2.5.2. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
Современная система социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями имеет многопрофильную инфраструктуру Различные ее подразделения входят в блок практической деятельности учреждений органов образования, здравоохранения социальной защиты населения, культуры и спорта, а также создаются общественными благотворительными организация ми, ассоциациями родителей и специалистов, фондами милосердия, религиозными и другими негосударственными структурами. В настоящее время происходит становление государственно-общественной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, которая представлена с учетом собственной специфики в следующих сферах. Государственный сектор. Учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств: Министерство труда и социального развития, Министерство общего и профессионального образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др. Муниципальный сектор. Учреждения, предприятия и службы органов регионального и местного управления. Негосударственный сектор. Учреждения, предприятия, службы, создаваемые общественными благотворительны ми, религиозными и другими негосударственным и организация ми. Основное положение современной системы социально-педагогической помощи — утверждение в ее структурах и механизмах действия приоритета личности и семьи по отношению к обществу и государству. Существенным тормозом при координации деятельности всех субъектов системы социально-педагогической помощи является отсутствие полноценной статистической информации о лицах с ограниченными возможностями, поскольку нет единого банка данных, единого механизма их учета. Социальный педагог — сотрудник специального (коррекционного) образовательного учреждения — взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами. Основной задачей социального педагога является оказание помощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке. Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с представителями государственных органов управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами и иными предприятиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников. Содержание работы социального педагога включает следующие направления: формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме; содействие саморазвитию личности ребенка; оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) и выпускников; направление усилий на оздоровление и нормализацию отношений в семье, устранение дефицита общения; решение личных и социальных проблем учащихся (воспитанников); выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях; организация правового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального (коррекционного) учреждения, разъяснение их прав и обязанностей; представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде; сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учебы учащихся; патронаж детей, нуждающихся в социально-Медицинской помощи. Важнейшим аспектом инновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностям в преодолении межведомственных барьеров в деятельности государственных структур, занимающихся проблемами инвалидности, является образование принципиально новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и психолого-медико-социальные центры. Психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК) является диагностико-коррекционным учреждением. Это межведомственная постоянно действующая структура. Основные задачи ПМПК заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, а также детей группы риска, в разработке индивидуальных реабилитационных программ, в рекомендации форм обучения и воспитания «проблемных» детей, подростков, юношей. ПМПК разрабатывают и реализуют на практике комплекс мер психолого-медико-педагогического содействия развитию личности, социально-педагогической помощи по абилитации, реабилитации и социальной адаптации лиц с различным формами отклонений в развитии психических функций, нарушениями речи, интеллекта, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с проблемами в обучении, общении, поведении. ПМПК работают в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству общественными организациями. Реабилитационные центры (см. раздел II, гл. 2, п. 2.3). В системе Министерства труда и социального развития РФ также существует сеть специальных учреждений для детей и взрослы с инвалидностью. Это дома-интернаты для детей с глубокой умственной отсталостью, детские дома для детей с тяжелыми физическим отклонениями, специальные профессионально-технические училища, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. В этих учреждениях помимо медицинских программ реабилитации в настоящее время вводятся программы развития познавательных возможностей детей и подростков привития трудовых и социально-бытовых навыков и умений. В частности, в московских домах-интернатах для детей с глубокой степенью умственной отсталости и физическими нарушениями апробируются программы по развитию навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формированию элементов нравственного воспитания, основ эстетического воспитания. Однако подобная форма социальной поддержки детей и подростков с инвалидностью все же не обеспечивает оптимальных условий для их развития и полноценной социальной адаптации. Содержание ребенка вне семьи, в условиях закрытого социума, без определенной средовой и коммуникативной стимуляции, приводит к обострению патологических проявлений дефекта, становится фактором торможения социального становления личности. Опыт Псковского лечебно-педагогического центра для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями, работающего в режиме дневной (приходящей) школы показывает, что если понимание учения только как овладения навыками письма, чтения, счета переосмыслить и рассматривать обучение как процесс формирования жизненно необходимых способностей у детей с глубокими и множественными нарушениями, то их можно научить: познавать себя и управлять своим физическим и психическим «Я»; обслуживать себя и принимать помощь других; вступать в контакт и поддерживать его с окружающими; ориентироваться в пространстве и познавать окружающий мир; участвовать в созидательной деятельности. Атмосфера домашнего уюта и присутствие родных (большинство педагогов этой школы — родители этих детей) способствуют мотивации активной деятельности учеников. Анализируя современную ситуацию в России в сфере социально- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, можно выделить инновационные направления в ее стратегии: становление государственно—общественной системы социально- педагогической помощи (создание образовательных учреждений, социальных служб государственного и общественного секторов); совершенствование процесса социального воспитания в условиях специальных учебно-воспитательных учреждений на основе внедрения вариативности и разноуровневости образования, продолжения образовательного процесса за рамками специальной школы и за рамками школьного возраста в зависимости от особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ребенка; создание принципиально новых (межведомственных) форм учреждений для оказания социально-педагогической помощи (постоянно действующих психолого-медико-социальных консультаций, реабилитационных и медико-психолого-социальных центров и др.); организация служб ранней диагностики и ранней помощи в целях профилактики нарушений развития и снижения степени инвалидности;
появление опытных моделей интегрированного обучения (включение одного ребенка или группы детей с ограниченными возможностями в среду здоровых сверстников); переориентация системной организации управления воспитательным процессом на основе формирования субъект-субъектных отношений всех его участников ребенок—специалист—семья).
