1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
Подавляющее большинство методик измерения Я - концепции основываются на самоотчетах. Это в основном тщательно продуманные опросники, весьма удобные при групповом тестировании. Комбс, Соупер и Коурсон (1963) считают, что такого рода методики, претендующие на измерение Я - концепции, на самом деле измеряют самоотчеты, а это не одно и то же. Эти авторы предлагают четко различать понятия «Я - концепция» и «самоотчет», поскольку содержание этих терминов, по их мнению, является близким, но не совпадает. Они придерживаются следующей точки зрения: «Как следует из всех определений, Я - концепция - это все, что индивид считает самим собой или своим, все, что он думает о себе, все свойственные ему способы самовосприятия. С другой стороны, самоотчет - это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, то есть для другого. Это высказывания о себе. Нет сомнения, что Я - концепция влияет на эти высказывания. Однако между ними не может быть полного тождества. Самоотчет являет собой пример интроспекции (самонаблюдения) и как таковой не может считаться объективным показателем не только с позиций современной феноменалистической психологии, но даже и с позиций более ранних, традиционных направлений психологической мысли.
Степень, в которой самоотчет способен отразить реальность Я - концепции индивида, определяется следующими факторами:
Ў ясностью индивидуального самосознания; наличием адекватных символов для его выражения;
Ў готовностью индивида к сотрудничеству;
Ў социальными ожиданиями;
Ў чувством личной адекватности индивида;
Ў отсутствием у него ощущения угрозы в ситуации самоописания.
В этой связи Паркер (1966) отмечает, что, если эти факторы действительно влияют на надежность самоотчета, изучение Я - концепции методами такого рода должно давать весьма сомнительные результаты. Тем не менее, многие исследователи считают, что изучение Я - концепции должно с необходимостью опираться на самоотчеты, поскольку главным требованием феноменалистического подхода в психологии является учет особенностей индивидуального восприятия. А как уже отмечалось «Я-концепция» основное понятие в этом подходе. Я - концепция является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида.
- Введение
- Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
- 1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
- 1.2 Структура «Я - концепции»
- 1.3 «Я - концепция» как совокупность установок «на себя»
- 1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
- Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
- 2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
- 2.2 Основные положения феноменологического подхода
- 2.3 Теория Карла Роджерса
- Глава 3. Социальная идентичность
- 3.2 Эриксон об идентичности
- Заключение