Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

дипломная работа

2.2 Характеристика коррекционно-развивающей программы, направленная на коррекцию агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Психологическая коррекция - комплекс мер и способов влияния на ребенка, коррекции его поведения, привычек, взглядов, инструментов формирования его памяти, внимания и мышления в целом. Вместе с тем психологическая коррекция должна содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Поэтому она основывается на следующих принципах:

- принцип гуманизма и ненасильственного взаимодействия;

- принцип сотрудничества, личностно-ориентированного взаимодействия;

- принцип систематичности, последовательности и постепенности.

Согласно положениям индивидуальной терапии требуется:

1. Нахождение причин агрессивного поведения ребенка

2. Договоренность о проведении коррекционно-развивающей программы с родителями и поддержка с их стороны

3. Подбор оптимальных техник, зависящих от возраста, психологического и умственного развития ребенка, а также опыт специалиста, проводящего занятия, его умения использовать или иные методологические приемы

4. Организация психокоррекционных развивающих занятий с приоритетом интересов ребенка

Исходя из данных, полученных в результате проведения диагностики, нами была составлена и апробирована на практике программа коррекции проявления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Цель коррекционной программы: научить детей системе управления своим агрессивным поведением, ослаблению негативных эмоций, поиску альтернативных способов удовлетворения собственных потребностей.

Задачи коррекционной программы:

Знакомство подростков с особенностями агрессивного поведения, факторами, влияющими на формирование агрессивного поведения, способами «борьбы с агрессией».

Снижение уровня агрессивности.

Снижение эмоционального напряжения, тревожности.

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё.

Обучение релаксации.

Критерии эффективности коррекционной программы:

развитие индивидуальных личностных качеств подростка;

раскрытие творческих ресурсов ребенка;

гармонизация внутреннего мира, адекватность и гибкость его самооценки;

положительная динамика поведенческих проявлений;

снятие уровня тревожности, эмоционального напряжения, снижение уровня агрессивности.

Объект коррекции и развития: младшие школьники (2 класс) с умственной отсталостью.

Схема коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми укладывается в рамки четырех пунктов:

1. Установление контакта с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы;

2. Вызов эмоциональной реакции агрессии, выявление источника раздражения и успокоение ребенка;

3. Изменение поведенческих стереотипов и реакций, повышение самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим;

4. Выработка и закрепление навыков нормального поведения, социально приемлемой коммуникации

Структура каждого занятия начинается с приветствия и заканчивается процедурой прощания, включающей улыбку и доброе пожелание. Главными методологическими приемами являются игры, рисование, беседы, релаксация. При этом категорически нельзя навязывать ребенку свое мнение, пытаться изменить его темперамент и делать ответственным за результаты занятий.

Поведение психолога или психотерапевта, проводящего занятий по коррекционно-развивающей программе, должно служить образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка. Психолог, проявляющий во время занятий внимание, сочувствие, искренность и доброту, может сделать коррекционную программу намного более эффективной.

Работа по коррекции агрессивности должна проводиться в 3-х направлениях:

1 направление. Работа с гневом.

Гнев - это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его, уже не на того, кто вызвал это чувство, а на подвернувшегося под руку или на того, кто слабее и не сможет дать отпор.

Человек, который постоянно подавляет свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. По мнению Холта, невыраженный гнев может стать одной из причин таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться.

1.Нарисовать обидчика. Например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его.

2. Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет - сделать подпись под его диктовку. Безусловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.

3. увести ребенка в другое место от обидчика и дать позаниматься тем, что ему нравится.

4. комкать и рвать бумагу

5. бить подушку или боксерскую грушу

6. топать ногами

7. написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить

8. втирать пластилин в бумагу или картон

9. использовать водяной пистолет

10. батут, надувные дубинки

11. «листок гнева», с рисунком смешного нелепого животного, который можно смять и выбросить

Огромный надувной молоток - постучать им со всей силой

Лёгкие мячи, которые можно швырять в мишень

Мягкие подушки, которые можно колотить

Газеты, которые можно комкать и швырять

Погреметь погремушками

Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

2 направление. Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций

Агрессивный ребенок не признается, что он агрессивен. Более того, в глубине души он уверен в обратном: это все вокруг агрессивны. Такие дети не всегда могут адекватно оценить свое состояние, а тем более состояние окружающих.

Таблица 2 План занятий:

№ Занятия

Упражнения

Цель упражнения

Занятие1. Ознакомительное. 90 мин

1. игра «Пальцы - звери добрые, пальцы - звери злые».

2. «Улитка»

3. Беседа с учащимися об агрессивном поведении

1. Упражнение на знакомство

2. направлено на снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности.

3. дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы с агрессивными проявлениями в поведении».

