4.2 Личная оценка игры
Игра «Стратегические приоритеты развития Свердловской области» для меня является одной из четырех организационно-деятельностных игр, на которых мне удалось побывать:
2008 г. – «Энергетика. Россия. Человек. Взгляд в будущее» (г. Верхний Тагил);
2009 г. – «Энергетика. Россия. Человек. Преодоление кризиса» (г. Верхний Тагил);
2010 г. – «Стратегические приоритеты развития энергетики Свердловской области» (г. Верхний Тагил);
2011 г. – «Онтология. Социальный мир» (г. Москва).
Эта игра («Стратегические приоритеты развития энергетики Свердловской области») отличалась для меня от многих других тем, что я в ней участвовала в качестве стажера-игротехника, то есть члена оргкоманды ОДИ. Таким образом, вместе со всеми организаторами и игротехниками я прошла путь от замысливания игры до её реализации.
Основной идеей и целью игры было разыгрывание процесса создания стратегии развития энергетики Свердловской области. Предполагалось, что в ходе игры мы сможем ответить на вопросы: что такое стратегия развития? Зачем и кому она нужна? Как и кто должен создавать документ «Стратегия развития энергетики Свердловской области»? что должно быть в этом документе? Какие направления развития приоритетны на данный момент в энергетике Свердловской области?
Над этими и многими другими вопросами участники игры думали в течение девяти дней. Игра представляла собой огромную мыслительную машину, в которой каждый отдельный человек, как маленький винтик – держит только свою маленькую часть смыслового поля.
Первым этапом игры является Установочный доклад и знакомство всех участников игры. На установочном докладе руководитель игры (Соколов А.Е. – начальник отдела ТЭК Министерства энергетики и. ЖКХ Свердловской области) рассказал участникам о целях игры, о том, что все поделятся на группы и будут работать в группах по определенной программе и регламенту.
Вторым этапом (особенно ответственным для меня, как для стажера-игротехника) было знакомство и становление группы. Я была стажером-игротехником в группе «Ресурсы». При работе в группе важно помочь каждому члену группы влиться в общую работу, с интересом включиться в коммуникацию.
Далее все дни игры работа шла в своем темпе – с утра работа в группе на заданную тему дня, вечером – общий пленум, где каждая группа делает доклад по проработанному материалу, отвечает на вопросы, слушает замечания и суждения других групп.
Обычно пленум очень критично реагировал на доклады групп, если они оказывались малосодержательными. И это хорошо – каждая группа должна понимать, что от её работы, её стараний и её результатов зависит общий результат игры. Если группа плохо прорабатывает тему или несет «траву зеленую» (то есть докладывает банальные общеизвестные вещи), то пользы от этого никакой.
Через несколько дней работы группы привыкли к темпу игры (а он всегда весьма динамичен), заняли свою игровую позицию – игра «запустилась». Запуск игры ощущается по общей энергетике в санатории, по тому, что люди уже не разговаривают на отвлеченные темы – о погоде, а полностью погружены в коммуникационное поле игры.
Примерно на пятый день начался еще один игровой процесс – проблематизация. Процесс этот весьма болезненный, начинается, когда группа или отдельный участник или все участники сталкиваются с неразрешимой проблемой, то есть с вопросом, на который они не могут дать ответ. Игротехники всеми силами подталкивают участников к этой самой проблематизации, потому что только после осознания реальной проблемы могут возникнуть прорывные решения.
Следующим процессом на игре является выход из проблематизации. Это, наверное, самый ответственный момент, потому что вовсе не все участники, столкнувшись с неразрешимой проблемой, находят прорывной ответ и решения. Обычно они недовольны собой и результатами, и только методичная и аккуратная работа игротехника способна вынуть такого человека из состояния депрессии и уныния.
Последним этапом на игре был этап сборки и выхода из игры – это весьма продуктивный этап, когда все материалы и все идеи, наработанные участниками за время игры, собираются в один общий результирующий доклад.
Результатами игры были множество содержательных докладов и несколько текстов, которые представляют собой разделы, предлагаемые в качестве разделов документа – Стратегии развития энергетики Свердловской области. Эти результаты были доработаны и озвучены на конференции энергетиков «Энерго-ПромЭкспо 2010» 15 – 17 декабря 2010 года.
Игра «Стратегические приоритеты развития» доказала, что метод ОДИ подходит для решения задач продуктного типа (то есть, запустив машину мышления, возможно получить конкретные результаты).
- 2010 Год
- Используемые сокращения:
- Глава 1. История школы г.П. Щедровицкого
- Глава 2. Основные схемы смд-методологии
- 2.1 Схема мыследеятельности
- 2.2 Схема шага развития
- 2.3 Схема акта деятельности
- Глава 3. Организационно-деятельностные игры
- Глава 4. Пример организационно-деятельностной игры
- 4.1 Программа, регламент, участники и результаты игры
- 4.2 Личная оценка игры
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1. Раздел «Ресурсы», предложенный для включения в Стратегию развития энергетики Свердловской области
- Глава 1. Топливно-энергетический баланс Свердловской области на период до 2030 года
- Глава 2. Ресурсоэффективность Свердловской области
- Глава 3. Нетрадиционные и возобновляемые ресурсы в Свердловской области