logo search
курсовая для Вершинина А

2.1. Описание методик исследования.

С целью решения исследовательских задач нами было проведено обследование

22 учащихся (11 девушек и 11 юношей) Торгово-Экономического техникума и

средних школ № 70, №17, №8.

Для исследования нами были использованы следующие методики:

1. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

2. Методика «Представления об идеальном родителе».

3. Метод «Незаконченные предложения».

Методика Лири «диагностика межличностных отношений» направлена на

выяснение у юношей образов реального отца и образов идеального отца,

состоящая из 128 вопросов. Целью методики являлось выяснение отношения

испытуемых к отцу как к авторитарному, эгоистичному, агрессивному,

подозрительному, подчиняемому, зависимому, дружелюбному, альтруистичному.

Каждая из характеристик разделена на четыре степени выраженности

отношения: низкая, умеренная, высокая, экстремальная (до патологии)

Метод «Незаконченные предложения» включает в себя 60 незаконченных

предложений, из которых выберем вопросы, направленные на выявление

особенностей отношения юношей к отцу и на выявление психологической

атмосферы в семье испытуемых.

Школьникам предлагалось закончить предложения одним или несколькими

словами. Для каждой группы предложений выводится характеристика,

определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или

безразличную.

Методика «Представления об идеальном родителе» представляет собой таблицу,

состоящую из 48 полярных качеств человека. Из каждой пары предлагалось

выбрать ту характеристику, которая соответствует степени выраженности

данного качества. Количественная обработка заключается в подсчете баллов

испытуемого по каждому аспекту. В итоге получаем когнитивный,

эмоциональный и поведенческий показатели представлений об идеальном отце.

2.2. Особенности образа отца в сознании подростка. Анализ результатов

исследования.

В соответствии с поставленной целью, в ходе проведенного исследования были

обработаны данные, полученные с помощью ряда методик.

Анализ результатов по методике Лири «Диагностика межличностных отношений»

позволяет нам судить об особенностях сформированности образа отца в

сознании юношей.

Проанализируем содержание нашего экспериментального материала, представив

его для наглядности в виде таблиц.

Реальный отец

+--------------------------------------------------------------------+

| | Степень выраженности отношения | |

| |-------------------------------------------+ |

| Типы отношений || Девушки (%) | Юноши (%) | |

| ||-----------------+------------------------+-------|

| |||низкая|умеренная|высокая|низкая|умеренная|высокая|

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Авторитарный ||| 45,5 | 27 | 27 | 18 | 73 | 9 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Эгоистический ||| 54,5 | 45,5 | 0 | 45,5 | 54,5 | 0 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Агрессивный ||| 45,5 | 45,5 | 9 | 36 | 54,5 | 9 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Подозрительный ||| 54,5 | 45,5 | 0 | 64 | 9 | 27 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Подчиняемый ||| 82 | 18 | 0 | 82 | 9 | 9 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Зависимый ||| 73 | 18 | 9 | 73 | 27 | 0 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Дружелюбный ||| 64 | 27 | 9 | 64 | 27 | 9 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

|Альтруистический||| 64 | 36 | 0 | 73 | 27 | 0 |

+--------------------------------------------------------------------+

Идеальный отец

+--------------------------------------------------------------------+

| | Степень выраженности отношения | |

| |-------------------------------------------+ |

| Типы отношений || Девушки (%) | Юноши (%) | |

| ||-----------------+------------------------+-------|

| |||низкая|умеренная|высокая|низкая|умеренная|высокая|

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Авторитарный ||| 9 | 45,5 | 45,5 | 9 | 27 | 64 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Эгоистический ||| 45,5 | 54,5 | 0 | 9 | 91 | 0 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Агрессивный ||| 64 | 36 | 0 | 54,5 | 45,5 | 0 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Подозрительный ||| 100 | 0 | 0 | 100 | 0 | 0 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Подчиняемый ||| 82 | 18 | 0 | 82 | 18 | 0 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Зависимый ||| 64 | 36 | 0 | 82 | 18 | 0 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

| Дружелюбный ||| 18 | 73 | 9 | 9 | 45,5 | 45,5 |

|----------------|||------+---------+-------+------+---------+-------|

|Альтруистический||| 18 | 54,5 | 27 | 9 | 27 | 64 |

+--------------------------------------------------------------------+

Из данных таблиц видны следующие закономерности:

1. Общее в образах реального и идеального отца в сознании девушек:

Низкая подчиняемость, отсутствие высокой выраженности эгоистичности отца,

низкая зависимость.

