3.4. Подготовка устного публичного выступления
Речевое мастерство, ораторское искусство – совокупность операций по подготовке и произнесению публичной речи, проведению беседы, дискуссии с целью добиться желаемой реакции аудитории. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей. Этапы подготовки речи Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией. В докоммуникативной фазе различают три начальных этапа: - определение темы и цели выступления; - оценка аудитории и обстановки. - кодирование Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п. Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим. 1 Определение темы и цели выступления Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других. Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что-либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей. Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей. Возможные интонационные окраски выступлений следующие: - мажорная; - беспечная или юмористическая; - шутливая; - сердитая или упрекающая; - мрачная; - торжественная; - предостерегающая; - просительная. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели). Требования к основному тезису выступления: - фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления; - суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти; - мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия. После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами: - Вызывает ли мое выступление интерес? - Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных? - Смогу ли я закончить выступление в отведенное время? - Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту? 2 Оценка аудитории и обстановки Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории: - возраст; - уровень образования; - профессия; - цель прихода людей на выступление; - уровень заинтересованности в теме; - уровень осведомленности в данном вопросе; Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию. Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чувствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться. Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать. 3 Кодирование Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает: - подбор материалов; - композиционно-логическое оформление речи; - использование фактологического материала; - работу над языком и стилем выступления. Следует обратить особое внимание на подбор фактологического материала. Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием. Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес. Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны. Подготовка по существу вопросов: - анализ проблемы, ситуации - формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции - подготовка речи и аргументации выводов - подбор необходимых документов и материалов - Учитывать возрастной и половой факторы. 2 Коммуникативная фаза Коммуникативная фаза – это произнесение речи, ответы на вопросы слушателей, ведение дискуссии и т.д. Оратору, стремящемуся к достижению успеха, конструктивного результата, необходимо тщательно подготовить выступление. Такую подготовку можно представить в виде следующих составных частей: подготовка манеры поведения учитывать сложившиеся ритуалы и субординацию Структура выступления. Выступление должно состоять из трех частей: 1. Вступление. 2. Основная часть. 3. Заключение. Примерное распределение времени: - вступление – 10-15%; - основная часть – 60-65%; - заключение – 20-30%. 1 Вступление. Вступление – важная часть, так как более всего запоминается слушателям, поэтому должно быть тщательно продуманным. Оно включает: объяснение цели, название доклада и расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. «Засиживаться» на вступлении не стоим – оно должно быть кратким. При подготовке вступления следует выбрать тему, которая имеет целью вызвать интерес публики. 2 Основная часть. Основная часть – всестороннее обоснование главного тезиса. Некоторые варианты системного построения аргументации: - проблемное изложение (выявление и анализ противоречий, путей их разрешения); - хронологическое изложение; - изложение от причин к следствиям (от частного к общему); - индуктивное изложение (от общего к частному). Рассматриваются различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению слушателями идеи. При этом очень важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключения. План развития основной части должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно. Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов и необходимых примеров. Основные техники постановки вопросов Чтобы сделать интерактивное общение плодотворным, необходимо научиться задавать вопросы, которые позволят активизировать процесс коммуникации и, в целом, позволят эффективно использовать время. Опыт психологов и педагогов подсказывает, что необходимо помнить о следующих несложных правилах: Кто задает много вопросов, тот получает много ответов. Кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ. Чтобы получить вразумительный ответ, важно владеть техникой постановки вопроса. Какие бывают вопросы: Информационные вопросы Задаются в том случае, если вы нуждаетесь в знаниях, опыте, советах другого. Необходимы для составления впечатления о чем-то конкретном, при сборе сведений, информации. Это всегда открытые вопросы, т.е. вопрос всегда касается какого-то конкретного предмета или положения вещей, при этом отвечающий, сообщая определенные сведения, дает объяснения. Контрольные вопросы Задаются во время разговора, чтобы выяснить, прислушивается ли к вам собеседник, понимает ли он вас или просто поддакивает. Наиболее простые контрольные вопросы: Что вы об этом думаете? Считаете ли вы также как и я? Не находите ли вы, что речь идет о стоящем деле? Реакция собеседника подскажет, что делать дальше: идти вперед при полном взаимопонимании, или отступить назад. Вопросы для ориентации Позволяют установить, продолжает ли собеседник придерживаться высказанного ранее мнения или намерения. Это вопросы типа: Есть ли у вас вопросы по этой теме? Каково ваше мнение по этому пункту? И к каким выводам вы при этом пришли? Поняли ли вы, какую цель преследуете? Механизм работы с этими вопросами: вопрос для ориентации, суждение собеседника, замечание, что понял собеседник, и готов ли он согласиться с вами и вашими аргументами. Подтверждающие вопросы Задают, чтобы выйти на взаимопонимание. Если собеседник пятый раз согласился, то на решающий шестой не возразит. В любой разговор надо включать подтверждающие вопросы и всегда делать акцент на том, что связывает, а не разъединяет. Например: Вы придерживаетесь того мнения, что…? Наверняка вы тоже рады тому, что…? Ознакомительные вопросы Познакомиться с мнением собеседника. Открытые вопросы: Каковы ваши цели? Довольны ли вы выполненной работой? На какой эффект вы рассчитываете? Встречные вопросы Это искусный психологический прием. Вопросы позволяют сузить разговор и позволят собеседника все ближе к тому моменту, когда он скажет окончательное «да». Альтернативные вопросы Предоставляют собеседнику возможность выбора (не больше трех вариантов). Предполагают быстрые решения. «Или» — основной компонент вопроса: Какое время на выполнение этого задания подходит больше всего:… или ….? Когда: …. или …? Однополюсные вопросы Повторение вашего вопроса собеседником в знак того, что он понял, о чем идет речь. Он повторяет и затем дает ответ. Результат такого вопроса — у собеседника складывается впечатление, что ваш вопрос правильно понят. Отвечающий получает возможность тщательно обдумать свой ответ. Удостоверяющие замечания Это очень удачный вопрос… Я рад, что вы задаете… То, что вы задаете мне этот вопрос, доказывает, что… Направляющие вопросы Эти вопросы используются для того чтобы подать знак, когда выступать очередному докладчику. Также они позволяют выделить и передать более выразительно определенную тему дискуссии, а также замедлить темп, смягчить или усилить ход беседы. Провокационные вопросы Используются для установления того, чего в действительности хочет ваш партнер и верно ли он понимает положение дел. Вы действительно считаете, что..? Вы уверены, что…? Открывающие вопросы Это вопросы, открывающие переговоры, доклады, урок. Это очень важный момент для всех участников дискуссии, старт заинтересованности при котором возникает состояние положительного ожидания. Если бы я смог предложить вам решение … нашли бы вы для меня несколько минут? Вы позволите мне предложить решение этой проблемы? Заключительные вопросы Вопросы, направленные на завершение разговора. Как правило, задаются после одного-двух подтверждающих вопросов. Смог ли я вас убедить в том, что…? Заметили ли вы…? А затем (без перехода) заключительный вопрос: Какой срок вас больше устраивает? Где могут быть применены эти знания? Основные правила риторики, описанные ниже, являются универсальными, т.е. они применимы в большинстве ситуаций, при которых возникает необходимость публичного выступления. Все правила риторики можно разделить по хронологическому принципу на несколько условных групп: предварительная отработка навыков риторики; непосредственная подготовка к выступлению; поведение во время выступления. Предварительная отработка навыков риторики может предусматривать несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать общую готовность к работе с аудиторией. Ими могут быть, например: выступление перед воображаемой аудиторией с предварительным заданием тематики и состава слушателей; отработка определений каких-либо терминов и понятий, используемых в профессиональной деятельности; использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений и т.п. Непосредственная подготовка к выступлению является весьма важным этапом отработки навыков и правил риторики. Зачастую этот этап игнорируется из-за дефицита времени или излишней самоуверенности в собственных силах. В этой связи следует помнить, что нередко о профессиональных качествах специалиста судят по его выступлению, и оно, в свою очередь, служит средством самореализации, является возможностью заявить о себе. В общем случае может быть рекомендована следующая структура выступления, которая корректируется и наполняется конкретным содержанием в зависимости от тематики, регламента выступления, подготовленности слушателей и т.п.: • вступление, стержневая идея выступления; • краткая история рассматриваемой проблемы; • тенденции развития проблемы; • накопленный опыт (положительный и отрицательный) решения проблемы; • предложения по решению проблемы; заключение. При подготовке к выступлению следует помнить, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает дополнительные проблемы во взаимоотношениях с аудиторией, если выступающий зачитывает готовый текст. В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. К этим преимуществам следует отнести: • варьирование тональности выступления; • возможность выделения главных мыслей, акцентирования внимания слушателей на отдельных элементах выступления; • использование стилистических форм повышения выразительности речи (риторических вопросов, форм диалога и т.д.). Поведение во время выступления должно способствовать достижению его целей, реализации подготовленного плана выступления (при необходимости — его оперативной корректировке), использованию продуманных заранее преимуществ устной речи. В то же время манера поведения выступающего не должна отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения. Поведение докладчика должно быть естественным, соответствующим проблематике выступления и составу аудитории. 3 Заключение Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению. Способ выступления Необходимо избрать способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории. Уловки оратора Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится. Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем на душе, если аудитория поверит в искренность выступающего. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой. Обратим внимание на некоторые часто встречающиеся… 1 Фразы Установлено, что коротки фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям. 2 Паузы Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!). 3 Обращение к аудитории Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания. 4 Комплимент Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдущего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории. 5 Реакция аудитории Во время выступления должно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу. 6 Приветствие и прощание Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало: - Позвольте представиться! В этой форму оттенок официальности выражен очень ярко. Возможны и другие формы представления – менее официальные: - Разрешите представиться! Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию. Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания: - До свидания! - Позвольте (разрешите) попрощаться… Нужно иметь ввиду, что во многих случаях перед прощанием желательно поблагодарить собравшуюся публику. Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту. 7Язык жестов и поз 1. Как держаться во время выступления Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене. Стоять нужно прями и перенести центр тяжести с пяток на носки. С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли. Очень важно контролировать скорость речи: при быстрой речи аудитория не воспринимает всего материала, а при медленной – люди отвлекаются. 8 Заключение Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя. Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
