Функции речи:
Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает своё отношение к определённому предмету, явлению и к самому себе.
Функция воздействия заключается в том, что с помощью речи мы пытаемся побудить другого человека или группу людей к определённому действию или формируем у слушателей определённую точку зрения на что-либо.
Функция сообщениязаключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов. Данная функция обеспечивает осуществление контактов между людьми.
Функция обозначениязаключается в способности давать название предметам и явлениям. Благодаря данной функции мы в состоянии мыслить отвлечённо с помощью абстрактных понятий, а также вести обмен информацией с другим человеком.
Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой.
Классификация видов воображения:
Активное воображение – позволяет человеку усилием воли, по собственному желанию вызывать у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение – способствует спонтанному возникновению образов, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Функции воображения:
Образное представление действительности.
Регулирование эмоциональных состояний.
Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека.
Формирование внутреннего плана действий.
Способы создания образов воображения
1. Агглютинация – «склеивание» различных частей, качеств, несоединимых в обыденной жизни (русалки, кентавр, минотавр, сирены, циклопы).
2. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета, а также изменение отдельных частей (великаны, карлики, гномы).
3. Схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко (орнамент – элементы растительного мира).
4. Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах (художественная литература, скульптура, живопись).
5. Заострение или подчеркивание каких-либо признаков (карикатуры, шаржи).
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами (Н.Ф. Добрынин).
В целом же сущность и функции внимания можно описать следующим образом: внимание обеспечивает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире посредством более полного и отчетливого отражения его в психике. Объект внимания оказывается в центре нашего сознания, а все остальное воспринимается слабо, неотчетливо.
Классификация видов внимания:
Внимание непроизвольное (эмоциональное) иначе иногда называется непреднамеренным. Определяется оно как само собой возникающее внимание, появляющееся у человека нередко не только без каких либо усилий, но и без намерения что-либо видеть, слышать и т.д. Его возникновение может быть вызвано следующими факторами: относительная сила раздражителя, его контрастность по отношению к остальным раздражителям, новизна, неожиданность и значимость для человека.
Внимание произвольное (волевое) возникает потому, что у человека появляется цель, намерение что-то воспринимать или делать. Представляет собой сознательное сосредоточение на определенной информации, имеет волевой характер, то есть требует волевых усилий. При произвольном внимании обычно довольно скоро у человека возникает утомление, в среднем через 20 минут.
Послепроизвольное внимание (термин отечественного психолога Н.Ф. Добрынина), началом которого является произвольное внимание, и на смену которому оно и приходит вследствие "вхождения" в деятельность после некоторого периода волевых усилий, и появления в связи с этим интереса к ней. Результатом является то, что человек в течение длительного времени может сохранять целенаправленность деятельности, снимается напряжение и человек, соответственно, не устает, хотя длительность послепроизвольного внимания может измеряться часами. Иначе послепроизвольное внимание иногда называется вторичным.
Свойства внимания:
Основных свойств, или качеств, внимания, пять.
1. Устойчивость внимания. Проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Причины индивидуальных различий в проявлении этого качества различны: это и индивидуальные физиологические особенности человека (в частности, свойства его нервной системы, общее состояние организма в данный момент времени), и наличие определенных психических состояний в данный момент в психике человека (например, возбужденность, заторможенность, др.). Наличие определенной мотивации, и наличие определенных внешних обстоятельств осуществления деятельности. Чаще же всего в жизни характеристика общей устойчивости внимания индивида определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых,
2. Концентрация – степень выделения сознанием индивида данного объекта и отвлечения в этот момент его сознания от других.
3. Переключение внимания. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой индивид может переводить свое внимание с одного объекта на другой. Причем такой перевод может быть как произвольным, так и непроизвольным. Связана, как и предыдущие характеристики, с физиологическими свойствами нервной системы: лабильность, возбудимость и торможение.
4. Распределение внимания. Данная характеристика состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных видов действий. Зависит во многом от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область распределения его обычно сужается.
5. Объем внимания. Характеристика, определяемая количеством информации, одновременно способной сохраниться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5–7 единиц информации. Объем внимания тесно связан с объемом кратковременной памяти.
ЛЕКЦИЯ 7
- Психология как наука о человеке
- 1.1. Предмет, задачи и структура современной психологии.
- Задачи психологии: Основной задачей психологии является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
- История психологии. Основные психологические теории
- 2.1. Основные этапы развития психологии как науки.
- Психика человека
- Психика человека включает психические процессы, свойства, состояния и деятельность, как активный процесс, отвечающий потребностям личности.
- Сознание и самосознание
- Классификация видов ощущений
- Сознание и самосознание
- Функции речи:
- Рациональное познание
- Активность человека
- Активность человека
- Деятельность человека
- Виды мотивов
- Профессиональная деятельность человека
- Социализация и формирование полноценной личности
- Самосознание Личности. Образ я. Я-концепция
- Направленность Личности
- Личность как субъект общения
- Особенности делового общения
- Социальные группы
- Воспитание личности
- 16.1 Цель и задачи воспитания