2. Общее в образах реального и идеального отца в сознании юношей:

Низкая подчиняемость, низкая зависимость.

3. Общее в образах реального и идеального отца в сознании юношей и

девушек:

Низкая подчиняемость, низкая зависимость, а так же низкая либо умеренная

выраженность эгоистичности у отца.

4. Общее в образах реального отца в сознании юношей и девушек.

У 82% испытуемых юношей и девушек реальный отец с низкой выраженностью

подчиняемости, у 73% отец с низкой выраженностью зависимости, 64% имеют

отца с низкой дружелюбностью и низкой альтруистичностью, у всех опрошенных

отсутствует высокая выраженность эгоистичности реального отца.

5. Общее в образах идеального отца в сознании юношей и девушек.

82% испытуемых называют низкую подчиняемость, а так же большинство юношей

и девушек низкую выраженность агрессивности и зависимости у идеального

отца. Единогласно юноши и девушки выделяют низкую подозрительность в их

представлении об идеальном отце, а так же отсутствие высокой выраженности

эгоистичности.

6. Различия в образах идеального и реального отца в сознании девушек:

А) Низкая выраженность подозрительности идеального отца, тогда как

реальные отцы проявляют в 45,5% случаев умеренную подозрительность.

Б) Большинство девушек хотели бы видеть умеренную выраженность

дружелюбности в своем образе об идеальном отце, тогда как у 64% отец с

низкой выраженностью дружелюбности.

В) У 45,5% девушек отец с низкой выраженностью авторитарности, в идеальном

представлении об отце только 9% девушек выделяют низкую авторитарность,

остальные же - умеренную либо высокую.

Г) 64% девушек выделяют низкую выраженность агрессивности в представлении

об идеальном отце, что характерно для 45,5% реальных отцов.

7. Различия в образах идеального и реального отца в сознании юношей:

А) Юноши испытывают недостаток в авторитарности отца. 73% реальных отцов

обладают умеренной выраженностью данного качества, а 64% испытуемых

указывают на высокую выраженность авторитарности.

Б) В идеальном представлении об отце 91% юношей указывают на умеренную

выраженность эгоистичности, что соответствует только 54,5% реальных отцов.

В) Реальные отцы проявляют умеренную агрессивность по отношению к юношам,

в идеальном представлении об отце 54,5% выделяют низкую выраженность

данного качества.

Г) В 27% случаев отцы проявляют высокую подозрительность по отношению к

детям, что совершенно отсутствует в их идеальном представлении об отце.

Д) У большинства юношей реальные отцы с низкой выраженностью дружелюбности

и альтруистичности , образ идеального отца характеризуется высокой или

умеренной выраженностью дружелюбности и альтруистичности..

8. Различия в образах идеального и реального отца в сознании юношей и

девушек:

А) Реальные отцы проявляют подозрительность по отношению к детям, что в

своем идеальном представлении об отце опрошенные юноши и девушки не

допускают.

Б) Дружелюбность и альтруистичность реальных отцов опрошенных низкая,

тогда как в идеальном представлении об отце юноши и девушки хотели бы

видеть высокую или умеренную дружелюбность и альтруистичность.

В) Агрессивность реальных отцов преобладает умеренная, идеальный отец в

сознании испытуемых обладает низкой выраженностью данного качества.

Анализ результатов исследования по методу незаконченных предложений

показал, что из 18 опрошенных, живущих в полных семьях, 50% имеют дружные

семьи. Для них характерны положительное отношение к отцу, сотрудничество с

ним, легкость в общении с отцом, уверенность в его поддержке,

доверительность, идеализирование отца. В такой семье с дружественными

отношениями 70% ребят выражают желание чаще видеть отца дома и чаще

общаться с ним.

Все подростки, которые относят свою семью к недружным, испытывают

недостаток общения с родителями и в частности с отцом. Они указывают на

скрытность отца в общении с детьми, нежелание его сотрудничать с ними,

неуступчивость отца. Подростки нуждаются в положительной оценке отца,

поддержке со стороны семьи, некоторые проявляют боязнь по отношению к отцу

в связи со вспыльчивостью его характера или его вредными привычками. Такие

подростки испытывают неуверенность в себе и беззащитность перед окружающим

миром. Они проявляют желание не повторить ошибки своей семьи при создании

собственной, испытывают сожаление о неимении теплых контактов с отцом.

С помощью методики «Представления об идеальном родителе» мы провели

исследование о представлении образа идеального отца в сознании подростка

по трем аспектам: когнитивному, эмоциональному и поведенческому, и

рассмотрели отдельно ответы девушек и юношей, с целью выявления образа

идеального отца в их сознании.

