Адаптация студентов-первокурсников к условиям вуза

курсовая работа

2.1 Практика изучения проблем адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

Поступление бывших школьников в вуз не может не сказаться на их внутреннем самочувствии, уверенности в себе, спокойствии, внутреннем комфорте, т.е. того, что мы часто обозначаем термином «адаптация». Понять, насколько первокурсник адаптирован к вузовскому социуму и при необходимости помочь - главная задача преподавателей.

Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений [7].

Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. В этот период студентам важно именно окружение, в котором они находятся. Очень часто в одну группу попадают юноши и девушки разного социального уровня, а именно - провинциалы и городские жители. Период адаптации данных категорий будет различным [21].

По результаты исследований студентами-первокурсников факультета психологии и социальной педагогики ТГПИ им. А.П.Чехова, Т.Д. Молодцовой было выявлено в итоге, что большинство студентов (52 %) полностью адаптировались в вузе, а другие (47,5 %) - требовали к себе особого подхода и более пристального внимания. Все данные говорили о том, что они явно имеют некоторую дегармонизацию в отношениях с основной деятельностью, не говоря о двух студентах - полностью дезадаптированных.

Проведенная диагностика адаптированности студентов первого курса к вузовскому социуму позволила не только выявить тех, кому надо уделить особое внимание, но и определить причины, многие из которых можно было сравнительно легко устранить [14].

Подобное исследование проводилось также в другом вузе со студентами-первокурсниками, институте текстильной и легкой промышленности. В ходе, которого диагностика показала, что нетрудно и недолго шла адаптация для 60 % студентов-первокурсников, практически безболезненно - для 28 % студентов-первокурсников. Причем к последней категории относились студенты, которые ранее обучались в лицеях, гимназиях и колледжах.

И.Г. Репьева считает, что для более успешной адаптации первокурсников, необходимо:

1. учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;

2. использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;

3. проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущего и итогового контроля знаний и др.;

4. использовать у студентов первого курса системы адаптационных тренингов;

5. проведение спецкурса «Психология делового общения» на первом курсе обучения, который может способствовать формированию устойчивых навыков конструктивного обучения, развитию социальной компетентности;

7. повышение роли куратора в адаптации студентов к условиям обучения в вузе [19].

Также нельзя оставить без внимания исследования, проведенные в Санкт-Петербургском Медицинском техникуме. В нем проводилось анкетирование по изучению исследованию мотивации и на вопрос «Почему Вы выбрали медицинское образовательное учреждение?» студенты ответили следующим образом: 78% первокурсников выбрали медицинскую специальность, потому что мечтают работать в медицинских учреждениях; 13% студентов пришли по совету друзей или родственников; 9% написали «другая причина»; для 77% студентов в процессе обучения важно стать квалифицированным специалистом и получить глубокие знания; 23 % первокурсников наиболее важным считают просто получение диплома об образовании. Насколько успешно студенты адаптируются к учебно-познавательному процессу, зависит: от уровня интеллектуального развития; от волевых процессов; от мотивации к обучению.

На основании полученных учеными данных, было установлено, что мотивационный уровень студентов нового набора являлся высоким для 77%. С 23% студентами необходима дополнительная работа по профессиональной мотивации [12].

Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность: в новую социальную среду; в учебно-познавательный процесс; в новую систему отношений.

Таким образом подводя итоги к всему вышесказанному можно сделать вывод, что своевременная диагностика проблем адаптации - это то условие, которое должно было помочь осуществить индивидуальный подход к этим студентам для развития у них определенных качеств [24].

В рамках нашего исследования считаю дать необходимым описание некоторых методик по изучению адаптации.

Например, методика изучения школьной адаптации и дезадаптации основана на том что, результаты наблюдений за учеником, анализ выполнения детьми учебных заданий: просмотр тетрадей, прослушивание ответов на уроках, а также динамика успеваемости по всем школьным предметам - оцениваются педагогом по семи шкалам в соответствии со следующими показателями: учебная активность, усвоение программных материалов, поведение на уроке, поведение на перемене, взаимоотношения с одноклассниками, отношение к учителю, эмоции [33].

Также методика «Интеллектуальная лабильность» (исследует умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская ошибок). По результатам этой методики можно делать прогноз в успешности обучения. Корректурная проба Бурдона (исследует концентрацию, объем, устойчивость и истощаемость внимания). Проективный тест «Дерево» (исследует тревожность, сферу конфликтов, адекватность самооценки, ведущие потребности и др.) Тест Айзенка (исследует степень тревожности, потребность в общении, эмоциональную устойчивость) [12].

Методика нервно-психической адаптации является достаточно обоснованным инструментом диагностики уровня психической адаптации, отражает количественную сторону процесса адаптации конкретного индивида к конкретным условиям деятельности [6].

Делись добром ;)