Социализация и формирование полноценной личности
12.1 Понятие социализации личности
12.2 Стадии социализации личности
12.3 Самосознание и самопознание личности. Я-концепция
Социализация личности – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Вместе с тем, с точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же ситуаций может быть различным. Разные личности могут выносить из разных ситуаций различный социальный опыт.
И.Кон под социализацией понимал: совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность заключается в воздействии воспитательных и обучающих аспектов на личность в процессе его онтогенеза. Стихийное или спонтанное воздействие влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, социальные ситуации реальной жизни и многое другое. К одной из явных особенностей современной социализации является её длительность. Детство как первичный период социализации значительно увеличился, в связи с тем, что к детству стали относится как к особому, очень важному периоду в онтогенезе человека. В процессе детства формируются основные психические и физиологические функции человека. Современная социализация характеризуется гуманизацией детства (в прошлые века – жестокое отношение с детьми…….. в настоящее время более гуманное отношение к детям).
Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. ………………..
А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Стадия адаптации совпадает с периодом детства, происходит вхождение в мир людей, ребенок усваивает роли, формы деятельности, общения и т.д. Человек обучается быть личностью. Это не так просто, можно привести в пример людей, которые не смогли адаптироваться к социуму, прожив длительное время среди животных. Это феральные люди. …………………..
Социализация личности происходит под влиянием мегафакторов (планета, мир), макрофакторов (страна, этнос, менталитет), мезофакторов (регион, влияние села, города) и микрофакторов (семья). Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы.
Семья является уникальным институтом социализации, в семье осуществляется первый адаптационный период социальной жизни человека……………………….
Школа как институт социализации…………………………………………
Социализация личности в профессиональной группе или трудовом коллективе.
- Психология как наука о человеке
- 1.1. Предмет, задачи и структура современной психологии.
- Задачи психологии: Основной задачей психологии является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности.
- История психологии. Основные психологические теории
- 2.1. Основные этапы развития психологии как науки.
- Психика человека
- Психика человека включает психические процессы, свойства, состояния и деятельность, как активный процесс, отвечающий потребностям личности.
- Сознание и самосознание
- Классификация видов ощущений
- Сознание и самосознание
- Функции речи:
- Рациональное познание
- Активность человека
- Активность человека
- Деятельность человека
- Виды мотивов
- Профессиональная деятельность человека
- Социализация и формирование полноценной личности
- Самосознание Личности. Образ я. Я-концепция
- Направленность Личности
- Личность как субъект общения
- Особенности делового общения
- Социальные группы
- Воспитание личности
- 16.1 Цель и задачи воспитания