2.5.3. Опыт организации системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями за рубежом Система социально-педагогической помощи лицам со специальными потребностями на Западе построена на принципах интеграции и нормализации и основана на интегральном подходе к ее организации как к сфере деятельности, в которой взаимодействуют социальные службы, образовательные учреждения, общественные объединения, семьи и частные лица. Важным аспектом социально-педагогической помощи является создание особых условий для поддержки семьи, в которой имеется человек с отклонениями в развитии. Дети и взрослые со значительными ограничениями возможностей здоровья получают целый комплекс мероприятий по социально-педагогической помощи в условиях родной или приемной семьи (семьи Фостера). В частности, в Швеции на основании существующего законодательства каждая семья, имеющая ребенка с особыми образовательными потребностями, имеет право на помощь персонального ассистента, дополнительную материальную и медицинскую помощь. В детских поликлиниках по месту жительства осуществляются не только комплексное обследование детей и контроль за их развитием, но и социальная диагностика окружающей среды с привлечением специалистов соответствующего профиля. Для каждого ребенка, начиная с раннего возраста, составляется индивидуальная программа образования, которая включает обучение родителей специфическим навыкам общения и занятий с малышом. Здесь же осуществляются различные формы семейной терапии. Во взрослом возрасте люди даже со значительными ограничениям жизнедеятельности и трудоспособности имеют возможности выбора места и сферы проживания (вместе с родными или самостоятельно), проходят пролонгированный курс обучения по подготовке к независимой жизни и профориентации в соответствии с индивидуальными возможностями. В европейских странах действуют частные школы и социальные службы, которые используют собственные программы и методы специального обучения.
Одним из интересных примеров организации жизни лиц с тяжелыми нарушениями развития является использование вальдорфской педагогики для создания поселений — кэмпхиллских общин для лиц, нуждающихся в особой помощи и поддержке (см. раздел [Ч, гл. 3, п. 3.2.3).
- Специальная педагогика
- Слово к читателю
- Раздел 1 теория и история специальной педагогики
- Глава 1 общие вопросы теории специальной педагогики
- 1.4. Предметные области современной специальной педагогики
- Глава 2 научные основания специальной педагогики
- 2.5. Клинические основы специальной педагогики
- 2.5.1. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
- 2.7. Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
- Глава з история становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный, контекст)
- Раздел II специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
- Глава 1
- 1.4. Формы организации специального обучения
- Глава 2 современная система специальных образовательных услуг
- 2.1. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
- 2.5. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
- 2.5.2. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
- 2.5.4. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
- Раздел III педагогические системы специального образования
- Глава 1 образование лиц с нарушениями умсгвегшого развития
- 1.1. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)
- 1.2. Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной Отсталостью)
- 1.2.1. Определение понятия, причины возникновения, клинико-психолого-педагогическая характеристика
- Глава 2 педагогическая помощь детям с нарушениями речи
- 2.1. Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний
- 2.4. Основные виды речевых нарушений
- 2.4.9. Нарушения письма и чтения
- 2.6. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи
- Глава з педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха
- 3.3. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
- 3.5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
- 3.5.1. Специальное образование слабослышащих
- 3.7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
- Глава 4 специальное образование лиц с нарушениями зрения
- 4.1. Предмет и задачи тифлопедагогики
- Глава 5 специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности
- 6.7. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
- Глава 7 развитие и образование детей со сложными нарушениями развития
- 7.1. Понятие о сложном нарушении развития
- 7.4. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом
- 1.1. Причины появления новых приоритетов в системе специального образования
- 1.2. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи
- 1.3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России
- 2.4. Модели интегрированного обучения. Интеграция и дифференциации
- Глава з специальная педагогика и гуманистические образовательные системы
- 3.1. Педагогика Марии Монтессори