Анализирование полученных данных по когнитивному аспекту показало, что для

82% девушек сотрудничество отца с детьми является важнейшим качеством

идеального отца, 73% выделяют бескорыстность, ответственность, 64% -

доверительность, уважение к детям, 54% - благоразумие, силу, а так же

считают, что отец должен ставить детей на первое место.

Для 82% юношей на первом месте стоит сила и благоразумие отца, 73%

отмечают уважение к детям, 64% считают, что отец должен ставить детей на

первое место, должен быть доверяющим детям, ответственным и всегда

понимающим, 54% выделяют практичность, альтруистичность, справедливость и

терпеливость по отношению к детям.

Анализирование результатов исследования по эмоциональному аспекту

идеального отца в сознании девушек показало, что для 91% опрошенных

девушек, идеальный отец должен в первую очередь любить своих детей. 73%

говорят, что идеальный отец должен быть счастливым и не должен бояться

извиниться перед ребенком. 64% видят отца добрым, не стыдящимся за

ребенка, в меру жалеющим. 54,5% хотели бы видеть отца теплым, готовым к

родительству, интересующимся и гордящимся детьми.

Среди юношей ответы распределились следующим образом:

91% юношей отмечают, что отец не должен бояться извиниться перед ребенком.

82% представляют идеального отца счастливым и любящим детей, 73% -

радостным, добрым, готовым к родительству, в меру жалеющим ребенка. 54,5%

представляют идеального отца теплым, интересующимся детьми, иногда

недовольным ими.

Анализирование полученных данных по поведенческому аспекту позволяет

выявить, какое поведение отца предпочитают видеть юноши при создании

своего образа идеального отца. В ходе опроса, 64% девушек представляют его

слушающим ребенка, иногда опекающим, часто не ограничивающим свободу

ребенка, помогающим ребенку. 45,5% - воспитывающим ребенка, обучающим,

хвалящим его, не приказывающим, а просящим ребенка, не всегда выполняющим

капризы. 36% - обучающим ребенка, иногда командующим, в меру балующим,

воспитывающим, проводящим с ребенком достаточно много времени.

64% юношей видят идеального отца воспитывающим, отдохнувшим, обучающим

ребенка, редко выполняющим капризы ребенка. 54,5% - в меру хвалящим,

помогающим, слушающим ребенка. 45,5% хотят видеть отца проводящим с

ребенком много времени, в меру опекающим, иногда командующим, но не

вмешивающимся в жизнь ребенка.

Таким образом, в ходе проведения исследования по данной методике мы

выявили образ идеального отца в сознании юношей и девушек.

Общими свойствами идеального отца в сознании юношей и девушек являются:

а) С точки зрения когнитивного аспекта: доверительность, уважение,

благоразумие, сила, причем в сознании юношей сила идеального отца имеет

больший вес, чем в сознании девушек.

б) С точки зрения эмоционального аспекта идеальный отец представляется им

как любящий своих детей, счастливый, не боящийся извиниться перед

ребенком, добрый, теплый, в меру жалеющий, готовый к родительству и

интересующийся детьми.

в) С точки зрения поведенческого аспекта идеальный отец в сознании юношей

и девушек характеризуется следующими свойствами: слушающий ребенка, иногда

опекающий, помогающий ребенку, воспитывающий ребенка, обучающий, хвалящий

его, иногда командующий, проводящий много времени с ребенком.

Свойства образа идеального отца характерные только для девушек:

Сотрудничающий с детьми, бескорыстный, ответственный, ставящий детей на

первое место, не стыдящийся за ребенка, гордящийся им, часто не

ограничивающий свободу ребенка, не приказывающий, а просящий, в меру

балующий детей.

Свойства образа идеального отца характерные только для юношей:

Ставящий детей на первое место, ответственный, всегда понимающий,

практичный, альтруистичный, справедливый, терпеливый по отношению к детям,

радостный, иногда может быть недовольным ими, не вмешивающийся в жизнь

ребенка.

Выводы по практической части:

1. Образ реального отца характеризуется:

1. Общими характеристиками в сознании юношей и девушек:

Подозрительность, низкая подчиняемость, низкая зависимость, низкая

дружелюбность и альтруистичность.

2. В сознании девушек:

Низкая авторитарность, низкая эгоистичность, низкая либо умеренная

агрессивность.

3. В сознании юношей:

Умеренная авторитарность, умеренная эгоистичность, умеренная

агрессивность.

