31. Психологическое консультирование при зависимостях.
Зависимость — навязчивая потребность человека, определяющая его поведение, мысли, эмоциональные реакции.
Разделяют зависимости: алкогольную, наркотическую, никотиновую, игровую, зависимость от людей, особенностей поведения, еды, секса, работы и т. п.
Самая распространенная зависимость- алкоголизм- личностные нарушения, проявляющиеся в физической и психической зависимости.
Выбор способов конкретной помощи алкоголику зависит от взгляда консультанта на этиологию алкоголизма и личность алкоголика.
Подходы:
« наставления» Консультант при таком подходе прямо говорит клиенту, что он думает об алкоголиках вообще и конкретно о клиенте, а также разъясняет, что тот должен делать. Разумеется, следует перестать пить, больше времени уделять семье, работе, найти хобби и т.п.
Консультанты всю свою энергию направляют на раскрытие трудностей и проблем, избегаемых клиентом. Консультант должен быть любезен с клиентом, однако не мягкосердечен, поскольку очень легко можно стать жертвой манипуляций клиента, ведь алкоголики отличаются умением вызывать сочувствие, привлекать на свою сторону и таким образом удерживать консультанта на безопасном расстоянии.
поверхностный подход избегание консультантом обсуждения острых вопросов и отказ от проникновения в его внутренний мир.
Но эти подходы малоэффективны. Клиент снова возвращается к алкоголю. Это ранит профессиональное самолюбие и является одной из главных причин, почему многие консультанты и психотерапевты отказываются помогать алкоголикам.
Прежде всего консультанту следует иметь в виду, что некоторым алкоголикам вообще нельзя помочь. Важно также мнение консультанта об алкоголике.
Консультант должен учитывать деструктивность алкоголика по отношению к самому себе. Сопротивляясь консультанту, алкоголик избегает самопонимания. Поскольку самодеструктивная тенденция составляет чуть ли не суть проблемы алкоголизма, надо всячески выставлять ее перед клиентом. Не осознав стремления к саморазрушению, клиент не поймет причины своего пристрастия к алкоголю. Очень важно, как говорить об этом. Консультант должен не только объяснить смысл теперешних действий клиента, но и предсказать его поведение после прекращения консультирования и чем все кончится. Предвидение, основанное на реалиях жизни клиента, предоставит ему определенную точку отсчета — когда многое из того, о чем говорил консультант, начнет сбываться, клиент сможет спокойнее посмотреть на свое прошлое без излишней озлобленности и вины. Подобная тактика консультанта гораздо эффективнее, чем морализирование.
Работая с алкоголиком, консультант должен учитывать некоторые принципы:
консультирование может происходить, только когда клиент не пьет. Пьющему клиенту помочь невозможно;
контакт с клиентом-алкоголиком довольно амбивалентен, поскольку зависимость от консультанта смешивается с враждебным, манипулятивным отношением к нему. Консультанту приходится усиливать зависимость клиента от себя, заменяя ею зависимость от алкоголя, которую алкоголик склонен отрицать. Он думает, что может контролировать как свое пьянство, так и жизнь вообще, хотя в действительности все наоборот;
консультант обязан разобраться в своих реакциях контрпереноса по отношению к клиенту. Консультант должен четко понимать, что он не в силах остановить пьянство алкоголика. Он может лишь помочь алкоголику стремиться к трезвости, но не способен заставить его бросить пить. Клиент только собственными усилиями может полностью освободиться от пьянства. Понимая действительность, консультант должен установить допустимые пределы проступков клиента и условия, при соблюдении которых возможно консультирование. Если условия не будут приняты, консультирование необходимо прекратить, но все же оставить открытой дверь для возвращения клиента.
- 26. Психологическое консультирование при птср.
- 27. Психологическое консультирование «немотивированных» клиентов.
- 28. Психологическое консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
- 29. Психологическое консультирование асоциальных личностей.
- 30. Психологическое консультирование истерических личностей.
- 31. Психологическое консультирование при зависимостях.
- 32 Психологическое консультирование психически больных и членов их семей.
- 33 Психологическое консультирование жертв насилия. Семейное насилие.
- 34 Психологическое консультирование семейных пар
- 35 Системная семейная психотерапия
- 36 Психологическое консультирование родителей подростков
- 37 Отношения между родителями и взрослыми детьми
- 38. Психологическое консультирование пожилых людей.
- 39. Психологическое консультирование в младшей школе.
- 40. Психологическое консультирование подростков. Профориентация.
- 41. Нейропсихологический подход в коррекции.
- 42. Коррекция пространственных представлений.
- 43. Коррекция страхов у детей и взрослых.
- 44. Коррекция агрессивного поведения у детей и подростков.