Семинар 11. Родительские установки и стили воспитания. Гармоничное семейное воспитание
Цель занятия - сформировать у студентов знания о стилях семейного воспитания, развить способность к эффективному общению ребёнка с родителем.
План:
1. Основные характеристики детско-родительских отношений.
2. Характер эмоциональных отношений родителей к ребёнку и ребёнка к родителю.
3. Различные подходы к классификации стилей семейного воспитания.
4. Дисгармоничные типы семейного воспитания.
5. Гармоничное семейное воспитание.
Задания для самостоятельной работы:
1. Раскройте причины нарушений типа семейного воспитания.
2. Раскройте отличие родительского мониторинга от родительского контроля.
3. Объясните, каким образом ребёнок оказывает влияние на стиль родительского поведения.
3. Назовите и обоснуйте формы наказаний, которые вы считаете возможным и намерены использовать в своей практике воспитания ребёнка.
4. Аргументируйте возможность или невозможность предотвращения конфликтов в детско-родительских отношениях. Если возможно, то, как именно это сделать? Если нет, то почему?
5. Сформулируйте основные цели и задачи коррекции детско-родительских отношений.
6. Подготовьте исповедальный рассказ на тему: «Какие подходы к семейному воспитанию я в возьму из моей родительской семьи в свою собственную будущую семью».
Основная литература по теме 1.
Дополнительная литература по теме 2,3.
- 4.2.2 Содержание семинарских занятий
- Раздел 1.Основные понятия психологии семьи. Семинар 1. Определение семьи. Социально-психологическое содержание понятия «семья». Сущность брака и семьи. Функции семьи. Типологии семьи.
- Семинар 2. Особенности и проблемы современной семьи.
- Семинар 3-4. Психология предбрачного периода. Мотивы заключения брака. «Гражданские» браки.
- Раздел 2. Супружеские отношения.
- Семинар 6. Мужчина и женщина - различия и сходство.
- Семинар 7. Профилактика конфликтов в семье.
- Гармоничная, счастливая семья.
- Раздел 3. Психология семейного воспитания. Семинар 9. Семья как институт первичной социализации ребёнка. Понятия «социализация» и «воспитание».
- Семинар 10. Готовность родителей к рождению и воспитанию ребёнка.
- Семинар 11. Родительские установки и стили воспитания. Гармоничное семейное воспитание
- Семинар 12. Роль матери и отца в развитии ребёнка.
- Семинар 13. Воспитание детей в разных типах семей. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей.
- Семинар 14. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребёнка
- Основные понятия (тезаурус)
- Вопросы к зачёту