Глава 1. История школы г.П. Щедровицкого
Московский Методологический Кружок (ММК) — это философско-методологическая и интеллектуально-практическая школа Георгия Петровича Щедровицкого — «ГП», как его называли многие ученики.
Кружок возник в начале 50-х годов и окончательно оформился в 1954 г. в ходе дискуссии по проблемам логики на философском факультете МГУ. Первоначально был известен как Московский Логический Кружок (МЛК). Отцы-основатели МЛК — А.А. Зиновьев, Г.П. Щедровицкий, Б.А. Грушин и М.К. Мамардашвили.
В 1958 г., после расхождения с А.А. Зиновьевым, идейным и организационным лидером Кружка стал Г.П. Щедровицкий, а сам Кружок получил имя Московского Методологического. Сейчас ученики ГП создали cамостоятельные организации, продолжающие традиции интеллектуальной работы Кружка, а ММК превратился в широкое методологическое движение [1].
Последователи школы Щедровицкого — участники методологического движения — ведут разработки в культурологии, теории права, теории социокультурных систем, в методологии образования и науки, методологии общественных изменений, проектируют образовательные системы, работают в финансовом и организационно-управленческом консультировании, в структурах стратегического развития местных и государственных органов власти.
Школой разработан оригинальный подход к анализу широчайшего спектра социокультурно-интеллектуальных явлений — системомыследеятельностный подход (СМД-подход) [2]. Выдающимся достижением ГП и его учеников является создание принципиально новой социокультурной практики – организационно-деятельностных игр (ОДИ), представляющих собой уникальный инструмент для анализа и развития практически любых систем мыследеятельности — организаций, интеллектуальных направлений, программ и проектов и т.п.
При жизни ГП в течение более 30 лет центром интеллектуальной жизни ММК были методологические семинары, которыми руководил сам Георгий Петрович. После того, как в 1987 году в силу различных причин семинары прекратили работу, ГП стремился поддержать организационно-идеологическое единство Кружка путем проведения методологических съездов. Первый такой съезд (вначале его скромно назвали «совещанием») состоялся в Киеве в январе 1989 года. Всего состоялось 5 съездов.
Уже на первых методологических съездах выяснилось, что ММК превращается в методологическое движение — лишенное прежних организационных форм единства, но скрепляемое интеллектуальной традицией, общей школой и фигурой Учителя — Г. П. Щедровицкого.
После смерти Г. П. Щедровицкого ведутся попытки соорганизации его последователей – в различных регионах страны существуют методологические сообщества, проводящие ОДИ-игры. Например, в городе Екатеринбурге действует Уральское КМД-сообщество – Экспертный клуб развития «Навигация», который с 2003 года проводит семинары-тренинги в форме Организационно-деятельностных игр (ОДИ).
- 2010 Год
- Используемые сокращения:
- Глава 1. История школы г.П. Щедровицкого
- Глава 2. Основные схемы смд-методологии
- 2.1 Схема мыследеятельности
- 2.2 Схема шага развития
- 2.3 Схема акта деятельности
- Глава 3. Организационно-деятельностные игры
- Глава 4. Пример организационно-деятельностной игры
- 4.1 Программа, регламент, участники и результаты игры
- 4.2 Личная оценка игры
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1. Раздел «Ресурсы», предложенный для включения в Стратегию развития энергетики Свердловской области
- Глава 1. Топливно-энергетический баланс Свердловской области на период до 2030 года
- Глава 2. Ресурсоэффективность Свердловской области
- Глава 3. Нетрадиционные и возобновляемые ресурсы в Свердловской области