Занятие2. дать представление учащимся об агрессии, агрессивном поведении, причинах подобных действий и способах «борьбы с агрессивными проявлениями в поведении». 90 мин

1. Упражнение «Обзывалки».

2. Разминка: игра «Сороконожка»

3. релаксационные упражнения «Снежная баба»,

Направлено на знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемной форме при помощи вербальных средств.

направлена на обучение взаимодействию со сверстниками, сплочение детского коллектива

направлено на снятие эмоционального и телесного напряжения, повышение эмоционального тонуса.

Занятие3. развитие способности осознания и выражение собственного отношения к эмоциям.

90 мин

1. «Если я злюсь…».

2. «Дракон и его хвост».

3. «Свеча».

4. «Зоопарк».

1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков

2. осознание своего «Я», своих мотивов, упражнение «Я - состояние», «Я - мотивация».

3. снятие напряжения, выход негативных эмоций, чувств. Осознание своего «Я».

4. разрядка, проявление фантазии, выход энергии. Обсуждение итогов занятия.

Занятие4. развитие способности сохранять спокойствие в стрессовой ситуации 90 мин

1.«Представление героев».

2. «УШИ - НОС».

3. « Мне в тебе нравится…»

1. Применение упражнения на развитие умения понимать себя и других людей по поведению.

2. Применение упражнения на развитие способности сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях

3. достижения теплой атмосферы в группе.

Занятие 5. осознание своих сильных и слабых сторон, снятие напряжения. 90 мин

1. «Мои идеалы»

2. «Я самый лучший»

3. «Монстр»

1. направлено на осознание своих сильных и слабых сторон

2. направлена на снятие напряжения, разрядку

3. направлено на освобождение от своих негативных качеств

Занятие 6. сплочение коллектива, установление контакта, доверия друг к другу.

90 мин

1. «Путаница»

2. «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение»

3. «Мальчик / девочка наоборот».

1. направлено на сплочение группы и бережного отношения друг к другу в ней.

2. направлена на отработку разного типа поведения, умение отличать одно поведение от другого.

3. направлено на произвольный контроль над своими действиями, снятие негативизма

Занятие7 выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, агрессивности, снятие тревожности

90 мин

1. «Стукни кулаком»

2. «Змейка»

3. «Мешочек криков»

1. направлена на выявление причин гнева

2. направлено на разрядку гнева, агрессивности, снятие тревожности

3. направлено на переключение внимания от спокойного состояния к агрессии и наоборот.

Занятие8. развитие положительного отношения к близким и окружающим, закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения.

90 мин

1. «Подарок Другу»

2. «Глаза в глаза»

3. «Словарик хороших слов»

Делись добром ;)

Похожие главы из других работ:

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Глава II. Описание диагностической и коррекционно-развивающей программы

...

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

2.1 Характеристика диагностическрй программы, направленной на выявление особенностей агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Исследование проводилось на базе ГОУ ТО « Тульской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната VIII вида» №3. В исследовании принимали участие дети 8-9 летнего возраста в количестве 8 человек с умственной отсталостью...

Изучение детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

2.1 Характеристика психодиагностической программы по изучению детско-родительских отношений у подростков с умственной отсталостью

Семья - это психологическая среда, в которой воспитывается и обучается ребёнок. Детско-родительские отношения представляют собой достаточно сложную в плане диагностики и коррекции систему...

Исследование образной памяти младших школьников с нарушением слуха

1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка...

Коррекция агрессивного поведения в среднем и старшем дошкольном возрасте

1.5 Описание коррекционно - развивающей программы

Анализ теоретических подходов и практических исследований различных авторов показывает, что основными параметрами...

Коррекция эмоциональных нарушений у младших подростков с помощью арттерапии

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с использованием арттерапии, направленная на коррекцию эмоциональных нарушений у младшего подростка

...

Определение психологических причин неуспеваемости младших школьников

1.3 Общая характеристика детей младшего школьного возраста

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка...

Особенности внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Исследования, выполненные профессором А.Р. Лурия и его учениками, а также работы М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Л.С. Выготского и др. показали специфику развития и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью...

Особенности внимания детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

1.3 Особенности внимания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Л.С. Выготский в своей теории опосредствованного характера высших психических процессов рассматривал слабость произвольного внимания у детей с интеллектуальными нарушениями как одну из причин, препятствующих формированию понятий...

Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

...

Представление о времени у младших школьников

1.2 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку...

Проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста

Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста

...

Психологическая диагностика и коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

...

Самооценка как фактор психического развития и здоровья детей младшего школьного возраста

1.1 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка - его поступлением в школу...

Сравнительное изучение особенностей произвольного внимания детей 7-8 летнего возраста с умственной отсталостью и их сверстников, развивающихся в норме

Глава 1. Современное состояние проблемы внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

...

^