2.1 Схема мыследеятельности
Мир мыследеятельности, нашей практической деятельности – это реальность, реальный мир нашей деятельности, нашей работы, наших взаимоотношений. А мир мышления – это действительность, идеальный мир. И за счет коммуникации, а потом в свернутом виде за счет соединения чистого мышления с мыследеятельностью человек все время живет в этих двух мирах: в мире реальном и в мире идеальном [3].
Мир идеальный – это мир науки, и обратно: мир науки – это мир идеальный, идеальных сущностей. На этом она сложилась, этим она живет, это она развивает. И в этом нет ничего плохого, наоборот, появляется мощное средство анализа реальности. Потому что одна и та же реальность отображается в разных идеальных мыслительных схемах в зависимости от того, каким языком мы пользуемся, и какие системы знаний и понятий мы применяем. Мы, таким образом, начинаем на нее как бы с разных сторон смотреть (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Проекции реального мира
Представьте себе, что этот кружок – реальный мир, и мы вокруг него стоим. Один снял одну проекцию, другой – другую, в связи с другими целями и задачами, третий – третью. Каждый раз – в разном языке, под свои специфические цели и задачи. Получается набор проекций, каждая из которых «выносится» в действительность мышления. Ученые все это разворачивают по своим законам – механики, термодинамики, электродинамики, теории тяготения, еще как-то. Теоретики организации разворачивают это в плане организации, руководства, управления. И так развертывается мир логоса, который нужен нам для того, чтобы мы теперь могли взять все эти схемы, начать накладывать их в определенном порядке на реальность и видеть реальность через эти схемы и с помощью этих схем. Мы, таким образом, мир идеального совмещаем с миром реального. И вот когда мы это делаем, мы мыслим. И мышление возникает только в этом случае. Вот эта работа и есть собственно мышление в отличие от мыследеятельности [3].
Схема мыследеятельности (рисунок 2.2) несет в себе совокупность принципов, определяющих правильный подход в исследовании всех явлений, связанных с мышлением и деятельностью.
Прежде всего, она утверждает органическую, неразрывную связь всякого действия и всякой деятельности с подготавливающими их мыслительными и коммуникативно-смысловыми процессами. С этой точки зрения сами выражения «деятельность» и «действие», если оставить в стороне определение их через схемы воспроизводства, выступают как выражения чрезвычайно сильных идеализаций, чрезмерных редукций и упрощений, которым в реальности могут соответствовать только крайне редкие искусственно созданные и экзотические случаи. В реальном мире общественной жизни деятельность и действие могут и должны существовать только вместе с мышлением и коммуникацией. Отсюда и само выражение «мыследеятельность», которое больше соответствует реальности и поэтому должно заменить и вытеснить выражение «деятельность» как при исследованиях, так и в практической организации [4].
Вместе с тем то, что по традиции было принято называть «мышлением», разделяется на две принципиально разные составляющие ¾ «мысль-коммуникацию» и «чистое мышление», каждая из которых живет в своем особом процессе и имеет свои особые механизмы. Эти составляющие существуют реально, как правило, вместе и в сложных переплетениях с другими составляющими мыследеятельности ¾ процессами понимания, рефлексии и мыследействования и в структуре целостной мыследеятельности. Поэтому любой из этих процессов должен рассматриваться, прежде всего, по своим функциям в мыследеятельности и относительно всех других процессов. Анализ чистых и автономных процессов мысли-коммуникации, понимания, рефлексии, мышления и мыследействования, как это делалось обычно до сих пор, не может привести к успеху. Эффективным здесь может быть только специфический системный анализ целого, при котором все названные выше процессы рассматриваются как частичные и образующие подсистемы внутри полисистемы мыследеятельности.
Рисунок 2.2 – Схема мыследеятельности
- 2010 Год
- Используемые сокращения:
- Глава 1. История школы г.П. Щедровицкого
- Глава 2. Основные схемы смд-методологии
- 2.1 Схема мыследеятельности
- 2.2 Схема шага развития
- 2.3 Схема акта деятельности
- Глава 3. Организационно-деятельностные игры
- Глава 4. Пример организационно-деятельностной игры
- 4.1 Программа, регламент, участники и результаты игры
- 4.2 Личная оценка игры
- Заключение
- Список литературы
- Приложение 1. Раздел «Ресурсы», предложенный для включения в Стратегию развития энергетики Свердловской области
- Глава 1. Топливно-энергетический баланс Свердловской области на период до 2030 года
- Глава 2. Ресурсоэффективность Свердловской области
- Глава 3. Нетрадиционные и возобновляемые ресурсы в Свердловской области