процесса учения должна соответствовать максимальному развитию.
Учебный процесс – через нее учащийся изменяет самого себя.
Учебная деятельность – потребность, задача, мотивы, действия, операции.
Учебный процесс как общение.
Педагогическое общение – условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся. Оно направлено не только на само взаимодействие и на обучающихся, в целях их личностного развития, но и на организацию освоения учебных знаний и формирование на этой основе умений.
Тройная направленность общения: на учебное взаимодействие; на обучающихся (актуальное состояние развития); предмет освоения.
Ориентированность общения: личностная, социальная, предметная.
Обучающая функция общения соотнесена с трансляцией, организацией общения. Фасилитативная – учитель, как фасилитатор общения (помогает ученику выразить себя, выразить то, что в нем есть положительного).
Основное содержание, направления и формы психологического просвещения в работе педагога-психолога.
Консультативно-просветительская работа психолога в начальной школе
Консультативная работа психолога начальной школы проводится по следующим направлениям:
1. Консультирование и просвещение педагогов.
2. Консультирование и просвещение родителей.
3. Консультирование школьников.
В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе.
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования. В данном пособии предлагаются основные формы и методы возрастно-психологического подхода в консультировании.
Особенностью консультативной работы психолога в начальной школе является то, что непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог оказывает подчас лишь косвенное воздействие на ребенка. Он только дает советы; реализовывать их — задача клиента.
Несмотря на такую специфику консультативной работы школьного психолога с детьми младшего школьного возраста, их родителями и педагогами, это направление является принципиально важным в практической деятельности школьного психолога.
Эффективность всей его работы в значительной мере определяется тем, насколько ему удалось наладить конструктивное сотрудничество с педагогами, родителями и администрацией школы в решении задач обучения и воспитания школьников.
В своей консультативной практике школьный психолог может реализовывать принципы консультирования самых различных психологических направлений (диагностический, экзистенциальный, гуманистический, бихевиоральный и другие подходы). Однако в работе с детьми, личность и в целом психика которых находятся еще на этапе своего становления, учет возрастных особенностей является непременным условием консультативной работы психолога в школе. В целом задача возрастно-психологического консультирования составляет контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса. Указанная обитая задача на сегодняшний день включает следующие конкретные составляющие:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
3) предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами);
4) составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
5) составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье;
6) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
7) психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
1. Консультирование и просвещение педагогов
В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом в решении школьных проблем и профессиональных задач самого педагога:
· равноправное взаимодействие психолога и педагога;
· формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем, т. е. снятие установки на «готовый рецепт»;
· принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;
· распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.
В организации психологического консультирования педагогов можно выделить три направления:
1. Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания. Психолог может оценить, насколько полно учтены возрастные особенности учащихся, насколько адекватны механические аспекты педагогической программы технике эффективного коммуникативного воздействия.
2. Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся. Это наиболее распространенная форма консультативной работы школьного психолога, помогающая решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогающая создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка и его обучения
Консультирование в этом направлении может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой — по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной и углубленной индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания помощи или поддержки.
Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.
Перспективной формой организации и консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения.
Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.
3. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители и др.
В рамках такой социально-посреднической работы психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание условий для получения необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в решении ими следующих задач:
·организовать эффективный процесс обучения школьников;
·построить взаимоотношения со школьниками и коллегами на взаимовыгодных началах;
·осознать и осмыслить себя в профессии и обучении с другими участниками внутришколъных взаимодействий.
Желательно организовывать просветительскую работу таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов по интересующим их вопросам практики обучения и воспитания. Следует избегать формальных лекций и семинаров, темы которых повторяются из года в год. Организация «Уголка психолога», «Психологической стенгазеты», «Психологической почты» помогут психологу собрать наиболее актуальные запросы и, таким образом, оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы.
Практика показывает, что в работе с детьми младшего школьного возраста наиболее актуальными темами для разговора и обсуждения со школьным психологом являются темы самых различных направлений. Некоторые из них мы перечислим:
проблема готовности к школе ребенка 6 лет;
переживание кризиса 7 лет в современных условиях начала обучения с 6 лет (проблема формирования учебной мотивации);
трудности адаптации ребенка к школьной жизни;
трудности произвольной регуляции поведения и их причины;
трудности приспособления к темпу школьной жизни и их причины;
проблемы межличностных взаимоотношений младшего школьника и пути их профилактики.
2. Консультирование и просвещение родителей
Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации пробной работы с педагогами, может быть организовано, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой — по инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о школьных проблемах ребенка. Также целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьезных психологических проблем у ребенка либо в связи с серьезными эмоциональными переживаниями и событиями в его семье.
Запросы родителей младших школьников к психологу по своему содержанию отнюдь не сводятся к проблемам школьной неуспеваемости. Практика работы психологов-консультантов позволяет типизировать случаи обращения родителей за психологической помощью. Случаи, группирующиеся вокруг проблемы плохой успеваемости: плохая успеваемость по всем или некоторым предметам; плохая память; невнимательность; неорганизованность; отсутствие желания учиться; побеги из школы; эмоциональные срывы по поводу учебных успехов или неуспехов и др.
1. Случаи, группирующиеся вокруг тревожности родителей индивидуально-личностных качеств ребенка: медлительный, утомляемый, упрямый, эгоист, агрессивный, тревожный, лживый, конфликтный и др.
2. Случаи, группирующиеся вокруг особенности межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми: необщительный, учитель предвзято относится к ребенку, плохие отношения между братьями и сестрами, непонимание ребенка родителями и др.
3. Запрос по поводу выдающихся, с точки зрения родителей, способностей ребенка: как составить план индивидуальных занятий с ребенком, рассчитать посильную для него нагрузку.
Содержанием просветительской работы школьного психолога с родителями может стать ознакомление родителей с актуальными проблемами детей, насущными вопросами, которые решают их дети в данный момент школьного обучения и психического развития. В ходе психологических бесед на классных собраниях, в специальные родительские дни' психолог предлагает подходящие на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения.
Билет № 25
- Место психологии в системе наук
- Организационно-методические аспекты проведения психологических тренингов.
- Модель уровней психики
- Уровень психических явлений
- Уровень психологических явлений
- Психические процессы
- Идеальная модель психических состояний
- Психические состояния
- Консультативная беседа, как форма работы педагога-психолога
- Организационно-методические аспекты проведения психологических тренингов (см. Билет№3)
- Значения в сознании:
- Принципы организации и проведения социально-психологического тренинга с учителями (см. Билет№ 8, в.№3)
- Межличностный конфликт и способы его разрешения.
- Подготовка и проведение психологического консультирования. Его этапы
- Педагогическое общение
- Организация и проведение психолого-педагогического консилиума
- Вербальная и невербальная коммуникация
- Человек как субъект жизни
- Психологическая характеристика основ личностного развития ребёнка.
- Социальный контроль
- Межличностная коммуникация
- Социально-психологические феномены влияния
- Группа как социально-психологический феномен
- Роль и Статус
- Структура малой группы
- Механизмы группового развития
- Этапы развития группы по Образно-символической концепции Лутошкина а.Н.
- Лидерство и Руководство
- Отличие лидерства от руководства
- Урок психологии: содержательные и организационные особенности
- Локус субъективного контроля личности
- Межличностные отношения с точки зрения трансактного анализа э. Берна