Лекция 4. Внешний облик делового человека
1. Общие правила формирования облика делового человека 2. Внешний облик делового мужчины 3. Внешний облик деловой женщины
4.1. Общие правила формирования облика делового человека
Специфика предпринимательской деятельности предъявляет весьма серьезные требования к внешнему облику ее участников. Внешний облик делового человека — это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнера его костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности и респектабельности. Аккуратный, со вкусом одетый, подтянутый — таков внешний облик делового человека, доброжелательно воспринимаемого окружающими партнерами и клиентами. И дело здесь не в какой-то изысканности вкуса, а в том, что внешность такого человека свидетельствует о его уважении к людям. Как и у всякой профессиональной группы людей, у предпринимателей сложился определенный стереотип в отношении одежды. Посетив любую международную ярмарку или выставку, можно заметить, что большинство стендистов проявляют удивительное сходство взглядов в выборе цвета галстука, сорочки или костюма. Необходимо помнить, что одежда отражает и подчеркивает индивидуальность, характеризует делового человека как личность. Внешний облик делового человека – это первый шаг к успеху, поскольку для потенциального партнер костюм служит кодом, свидетельствующим о степени надежности, респектабельности и успеха в делах. Вместе с тем не нужно стараться подавлять партнеров богатством своего облика: имитация богатства считается весьма неэтичным явлением в западном бизнесе. Служебная обстановка накладывает определенные требования к внешнему облику делового человека. В мире моды давно сложилось определенное понятие – «деловой костюм». Он, конечно, учитывает последние веяния и тенденции в моде, но при этом остается в определенной степени строгим и консервативным. Осуществляя подбор костюма в широком смысле (т. е. учитывая все сопутствующие компоненты), деловой человек должен руководствоваться следующими общими правилами: . единство стиля; . соответствие стиля конкретной ситуации; . разумная минимизация цветовой гаммы («правило трех цветов»); . сопоставимость цветов в цветовой гамме; . совместимость фактуры материала; . сопоставимость характера рисунка в различных компонентах одежды; соответствие качественного уровня аксессуаров (обуви, папки для бумаг, портфеля и т. п.) качеству основного костюма. Необходимо отметить, что главное правило, которое нужно выполнять, подбирая деловой костюм во всех его компонентах – общее впечатление опрятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить его партнера думать, что он столь же аккуратен будет в делах. В последнее время такие аксессуары, как часы, очки, ручки, стали не столько «средствами производства» делового человека, сколько символами его благосостояния; однако они не должны отвлекать партнера от общего восприятия вашего облика как квалифицированного специалиста и приятного собеседника. Если талантливый мужчина может сделать карьеру, даже имея неудачный имидж, то для женщины это практически невозможно. Ключевыми факторами, которые производят положительное впечатление на окружающих, являются: . элегантная одежда; . привлекательная прическа; . тонкий макияж; . впечатляющие аксессуары. Женщина может пользоваться значительно большей свободой в выборе фасона одежды, материала и цвета ткани, нежели мужчина. Таким образом, внешний облик делового человека является наглядной многомерной информацией: об экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональному слою, отношению к окружающим людям и т.д. Одежда является своеобразной визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. В настоящее время многие предприниматели считаются с советами модельеров. Основополагающими принципами при составлении гардероба, по их мнению, должна стать универсальность одежды. Если в гардеробе есть много вещей, которыми редко пользуются, значит, гардероб составлен неправильно. Как ни странно, современный деловой мир консервативен в вопросах моды. В рабочее время принято носить более светлые костюмы, чем на приемах, причем тона костюмов в летнее время должны быть светлее, чем в зимнее время. Костюмы ярких тонов, как правило, в рабочее время не носят. 4.2. Внешний облик делового мужчины