2. Образ идеального отца характеризуется:

1. Общими характеристиками для юношей и девушек:

Низкая зависимость, низкая подчиняемость, низкая выраженность

агрессивности, подозрительности, доверительность по отношению к детям,

уважительность. Идеальный отец - благоразумный, сильный, любящий,

счастливый, не боящийся извиниться перед ребенком, добрый, теплый, в меру

жалеющий, готовый к родительству, интересующийся детьми, слушающий, иногда

опекающий, помогающий, воспитывающий, обучающий, хвалящий, иногда

командующий, проводящий много времени с ребенком, ставящий ребенка на

первое место.

2. В сознании девушек:

умеренно дружелюбный, умеренно альтруистичный, сотрудничающий с детьми,

бескорыстный, ответственный, не стыдящийся за ребенка, гордящийся им,

часто не ограничивающий свободу ребенка, не приказывающий, а просящий, в

меру балующий детей.

3. В сознании юношей:

С высокой выраженностью дружелюбности и альтруистичности, ответственный,

всегда понимающий, практичный, справедливый, терпеливый по отношению к

детям, радостный, иногда может быть недовольным ими, не вмешивающийся в

жизнь ребенка.

3. Образ отца в сознании юношей и девушек в зависимости от психологической

атмосферы в семье:

1. В дружных семьях отец:

Сотрудничающий с детьми, поддерживающий детей, придающий уверенность

детям, доверительный, помогающий.

2. В недружных семьях отец:

Скрытный, не желающий сотрудничать с детьми, неуступчивый, не доверяющий

детям, грубый.

Заключение.

В соответствии с поставленной целью данной курсовой работы и выдвинутой

гипотезой нами были выполнены поставленные задачи.

Проанализирована теоретическая разработанность в психологии проблемы

особенностей образа отца в сознании юношей и проведено исследование,

которое подтвердило гипотезу о том, что образ отца в сознании юношей

характеризуется определенными особенностями в зависимости от пола и от

психологической атмосферы в семье. В ходе исследования выяснилось, что

образ идеального отца в сознании юношей отличается от образа реального

отца в сознании девушек и юношей. Изучение особенностей образа отца

показало, насколько важен в юношеском возрасте положительный образ отца

для формирования личности юношей, т.к. поведение в своей семье во многом

определяется их отношением к отцу и для этого очень важен положительный

образ родителя в сознании юношей.

Данная работа может представлять интерес для занимающихся исследованием

проблемы образа отца в сознании юношей, а так же может послужить

методическим пособием для родителей с целью правильного формирования

положительного отношения юношей ко взрослым, которое в первую очередь

определяется положительным образом отца в их сознании.

Библиография

1. Дружинин В.Н. Психология семьи.- М.: «КСП», 1996, 160с.

2. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования

личности). Учебное пособие для студентов пед. ин-в. - М.: Просвещение,

1979. - 175с.

3. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение,

1989. - 225с.: ил. - (Психол. наука - школе).

4. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т.4 / Сост.: М.Д.

Виноградова, А.А. Фролов. - М.: Педагогика, 1984. - 400с., ил.

5. Мир детства: Подросток / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н.

Филонов. - 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1989. - 288с.: ил. - (Б-ка для

родителей).

6. Мир детства: Юность / Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н. Филонов.

- 2-е изд. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.: ил. - (Б-ка для родителей).

7. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б.М. Бим-Бад, Э.Д.

Днепров, Г.Б. Корнетов. - 2-изд., доп. - М.: Педагогика, 1989. - 304с.:

ил. - (Б-ка для родителей).

8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,

отрочество: учебник для студентов вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

Просвещение, 1997.

9. Популярная психология для родителей: 2-е изд., исп. / Под ред. А.С

Спиваковской. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 304с.

10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования:

Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред.

Е. Г. Силяевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

11. Семейное воспитание: Краткий словарь/Сост.: И.В.Гребенников, Л.В.

Конвинько. - М.: Политиздат,1990. - 319с.

12. Соколова В. Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для

учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1991. —223 с. (Психол.

наука—школе).

13. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской

любви). - М.: Педагогика, 1986. - 160с. - (Педагогика - родителям)

14. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Учеб. пособие для

учителей и родителей. - 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр

«Академия», 1998. - 320с.

15. Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников, Москва,

просвещение, 1989г.

16. Фридман Л. М. Психология воспитания: кн. для всех, кто любит детей. -

М.: Творч. центр «Сфера», 2000. - 203с.

17. Фромм Алан Азбука для родителей. - 3-е изд., сокр // Пер. И.Г.

Константиновой. - М.: Знание, 1994. - 288с.