logo search
вопрос26-44

31. Психологическое консультирование при зависимостях.

Зависимость — навязчивая потребность человека, определяющая его поведение, мысли, эмоциональные реакции.

Разделяют зависимости: алкогольную, наркотическую, никотиновую, игровую, зависимость от людей, особенностей поведения, еды, секса, работы и т. п.

Самая распространенная зависимость- алкоголизм- личностные нарушения, проявляющиеся в физической и психической зависимости.

Выбор способов конкретной помощи алкоголику зависит от взгляда консультанта на этиологию алкоголизма и личность алкоголика.

Подходы:

  1. « наставления» Консультант при таком подходе прямо говорит клиенту, что он думает об алкоголиках вообще и конкретно о клиенте, а также разъясняет, что тот должен делать. Разумеется, следует перестать пить, больше времени уделять семье, работе, найти хобби и т.п.

  2. Консультанты всю свою энергию направляют на раскрытие трудностей и проблем, избегаемых клиентом. Консультант должен быть любезен с клиентом, однако не мягкосердечен, поскольку очень легко можно стать жертвой манипуляций клиента, ведь алкоголики отличаются умением вызывать сочувствие, привлекать на свою сторону и таким образом удерживать консультанта на безопасном расстоянии.

  3. поверхностный подход избегание консультантом обсуждения острых вопросов и отказ от проникновения в его внутренний мир.

Но эти подходы малоэффективны. Клиент снова возвращается к алкоголю. Это ранит профессиональное самолюбие и является одной из главных причин, почему многие консультанты и психотерапевты отказываются помогать алкоголикам.

Прежде всего консультанту следует иметь в виду, что некоторым алкоголикам вообще нельзя помочь. Важно также мнение консультанта об алкоголике.

Консультант должен учитывать деструктивность алкоголика по отношению к самому себе. Сопротивляясь консультанту, алкоголик избегает самопонимания. Поскольку самодеструктивная тенденция составляет чуть ли не суть проблемы алкоголизма, надо всячески выставлять ее перед клиентом. Не осознав стремления к саморазрушению, клиент не поймет причины своего пристрастия к алкоголю. Очень важно, как говорить об этом. Консультант должен не только объяснить смысл теперешних действий клиента, но и предсказать его поведение после прекращения консультирования и чем все кончится. Предвидение, основанное на реалиях жизни клиента, предоставит ему определенную точку отсчета — когда многое из того, о чем говорил консультант, начнет сбываться, клиент сможет спокойнее посмотреть на свое прошлое без излишней озлобленности и вины. Подобная тактика консультанта гораздо эффективнее, чем морализирование.

Работая с алкоголиком, консультант должен учитывать некоторые принципы: