Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

дипломная работа

2.1 Характеристика диагностическрй программы, направленной на выявление особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Исследование проводилось на базе ГОУ ТО « Тульской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида» №3. В исследовании принимали участие дети 8-9 летнего возраста в количестве 8 человек с умственной отсталостью.

В качестве методов, направленных на выявление особенностей агрессивного поведения у младших школьников с умственной отсталостью использовались следующие методики: Методика «Несуществующее животное», предложена М.З. Дукаревич, Методика «тест руки» (Э.Вагнер), Методика «Кактус», Методика «Тест Розенцвейга» (детский вариант).

Таблица 1. Диагностическая программа

Название методики, автор

Цель методики

Исследуемый критерий

Методика «Несуществующее животное», предложена М.З. Дукаревич

Диагностика личностных особенностей

Личностные особенности ребенка

Методика «Тест руки», предложена Э. Вагнер

Прогнозирование явного агрессивного поведения

Агрессивное поведение

Методика «Кактус» (М.А. Панфилова)

Диагностика наличия агрессивности по специфическим графическим деталям изображения

Агрессивное поведение

Методика «Тест Розенцвейга» (детский вариант) разработан и апробирован В.В. Добровым

Исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих удовлетворению потребностей личности

Агрессия, качества личности, межличностные отношения

Краткое описание использованных методик.

1. Методика “Несуществующее животное” (М.З. Дукаревич)

Методика "Рисунок несуществующего животного" (РНЖ)- одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. В основном проводится в режиме взаимодействия "психолог-ребенок" с целью выяснения или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Автор методики: М.З. Дукаревич.

Форма проведения: индивидуальная

Тип методики: проективная, по составу - ориентировочный

Инструкция. "Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием". Далее можно уточнить, что не желательно брать животное из мультфильмов, т.к. оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят.

Для проведения необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть ориентирована вертикально.

Интерпретация результатов проводилась путем количественно - качественной обработки данных (описание - приложение ) (35):

11-16 - высокий уровень выраженности агрессии;

5-10 - средний уровень;

4 и менее - низкий уровень

2. Методика Тест Розенцвейга (детский вариант)

Данный вариант стимульного материала теста Розенцвейга содержащий 15 картинок, разработан и апробирован В.В. Добровым

Цель методики: выявление степени выраженности мотива агрессивности в поведении младших школьников в различных жизненных ситуациях.

Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэтому напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал».

Учитывая особенности развития детей, психолог самостоятельно записывает ответы детей в специальных бланках.

Обработка данных: Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется отдельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:

1. Агрессивные реакции.

2. Неагрессивные реакции.

К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них является враждебной (агрессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.

К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в ответах испытуемого не должно содержаться.

В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессивных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (агрессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций оказывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен.

Если количество агрессивных реакций 5-0; а неагрессивных 10-15 - мотив агрессивности выражен слабо. Если количество агрессивных реакций 7-9, а неагрессивных - 8-6 - мотив агрессивности является умеренно выраженным. Если количество агрессивных реакций 10-15, анеагрессивных 5-0 - мотив агрессивности ярко выражен.

3. Методика “Тест руки” (Э.Вагнер)

Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. Ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке.

Методологическим обоснованием теста руки является предположение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать и реальное поведение.

Ответы ребенка классифицируются по 11 категориям, одна из которых агрессивность.

Порядок работы с методикой: ребенку в стандартной последовательности предъявляют все 10 карточек и просят ответить на вопрос: “Что, по вашему мнению, делает эта рука?”. Если он затрудняется с ответом: “Как вы думаете, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые можете себе представить”. Все ответы испытуемого фиксируются в протоколе. Положение, в котором ребенок держит карточку, произвольно, но оно также фиксируется в протоколе. В ходе тестирования желательно получить по несколько ответов (в среднем 2-3) на каждую предъявленную карточку. Для этого после первого высказывания ребенка следует спросить: “Хорошо, а еще что?”. После следующего ответа повторить вопрос. Если экспериментатор почувствует, что его действия встречают сопротивление, рекомендуется перейти к другой карточке. В случае, если по первым 2-3 карточкам ребенок отказывается давать более одного ответа, придется в дальнейшем этим ограничиться.

Тест руки может применяться во всех тех случаях, когда психолога интересует такая черта личности как агрессивность. Необходимо обратить внимание, что методика создавалась с определенной целью и направлена на выявление агрессивности в первую очередь, а затем уже на другой класс установок. Получаемая информация требует дальнейшей проверки и нуждается в более полном и глубоком обосновании.

4. Графическая методика «Кактус» (М. А. Панфилова)

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет. Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка, выявить наличие агрессии, ее направленность, интенсивность и т. п.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Интерпретация результатов: При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, сила нажима карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и т.д.), характеристика иголок (размер, расположение, количество), которые могут говорить о таких качествах испытуемых, как агрессивность, импульсивность, неуверенность в себе и т.п.

Осуществляя психодиагностику детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, следует иметь в виду, что тестовые задания не должны требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими познавательными процессами. Если это условие не учитывается, то в результате тестирования возникает опасность получить такие данные, которые не вполне соответствуют реальному уровню познавательного развития ребенка.

Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагностические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволит адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными.

Делись добром ;)