logo
"Я-концепция" в структуре социально-психологического знания

1.2 Я И КУЛЬТУРА

Как вы закончили предложение «Я -- ...»? Сообщили о своих индивидуальных особенностях, таких как «Я -- честный», «Я -- высокий» «Я -- общительный»? Или поведали также и о ваших социальных связях и групповой идентичности, например: «Я -- католик», «Я -- Мак-Дональд» или «Я -- канадец»?

Для некоторых людей, особенно в индустриальных западных культурах, идентичность в значительной степени является информацией о себе. Юность -- время отделения от родителей и определения своего личного, независимого Я. Если мы находимся вдали от дома в чужой стране, то наша идентичность (идентичность уникального индивида с присущими ему способностями, чертами, ценностями и мечтами) останется нетронутой. Психология западных культур предполагает, что жизнь будет богаче, если вы определите свои возможные Я и поверите в собственную силу личного контроля. Не следуйте тому, что от вас ждут другие. Будьте самим собой. Ищите свое счастье. Делайте свое дело. Чтобы любить других, сначала полюбите себя.

Западная литература от «Илиады» до «Приключений Гекльберри Финна» прославляет человека, полагающегося на свои собственные силы. В фильмах действуют сильные герои, бросающие вызов истеблишменту. В песнях провозглашают: «Я поступаю, как считаю нужным» и «Я стал самим собой» -- и преклоняются перед «самой большой любовью» -- любовью к себе.

Человек с взаимозависимым Я в большей степени ощущает принадлежность к чему-либо или кому-либо. Оторванный от дома и семьи, от коллег и верных друзей, индивид может утратить социальные связи, которые определяют, кто он. У человека не одно, а множество Я: Я с родителями, Я на работе, Я:

А. Независимый взгляд на собственную личность

Б. Взаимозависимый взгляд на собственную личность

Независимое Я признает взаимоотношения с другими. Взаимозависимое Я находится в более тесном единстве с другими.

Как видно из таблицы, взаимозависимое Я находится в социальном единстве и отчасти определяется им. Значит, цель общественной жизни не столько в расширении Я индивида, сколько в достижении гармонии со своим сообществом и его поддержке. Самооценка тесно взаимосвязана с тем, «что другие думают обо мне и моей группе». Для людей в индивидуалистических культурах, и особенно для меньшинств, которые научились игнорировать предубеждения других, оценка себя и своей группы другими не имеет такого большого значения.

А становится ли Я-концепция более индивидуализированной, когда Восток встречается с Западом (что случается, например, благодаря влиянию Запада)

Таблица «Я-концепция: независимая или взаимозависимая»

НЕЗАВИСИМАЯ

ВЗАИМОЗАВИСИМАЯ

Самоопределение есть

Нечто личное,

Нечто общественное,

определяемое

определяемое

индивидуальными

связями с другими

особенностями

и целями

Что имеет значение

Я -- мои личные

Мы -- групповые

достижения и успехи;

цели и солидарность;

мои права и свободы

наши общественные

обязанности

и взаимоотношения

Не одобряет

Конформизм

Эготизм

Показательный лозунг

«Будь верен самому

«Никто из нас не остров»

себе»

Культуры,

Индивидуалистические

Коллективистские

которые поддерживают

западные

азиатские и страны

Я-концепцию

третьего мира

Чувство Я помогает нам организовать свои мысли и действия. Когда мы перерабатываем информацию, касающуюся нас, то запоминаем ее хорошо (феномен, называемый «эффект ссылки па себя»). Элементы нашей Я-концепции -- особые Я-структуры, которые руководят переработкой информации, относящейся к нам, и возможными Я, о которых мы мечтаем или которых пугаемся. Самоуважение -- всеобъемлющее чувство собственного достоинства, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и способности.

Самопознание, однако, имеет слабые стороны. Мы часто не знаем, почему ведем себя так, а не иначе. Если сильное влияние на наше поведение не бросается в глаза наблюдателю, мы тоже можем его не заметить.

Люди различаются своими Я-концепциями. Одни, особенно в индивидуалистических западных культурах, принимают концепцию независимого Я. Другие, часто в Азии и культурах стран третьего мира, -- взаимозависимого Я. Эти противоположные идеи способствуют культуральным различиям в социальном поведении.

Имеют ли на нас влияние тысячи примеров повышения в должности благодаря личным качествам, а не трудовому стажу; наставления «верить в свои собственные силы»; киноленты, где полицейский-одиночка ловит преступника, несмотря на то, что другие препятствуют ему? «Могут иметь», -- сообщают Стивен Хеппе и Даррин Леман. У японских студентов, выезжавших по обмену и пробывших семь месяцев в университете Британской Колумбии, повысилось самоуважение. У иммигрантов из Азии, долгое время живущих в Канаде, самоуважение выше, чем у недавно иммигрировавших и тех, кто живет в Азии.

Чувство Я помогает нам организовать свои мысли и действия. Когда мы перерабатываем информацию, касающуюся нас, то запоминаем ее хорошо (феномен, называемый «эффект ссылки па себя»). Элементы нашей Я-концепции -- особые Я-структуры, которые руководят переработкой информации, относящейся к нам, и возможными Я, о которых мы мечтаем или которых пугаемся. Самоуважение -- всеобъемлющее чувство собственного достоинства, которое влияет на то, как мы оцениваем свои особенности и способности.

Самопознание, однако, имеет слабые стороны. Мы часто не знаем, почему ведем себя так, а не иначе. Если сильное влияние на наше поведение не бросается в глаза наблюдателю, мы тоже можем его не заметить.

Люди различаются своими Я-концепциями. Одни, особенно в индивидуалистических западных культурах, принимают концепцию независимого Я. Другие, часто в Азии и культурах стран третьего мира, -- взаимозависимого Я. Эти противоположные идеи способствуют культуральным различиям в социальном поведении.