Для российских мужчин понятие «имидж», несомненно, является новым. О том свидетельствуют результаты опроса на улицах семи крупных городов: Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Сочи, Красноярск, Екатеринбург и Мурманск. Мужчинам задавалось два вопроса: «Что такое имидж?» и «Какой у вас имидж?». В пятидесяти случаях из семидесяти возможных сильный пол отвечал что-то совершенно невразумительное об имидже, десять человек вообще не знали, о чем идет речь, и только пять человек смогли сказать, что имидж что-то стильное, косвенным образом связанное с модой. Возрастные рамки опрашиваемых колебались от 20 до 50 лет, кроме того, приличный внешний вид был одним из критериев отбора претендентов. А между тем габитарный имидж — это первый шаг к успешной карьере. От одежды зависит первое впечатление о человеке. Ведь «организованный гардероб» свидетельствует об организованности его хозяина и степени его надежности. Особенно это актуально для деловых мужчин. Кого же можно считать деловым мужчиной? Если отталкиваться от словообразования, то, во-первых, деловой мужчина — это тот, у кого есть свое дело (так называемый, бизнесмен), которое приносит относительно приличный доход. Также деловым мужчиной можно считать тех, кто не имеет собственного дела, но имеет высокооплачиваемую работу в какой-либо организации, фирме: – менеджеры; – начальники, директора; – банковские служащие; – юристы и т.п. Сюда же входят руководители политических организаций, политики, государственные служащие… Итак, деловой мужчина — это мужчина в самом расцвете сил, полный энергии и жизнерадостности, удачлив, предприимчив, обладающий достойной репутацией надежного человека. Основным для положительного имиджа делового мужчины является его внешний вид (прическа, одежда, аксессуары). Так как, внешний вид — визитная карточка, презентация вашей работоспособности, аккуратности и надежности. Доказательством выше сказанного служит то, что многие карьеры рушились из-за неправильно подобранного костюма нелепого внешнего облика людей, пусть даже обладающих талантами в сфере профессиональной деятельности. Мы убедились, что внешний вид делового мужчины является не менее важным, чем внешний вид деловой женщины. Теперь можно перейти к тому, как должен выглядеть деловой мужчина, независимо от того, занимает ли он высокий пост или только начинает карьеру. Деловой стиль — вот то, что необходимо для удачного продвижения по службе. А этот стиль предполагает — классический мужской костюм. Деловой костюм. Классический костюм позиционирует солидность, элегантность и серьезность. Деловой костюм строится на прямых вертикальных линиях. Он достаточно консервативен, главная черта — это строгость, покрой должен быть как можно более приближен к силуэту фигуры. Выбор фасона (однобортный или двухбортный и т.п.) зависит от вкуса и того, на сколько он подходит к вашей фигуре. Правильно подобранный костюм может скрыть недостатки фигуры и подчеркнуть ее достоинства. Главный принцип — костюм должен подходить по размеру и должен быть хорошо «подогнан» по фигуре. Если вы небольшого роста, то лучше подойдет однобортный пиджак, в котором вы будете выглядеть выше. Пиджак с подбитыми плечами помогает скрыть излишне узкие плечи. Широкие брюки делают фигуру приземистой и могут скрыть худые ноги. Костюм должен быть неброского, неяркого цвета и обязательно подходить к цветотипу. Рисунок допускается, но он не должен быть ярких, контрастных оттенков. Выбор рисунка для делового костюма достаточно ограничен — это мелкая клетка, узкая вертикальная полоска. Ткани традиционные для мужского костюма, но обязательно качественные и не слишком мнущиеся. Высоким, стройным идет одежда из ворсистых тканей. Полная фигура требует осмотрительности в выборе материала. В этом случае более приемлемы гладкие ткани неярких тонов и с рисунком в узкую полоску, расположенную вертикально. В рабочее время принято носить не слишком светлые костюмы. Тона костюмов в летнее время светлее, чем в зимнее. Рубашка. В ансамбле мужского костюма велика роль рубашки (сорочки). Очень важно, чтобы она гармонировала с костюмом. Рубашка не должна быть темнее пиджака, должна быть из ткани хорошего качества, тонкой. Чаще рубашки однотонные, но допускается и мелкая, чуть заметная полоска или клетка. Необходимо, чтобы цвет и рисунок рубашки сочетались с цветом и рисунком на ткани костюма. К однотонной сорочке идут костюмы с рисунком, к сорочке в полоску или клеточку — однотонные, спокойные расцветки. Главное в выборе рубашки — это строгость и элегантность. Воротник должен быть не слишком маленьким, но и не слишком большим. Не допускаются рубашки с короткими рукавами. Манжеты должны быть видны из-под рукавов пиджака примерно на 2 см. Галстук. Галстук — это основное украшение мужского костюма. В выборе галстука проявляется личность мужчины, его вкус. Ширина и длина галстука зависит от моды и от комплекции мужчины. Крупным мужчинам не следует носить узкие и короткие галстуки и, наоборот, некрупным одевать большие галстуки, это выглядит некрасиво, если не сказать смешно. Цвет этого неотъемлемого аксессуара делового мужчины должен находиться в прямой зависимости от цвета рубашки и всего костюма в целом. При выборе галстука следует помнить о двух правилах: 1) либо галстук выбирается одного цвета с костюмом, но светлее или темнее его по тону, в результате чего цвет галстука и костюма будут дополнять друг друга; 2) либо костюм и галстук должны быть контрастны, но этот контраст должен быть единственным в вашем туалете. К однотонной сорочке идут галстуки с рисунком, к сорочке в полоску или клетку — однотонные, однотонные, спокойной расцветки. Если вы хотите надеть пестрый галстук к костюму из ткани с рисунком, то следует помнить, что рисунок костюма и галстука не должны повторяться (например, ткань костюма в чуть заметную темную полоску, тогда галстук в более светлую тонкую полоску на искосок). Обувь, носки. Казалось бы, такая мелочь как носки. Но и здесь в деловом стиле существуют свои правила. Предпочтительны темные, тонкие и гладкие носки, которые должны быть длинными и хорошо держаться на ноге. Носки подбираются в тон к костюму. Обувь — одна из важных элементов мужского костюма. Именно она придает законченность всему внешнему облику мужчины. К деловому стилю подойдут классические ботинки или туфли на тонкой подошве со шнурками или на пряжке, однотонные, без броских элементов, из натуральной кожи. Обувь должна сочетаться с цветом костюма (черные или темно-коричневые). Цветовая гамма. Мы подошли к основной проблеме — подборке цветовой гаммы делового костюма. От того, на сколько правильно подобраны тона всех элементов мужского костюма и на сколько они гармонируют с внешностью зависит многое. Если даже фасон костюма идеально идет вам и пиджак подчеркивает все достоинства вашей фигуры, галстук безупречно завязан, а по цвету элементы костюма подобраны безвкусно, то все впечатление пойдет на смарку. А произойдет это только потому, что нет гармонии цвета и стилистического решения. Главное правило в подборе цвета: все составные части (компоненты) костюма делового мужчины должны сочетаться по цветовой гамме и рисунку. Какие же цвета подойдут к деловому костюму? Несомненно это неяркие, приглушенные тона: темно-синий, темно-серый в тонкую полоску наиболее распространенный тип костюма. Кроме этих традиционных цветов подойдут черный, коричневый, песочный, голубой, серый и т.д. все зависит от вашей внешности, вашего цветотипа. Рубашка не должна быть темнее самой темной нити пиджака. В деловом мире используется традиционно белая или светлая рубашка (голубая, бежевая, в полоску или клетку и т.п.). Галстук тщательно подбирается по цвету к рубашке и всему костюму в целом. Универсальными цветами для галстука считается малиновый и бордовый. Черный галстук одевается только в случае траура или если это положено с формой одежды. Нежелательно, если в цветовой гамме вашего костюма более трех цветов. Существует несколько традиционных сочетаний. Если ваш костюм черный, то с ним сочетаются рубашки и галстуки, аксессуары почти всех расцветок (предпочтительно светлые тона). Сложнее с другими цветами. Если костюм коричневого цвета, остальные элементы должны быть бежевого, песочного, светло-желтого, серого цвета. Для синего костюма подойдут белые, голубые, темно-серые, сиреневые сопутствующие элементы одежды и аксессуары, а для зеленого — коричневые, бежевые, светло-голубые. К серому костюму — детали черного, голубого, фиолетового и светло-зеленого цвета. Обувь должна сочетаться с цветом костюма. Для темного костюма — ботинки черного цвета, для костюмов коричневых тонов — ботинки такого же оттенка. Модельерами разработаны основные цветовые сочетания элементов мужского костюма. Пользуясь данными таблицы (см. табл.1), нужно помнить, что определяющие цветовые сочетания хороши применительно к современной внешности. Табл. 1. Цветовые сочетания элементов мужской одежды. [4] Костюм Рубашка Галстук Ботинки Носки
1 2 3 4 5 Серый Белая, голубая, розовая, цвета слоновой кости Любого цвета Черные В тон галстуку
Темно-серый Белая, светло-розовая Красно-черный Черные Черные
