Введение
В психологии феномен Я-концепции традиционно исследуется с позиции гуманистического подхода к человеку. Особое значение Я-концепция как психическая реальность имеет в рамках проблемы индивидуально-личностного в человеке через изучение его представлений о самом себе.
«Я-концепции» посвящено немало исследований. И потому за рубежом Я-концепция подробно исследовалась в контексте концептуальных подходов: ее зарождения (У. Джемс, Ч. Кули, Д. Мид, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.), ее развития (Р. Бернс, А. Комбс, Д. Соупер и многие другие), ее измерения (Р. Бернс, М. Кун, Д. Паркер и др.).
Излагаемые позиции по проблеме «Я» - разные, порой противоречивые. Но именно это обеспечивает более активное поле ее обсуждения.
Как уже отметили, что «Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии или феноменологического (перцептивного) подхода в понимание Я. Актуальность темы состоит в том, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления.
Проблемная ситуация темы заключается в следующем: несмотря на то, что Я-концепция рассматривается во многих психологических, психоаналитических теориях четкого определения понятия «Я-концепция» нет. Также как и универсальных способов изменения и формирования Я-концепции.
В работе рассматриваются источники развития и формирования Я-концепции. Здесь мы обращаемся к теориям Ч. Кули и Дж.Г. Мида.
Для уточнения центрального понятия данной работы - «Я-концепция» и его структуры, в работе используется теория американского психолога У. Джемса, который первый предложил идею «Я-концепции» и внес существенный вклад в ее разработку.
В курсовой работе отмечается, что развитие теории Я-концепции направлено было не только для унификации терминологического аппарата, но и на поиск надежных эмпирических приёмов для измерения, результатом стало представление её как совокупности установок индивида «на себя». Одна из наиболее известных работ, посвященных Я-концепции в этом аспекте - работа Р.Бернса «Развитие Я-концепции и воспитание».
Психология «Я-концепции» как одна из социально-психологических схем личности в целом опирается на положения феноменологического подхода (гуманистической психологии). Поэтому в данной работе подробно описывается феноменологический подход и его основные положения, а также теория Роджерса, как авторитетного представителя данного направления.
В работе рассматривается социальная идентичность и эго-идентичность как часть Я-концепции. Для описания проблематики Я-концепции через эго-идентичность обращаемся к трудам эго-психолога, постфрейдиста Э. Эриксона.
Объект исследования - «Я-концепция» как феномен.
Предмет исследования - условия формирования «Я-концепции»; теории о «Я-концепции» в зарубежной психологии.
Цель работы - выявить особенности понимания «Я» в различных теориях, в особенности в феноменологическом подходе в изучение «Я концепции».
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура, источники формирования и развития;
2. Выяснить проблему измерения «Я-концепции»;
3. Установить особенность «Я-концепции» как совокупности установок «на себя» (подход Р. Бернса);
4. Описать феноменологический подход в понимание «Я-концепции», его основные положения и особенности;
5. Показать особенность подхода К. Роджерса как представителя гуманистической психологии;
6. Представить социальную идентичность как часть «Я-концепции»;
Описать понимание идентичности эго-психологом Э. Эриксоном.
- Введение
- Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
- 1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
- 1.2 Структура «Я - концепции»
- 1.3 «Я - концепция» как совокупность установок «на себя»
- 1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
- Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
- 2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
- 2.2 Основные положения феноменологического подхода
- 2.3 Теория Карла Роджерса
- Глава 3. Социальная идентичность
- 3.2 Эриксон об идентичности
- Заключение