19.Террористический акт и захват заложников как критическая ситуация.
Терроризм — это метод, посредством которого организованная радикальная (асоциальная) группа стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия (М.В. Вершинин). Террористы используют чувство страха гражданского населения как средство принуждения своих противников к подчинению определенным требованиям.
Ужас может не возникать непосредственно в момент угрозы, но сопровождает людей после террористического акта в течение длительного времени. Такой длительный отсроченный страх, как предвосхищение новой угрозы жизни для любого человека и в любое время лишает людей способности к рациональной оценке ситуации, опускает до уровня ребенка или животного. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», существенно ограничивая восприятие, мышление и свободу выбора, а также свободу всего поведения.
Этапы ТА (Л.Г. Почебут, 2004).
Первый этап — захват заложников, характеризующийся молниеносными действиями террористов и полной неожиданностью для заложников. Второй этап — подчинение террористами воли заложников путем запугивания. Третий этап — недопущение открытой паники среди заложников. Внутренняя психологическая паника закрадывается в душу заложника. Четвертый этап — введение жестких норм поведения заложников, диктат того, что можно, а что нельзя делать. Пятый этап — оповещение внешнего мира о захвате заложников. Шестой этап - сортировка заложников с целью разрушить установившиеся межличностные связи. Седьмой этап — организация террористами жизни заложников, обеспечение питания, сна и пр. Восьмой этап — адаптация заложников к экстремальной ситуации, наступление усталости, притупление чувств. Девятый этап — возникновение у заложников состояния депрессии, возможны эмоциональные срывы как со стороны заложников, так и со стороны террористов. Десятый этап — освобождение заложников и уничтожение террористов.
Для жертв террористических актов характерны следующие переживания и психические состояния
ощущение нереальности ситуации, реакция отрицания;
первые реакции обычно связ с испугом, сильным удивлением, а страх, сменяемый ужасом, возникает потом, при осознании случившегося;
чувство протеста против насилия, непреодолимая тяга к спасению, проявляющиеся в открытой или скрытой форме: нападение на террориста, попытки вырвать оружие, бегство;
проявления агрессии в форме ссор и конфликтов с соседями и даже своими близкими, агрессия, направленная на себя в виде самоупреков, чувства вины — это помогает «сбрасывать» эмоц перенапряжение, но вместе с тем истощает человека;
апатия как «уход» от эмоций страха и отчаяния;
мысли о самоубийстве как о запасном выходе;
болезненная привязанность к захватчикам из страха перед насилием и неопределенностью («стокгольмский синдром»);
спустя некоторое время после террористического акта у его жертв и свидетелей уже в нормальных условиях сохраняется психопатологическая симптоматика — ситуационные фобии
Н.Н. Пуховский выделил три типа поведения.
Психическая регрессия с «примерной» инфантильностью и автоматизированным подчинением, депрессивное переживание страха, ужаса и непосредственной угрозы для жизни (апатия в ее прямом немедленном виде). Первый тип был общим для большинства заложников.
Демонстративная покорность, стремление заложника «опередить приказ и заслужить похвалу» со стороны террористов (стеническая активно-приспособительная реакция). Такая форма поведения типична для женщин с детьми или беременных
Хаотичные протестные действия, демонстрация недовольства и гнева, постоянные отказы подчиняться, провоцирование конфликтов с террористами. Этот тип поведения отличал одиноких людей, мужчин и женщин, с низким уровнем образования и способностью к рефлексии.
Согласно данным JI.A. Китаева-Смыка (2002), оказавшиеся в заложниках могут быть разделены на следующие категории в соответствии с реакцией на ситуацию.
Нетерпеливо отчаянные (около 1%). Их поведение провоцирует остальных заложников на эмоционально неуравновешенные реакции.Если истероидным женщинам в критических ситуациях свойственны плач, причитания, метания с воплями и рыданием, то муж чины-истероиды становятся агрессивными.
«Стойкие». Этот тип реагирования характерен для наиболее уравновешенных, стойких, выдержанных людей, которые помогают другим выжить и выстоять в этой ситуации. Стрессовое давление укрепляет их стойкость. Они морально поддерживают других. Их может быть 5-12% среди заложников.
Среди заложников много мятущихся (одиноких) — около 30-50%, Они морально подавлены, психически оглушены. Переживаемые ими страдания заглушают все остальные чувства, познавательные ориентации минимизированы.
Остальные, чем дольше длится заложничество, тем сильнее сближаются с захватившими их террористами. Эта группа делится на два типа. Первый тип — расчетливо-разумные приспешники (от 10 до 25% от общего числа заложников). Эти люди сближаются с террористами, чтобы улучшить хоть сколько-нибудь свое существование, уменьшить угрозу террора лично для себя и своих близких.
Термин «стокгольмский синдром» появился после того, как в августе 1973 года грабители банка в Швеции забаррикадировались в нем с заложниками. Четверо из заложников впоследствии стали особенно близки к этим грабителям, позже защищая их, когда они сдались полиции. Одна женщина даже развелась со своим мужем и вышла замуж за одного из налетчиков. Находясь долгое время в плену, заложники стали испытывать одновременно симпатию к своим захватчикам и ненависть и страх по отношению к тем, кто попытается насильственным способом их освободить.
- 4. Психологические особенности протекания возрастных и экзистенциальных кризисов. Соотношение понятий возрастное развитие и «кризис». Причины возникновения возрастных кризисов личности.
- 5. Принципы консультирования личности, находящейся в состоянии возрастного кризиса.
- 6. Понятие «нормативный кризис» применительно к кризисам профессионального становления личности. Признаки и основные стадии переживания личности, находящейся в кризисе профессионального развития.
- 7. Типология кризисов профессионального становления личности. Факторы обуславливающие профессиональные кризисы и условия конструктивного выхода их них.
- 11 . Утрата работы как критическое жизненное событие. Фазы в развитии стрессовых состояний в ситуации безработицы.
- 13. Лишение свободы как кризисная ситуация в жизни личности. Факторы, обуславливающие негативное влияние на личность лишения свободы в условиях тюремного заключения.
- 15-16. Можно выделить ряд признаков в деятельности секты, позволяющих назвать ее тоталитарной.
- 17-18. Типология чрезвычайных ситуаций (чс).
- 19.Террористический акт и захват заложников как критическая ситуация.
- 20. Мероприятия, которые включаются в систему психологической работы с пострадавшими от теракта.
- 21. Участие в боевых действиях как фактор возникновения критических состояний личности.
- 22.Посттравматический синдром и социально – психологическая дезадаптация ветеранов военных действий.
- 23 Психологические аспекты насилия в семье как критической ситуации
- Последствия пережитого насилия
- 24. Психологическая работа с личностью, ставшей жертвой насилия.
- 25 Суицид как форма реагирования личности на критические ситуации
- 26. Основные задачи консультанта при работе с суицидальным клиентом.