Темно-голубой Белая, слоновой кости Серо-красно-бордовый Черные, темно-коричневые Серые, бордовые
Темно-синий Белая Бело-красно-голубой Черные Темно-голубые, темно-бордовые
Темно-зеленый Слоновой кости Красно-зелено-коричневый Коричневые Коричневые
Песочный Светло-голубая Темно-голубой Светло-коричневый Светло-голубые
1 2 3 4 5 Светло-коричневый Белая, розовая, табачная Зеленый, бордовый, красно-черный Кофейные, красно-коричневые Бордовые
Темно-коричневый Белая, бежевая, светло-розовая Зеленый, коричневый, красно-черный Коричневые Кофейные бордовые
Черный Белая Серебристо-серый, красно-коричневый Черные Дымчатые черные, темно-фиолетовые
Аксессуары. Начнем с сумки и сопутствующих элементов. Для всех бумаг и документов подойдет аташе-кейс из хорошей кожи, однотонный, желательно темных или холодных оттенков. В аташе-кейсе должен быть порядок, что укажет на вашу аккуратность. Деловому мужчине просто необходима записная книжка или ежедневник в хорошем переплете и приличная ручка, предпочтительно дорогая, чернильная ручка. Особое внимание в современное время уделяется застежке для галстука — она должна сочетаться по цвету с галстуком. Предпочтительней застежка нейтрального цвета, однотонная, на тон светлее или темнее галстука. Еще одна деталь костюма современного делового мужчины, связанная с цветом галстука, — платочек-паше, который вставляется в верхний карманчик пиджака. Этот платочек должен быть одного цвета с галстуком или резко контрастировать с ним. Еще один аксессуар, подбирать который нужно как можно тщательнее, — ремень. Он должен быть из натуральной кожи, пряжка должна быть средних размеров. Ремень подбирается в тон к костюму, но главное правило: цветовой оттенок ремня и обуви должен быть максимально приближен или совпадать. Очень важный аксессуар для делового мужчины — часы. Часы — это единственное украшение, которое может себе позволить деловой мужчина, поэтому они должны быть красивыми, элегантными, в классическом стиле. Другие украшения (различные цепи, перстни) неуместны. Самый лучший вариант — ограниченность такими украшениями, как обручальное кольцо, если вы желаете. Прическа, лицо, руки. У делового мужчины должна быть хорошая короткая стрижка, которая подходит к типу лица, возрасту, состояние волос. Недопустима в деловом мире и щетина, даже однодневная. Борода нежелательна, но если она есть, то необходимо ухаживать за ней ежедневно: подстригать, брить, мыть шампунем. Что касается парфюмерии, то здесь существует одно правило: во всем должна быть мера «кто пахнет слишком хорошо, тот пахнет дурно». Многие считают, что за руками должна следить только женщина. Это не так. Неухоженные ногти и руки охарактеризуют вас как неопрятного и неаккуратного мужчину. Поэтому потрудитесь следить за тем, чтобы руки были ухоженными. Рекомендации. Деловой классический костюм — это одежда для делового мужчины. Своим внешним видом он должен позиционировать надежность, силу, уверенность в себе, аккуратность. Главное в подборе костюма — это: 1) костюм должен хорошо «сидеть» на вас и подчеркивать достоинства фигуры, при этом скрывать ее недостатки; 2) основное правило: гармония цветосочетания всех элементов костюма (начиная с галстука и заканчивая носками). Цвет выбирается в соответствии с внешностью. Все аксессуары должны гармонировать по стилю и цвету с одеждой. Из украшений допускаются часы и обручальное кольцо. Деловой мужчина должен не менее тщательно, чем женщина, следить за своей прической, лицом и руками. Главное в культуре одежды делового мужчины гармоничность сочетания всех элементов костюма стилистики и по цвету и чувство хорошего вкуса и меры.
- 1.1. Сфера межличностных отношений
- 1.4. Природа и сущность этики деловых отношений
- 1.5. Особенности межличностных отношений в рабочей группе
- 2.2. Тактика поведения в ситуациях приветствия и представления
- 2.2. Средства выразительности речи
- 3.4. Подготовка устного публичного выступления
- 4.3. Внешний облик деловой женщины
- 5.2. Значение психологической обстановки беседы
- 6.1. Подготовка к телефонному разговору
- 6.2. Правила телефонного разговора
- 6.3. Искусство ведения телефонных переговоров
- 7.2. Правила поведения на переговорах
- 7.5. Типичные ошибки при ведении переговоров
- 8.2. Психологические характеристики руководителей
- 9.6. Подготовка конференций
- 11.1. Австралия
- 11.2. Америка
- 11.3. Африка
- 11.4. Ближний Восток и Израиль
- 11.5. Германия, Греция, Франция
- 11.6. Индия. Китай и Япония
- 11.7. Испания и Италия
- 11.8. Нидерланды и Скандинавия
- 11.9.Турция и Юго-Восточная Азия