2.3 КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Несмотря на распространенное мнение, что беспомощность приводит к активным общественным действиям, действительность такова, что гораздо чаще она вызывает апатию. По сравнению с апатичными людьми члены пострадавших групп, выступающие с протестами, обычно в большей степени гордятся своими достижениями и сильнее верят в свои возможности влиять на события. Во многих странах студенты университетов (не самые обездоленные члены общества) находятся в первых рядах политически активных людей. По словам Альберта Бандуры, люди, обладающие чувством коллективного результата, будут мобилизовывать свои усилия и возможности, чтобы преодолеть внешние препятствия и добиться перемен. Но те, кто убежден в своей бесполезности, прекратят всяческие попытки, даже несмотря па то что с помощью согласованных усилий можно добиться перемен... Как общество, мы пользуемся благами, оставленными теми, кто был до нас, кто коллективно сопротивлялся негуманности и работал па благо социальных реформ, которые обеспечивают лучшую жизнь. Наша собственная коллективная эффективность, в свою очередь, сформирует условия жизни для следующих поколений.
Хотя психологическое исследование и толкование самоэффективности является новым, акцент на вашей личной опзетствепности за свою жизнь и реализацию своего потенциала не нов. Тема «Ты можешь сделать это», пронизывающая книги Горацио Алджера о быстром обогащении, является бессмертной американской идеей Мы находим ее в бестселлере 50-х годов «Сила позитивного мышления», автор -- Норман Винсента Пила. «Если вы мыслите позитивно, вы получите позитивные результаты. Это просто факт». Она появляется в книгах из серии «Помоги себе сам» и видеофильмах , которые убеждают людей добиваться цели с помощью позитивных психических установок
Изучение самоэффективности дает нам большую уверенность в традиционных добродетелях, таких как настойчивость и надежда. Все же Бандура полагал, что самоэффект ипность возрастает в первую очередь не от самовнушения («Я думаю, что могу. Я думаю, что могу») или чрезмерного расхваливания («Ну, ты -- гений1 Ты -- человек! Ты прекрасен») Ее основной источник -- обращение к трудным, бросающим вызов, но все же реалистичным задачам и достижение цели. После того как женщина усовершенствует физические навыки, необходимые для отражения нападения с целью сексуального насилия, она чувствует себя менее уязвимой, менее тревожной и более уверенной. Добившись успехов в учебе, студенты убеждаются в своих академических способностях, что, в свою очередь, стимулирует их работать упорнее и добиваться большего. Делать все, что в твоих силах, и добиваться этого -- означает чувствовать себя более уверенным и способным.
- Введение
- 1. Я-КОНЦЕПЦИЯ
- 1.1 САМОПОЗНАНИЕ
- 1.2 Я И КУЛЬТУРА
- 2. САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ
- 2.1 ЛОКУС КОНТРОЛЯ
- 2.2 ПРИОБРЕТЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ -- САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
- 2.3 КОЛЛЕКТИВНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
- 3. ПРЕДРАСПОЛОЖЕНИЕ В ПОЛЬЗУ СВОЕГО Я
- 3.1 ОБЪЯСНЕНИЯ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ СОБЫТИЙ
- 3.1 МОЖЕМ ЛИ МЫ ВСЕ БЫТЬ ВЫШЕ СРЕДНЕГО?
- 3.3 НЕРЕАЛИСТИЧНЫЙ ОПТИМИЗМ
- 3.4 ЛОЖНЫЙ КОНСЕНСУС И УНИКАЛЬНОСТЬ
- 3.5 МОТИВАЦИЯ САМОУВАЖЕНИЯ