Заключение
В современном обществе огромной популярность пользуются книги популярной психологии и всевозможные психологические руководства в стиле «Помоги себе сам», «Познай себя», «Сотвори свою судьбу», «10 способов найти счастье» и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью. Можно сделать вывод, что люди стремятся познать себя, но насколько новые идеи предлагают подобные руководства и можно ли им доверять?
Если обратится к проблеме понимания «Я-концепции», в неоднозначности самого термина, то становится ясно, что все теории представляют «Я» в своём ракурсе. Одни издания пишут, что для успеха необходимо пересмотреть отношение к себе, повторяя идею Р. Берна, что «Я-концепция, в сущности, определяет … то, что он (индивид) о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало».
Другие авторы говорят о необходимости «встать на место собеседника», чтобы понять его и в чём-то повторяют теорию Дж. Г. Мид, который главным условием развития Я - концепции считал «способность индивида принимать роль другого, с тем, чтобы установки другого по отношению к индивиду могли бы быть им оценены».
«Я-концепция» - одно из базовых понятий гуманистической психологии. Обращение к данной теме и в особенности к феноменологическому подходу обусловлено тем, что многие современные теории основываются именно на этом подходе, поэтому важно обратится к первоисточникам и авторитетам данного направления.
В соответствие с целью курсовой работы были определены особенности понимания «Я» в различных теориях (Зеркальное Я, обобщённый другой, Я как установка на себя). А также подробно описаны особенности феноменологического подхода в изучение «Я концепции».
В работе показаны основные теоретические аспекты: понятие «Я-концепция» и её структура в понимание У. Джемса, Р. Бернса, а также источники формирования и развития «Я концепции». Кроме того, показано неоднозначность и сложность измерения «Я-концепции», связанное с проблемой интерпретации самоотчётов, которые являются основным показателем в настоящее время.
- Введение
- Глава 1. Основные положения «Я - концепции»
- 1.1 Источники формирования и развития «Я - концепции»
- 1.2 Структура «Я - концепции»
- 1.3 «Я - концепция» как совокупность установок «на себя»
- 1.4 Проблемы измерения «Я - концепции»
- Глава 2. Я - концепция как социально - психологический феномен
- 2.1 Феноменологический подход к пониманию «Я-концепции»
- 2.2 Основные положения феноменологического подхода
- 2.3 Теория Карла Роджерса
- Глава 3. Социальная идентичность
- 3.2 Эриксон об идентичности
- Заключение