Заключение
Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.
В педагогической литературе проблема сопровождения процесса адаптации рассматривалась М.Р. Битяновой, К.Ю. Грачёвым, B.C. Кагерманом, Л.И. Кохановичем, В.А. Комаровым, B.А. Караковским, Л.П. Лазаревой, А.П. Тряпициной, O.E. Шафрановой, как система профессиональной деятельности психолога, педагога направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, самоопределения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в процессе обучения.
Адаптация (лат. adapto --приспособляю) --процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.
Выделяют психофизиологическую, социально-психологическую, профессиональную и организационную виды адаптации.
Непосредственным толчком к началу процесса социальной адаптации чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.
Выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.
Критериями адаптации служат: качество выполненной работы, количество выполненной работы, производимое на людей впечатление, способность влиться в коллектив, заинтересованность в работе.
Выделяют такие показатели адаптации как: объективные (характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах) и субъективные (характеризует удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями; подразделяются по принадлежности к одному из видов адаптации).
Адаптация личности студента к обучению - это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений.
По изученным исследованиям видно, что большая часть студентов, а это 50-65% прошли адаптацию успешно без каких-либо трудностей.
Для изучения процесса адаптации можно использовать такие методики: методика изучения школьной адаптации и дезадаптации, методика «Интеллектуальная лабильность», корректурная проба Бурдона, проективный тест «Дерево», тест Айзенка, методика нервно-психической адаптации.
Цель психолого-педагогического сопровождения - дать возможность педагогу помочь каждому учащемуся быть успешным.
Формы психолого-педагогического сопровождения работы зависят от количества студентов. Различают коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.
Адаптационный лагерь -- это своеобразная новая форма работы педагогов вуза, которая проходит вне стен института.
Кураторство - одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорско-преподавательского состава в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. Основными направлениями деятельности куратора в вузе являются: вовлечение студентов в социально активную жизнь, формирование у них чувства ответственности, воспитание нравственно и физически здоровой личности.
Для успешного прохождения процесса адаптации от родителей требуется помощь в адаптации и создание благоприятных условий для общения. Приходя на первое родительское собрание в институт, куратору необходимо дать советы родителям на адаптационный период: отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации; поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности; интересуйтесь его отношениями с одногруппниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе.
Список литературы
1. Андреева Д.А. О понятии адаптация. //Человек и общество: ЛГУ, 1973, с. 62-69
2. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии, 1989. № 1.- С. 92-100.
3. Безносиков В.Н. Динамика первичной производственной адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986. 189 с. 16
4. Божович Л.И., (названия труда, издательство, где издано?), 1995
5. Бондаренко В.А Социальная адаптация личности: понятие и сущность. издательство, где издано?),
6. Боровко И.Р.,Власенко В. И. Опыт применения психометрической методики «Тест нервно-психической адаптации». Место, год издательства?
7. Браун Т.П. Адаптация студентов к социокультурному пространству вуза. Место, год издательства?
8. Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социально-культурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). -- Пермь: Меркурий, 2011. -- С. 87-89.
9. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1990. - 133 с.
10. Станиславчик. Л.И. Куратору, работающему с первокурсниками: Метод. пособ. / БГВПК, Барановичи, 2001.- 150 с
11. Лобанова Н.Е. Проблема адаптации личности в социуме. Мордовский государственный университет им Н.П.Огарева, Место, год издательства?
12. Лякишева О.В., Казакова С.Б Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности. Место, год издательства?
13. Маслоу А.,1982/ URL: http://economics.open-mechanics.com/articles/393.pdf
- Введение
- Глава 1. Психологический анализ проблемы адаптации студентов-первокурсников на этапе обучения в вузе
- 1.1 Психологическая сущность понятия «адаптация»
- Глава 2. Психолого-педагогическое сопровождение студентов-первокурсников на этапе адаптации к обучению в вузе
- 2.1 Практика изучения проблем адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза
- 2.2 Формы психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к обучению в вузе
- Заключение