2.5.4. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
Стратегия государственной социальной политики на современном этапе нацелена на создание долгосрочных мер помощи тем слоям населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолеть объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Проводимая в последнее время интенсивная ликвидация государственного попечения происходит на фоне смены идеологии покровительства «сверху» на либеральную идеологию суверенитета семьи и личности. Важнейшей особенностью современной государственной политики является перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплат на оказание прямых социальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становится критерием оценки всех общественных явлений и социальных преобразований. Начало развитию системы социальной защиты в нашей стране положено в 1990 г., когда был сформирован Комитет по делам семьи и демографической политики при Совете Министров России. С этого момента в обществе начинает целенаправленно складываться мнение, что в сложных социально-экономических условиях необходимо создать систему социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. В 1991 г. выходит ряд правительственных документов, которые оформляют правовую и нормативную базу системы социальной защиты в Российской Федерации. Тем самым действующая до этого периода советская модель социального обеспечения была реорганизована в современную модель социальной защиты населения, которая предполагает новый для нашей страны вид социальной помощи — социальное обслуживание. В связи с этим важно разграничить понятия «социальная защита» и «социальное обслуживание». Социальная защита — это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Социальное обслуживание носит нематериальный характер, предполагает индивидуальную поддержку в решении социально- педагогических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через сеть социальных служб. Практика социальной защиты и социального обслуживания интенсивно развивается, стирая грани между этими сферами. Важное место в современной государственной системе социальной защиты в соответствии с действующим законодательством отводится целевым программам (федеральным, региональным), ориентированным прежде всего на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся лица с ограниченными возможностями. Наиболее эффективно для этих групп населения в нашей стране реализуются федеральные программы: «Социальная защита инвалидов» и «дети-инвалиды». Программа «Дети-инвалиды» направлена на создание эффективной системы профилактики детской инвалидности, а также на создание системы реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии; создание равных возможностей для получения детьми с отклонениями в развитии медицинской помощи, образования, беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации и успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в общество. Целью программы «Социальная защита инвалидов» являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необходимых условий для полноценной жизни в обществе, доступности пользования элементами сложившейся социальной инфраструктуры. Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к качественному изменению положения лиц с ограниченными возможностями в структуре российского общества.
Вопросы и задания 1. Что такое социальная помощь и социально-педагогическая деятельность? 2. Охарактеризуйте структуру современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей стране. З. Каковы задачи и содержание деятельности социального педагога в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности жизнедеятельности?
4. Каковы новые направления в развитии социально-педагогической помощи в России? 5. Охарактеризуйте организацию и содержание системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности за рубежом.
Литература для самостоятельной работы
1.Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». 2. Информационный бюллетень по реализации Федеральной целевой программы «Дети России», подпрограммы «Дети России». — М., 1995. 3. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации № 245 от 25 марта 1993 г. «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». 4. Постановление Министерства труда и занятости населения РФ № 21 от II июня 1992 г. «Об утверждении Временного положения о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной Защите». 5. Псцхолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Науч. ред. Л. М. Шипицина. — СПб.. 1999. б. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицина. — СПб., 1997. 7. Реабилитационные службы помощи детям. — СП6., 1993 8. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. 9. Степашов Н. С. Состояния социально-групповых Затруднений жизнедеятельности человека. — Курск, 1996. 10. Указ Президента Российской Федерации № 802 от 27 июля 1992 г. «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». 11. Шипицина Л. М. Старое и новое: социальная защита в России. СПб., 1997.
- Специальная педагогика
- Слово к читателю
- Раздел 1 теория и история специальной педагогики
- Глава 1 общие вопросы теории специальной педагогики
- 1.4. Предметные области современной специальной педагогики
- Глава 2 научные основания специальной педагогики
- 2.5. Клинические основы специальной педагогики
- 2.5.1. Содержание и значение клинических основ специальной педагогики
- 2.7. Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
- Глава з история становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный, контекст)
- Раздел II специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями
- Глава 1
- 1.4. Формы организации специального обучения
- Глава 2 современная система специальных образовательных услуг
- 2.1. Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
- 2.5. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями
- 2.5.2. Структура современной системы социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
- 2.5.4. Стратегия государственной социальной политики в области социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России
- Раздел III педагогические системы специального образования
- Глава 1 образование лиц с нарушениями умсгвегшого развития
- 1.1. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)
- 1.2. Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной Отсталостью)
- 1.2.1. Определение понятия, причины возникновения, клинико-психолого-педагогическая характеристика
- Глава 2 педагогическая помощь детям с нарушениями речи
- 2.1. Предмет логопедии, ее становление как интегративной отрасли знаний
- 2.4. Основные виды речевых нарушений
- 2.4.9. Нарушения письма и чтения
- 2.6. Система специальных учреждений для детей с нарушениями речи
- Глава з педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха
- 3.3. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
- 3.5. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха
- 3.5.1. Специальное образование слабослышащих
- 3.7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц с нарушенным слухом
- Глава 4 специальное образование лиц с нарушениями зрения
- 4.1. Предмет и задачи тифлопедагогики
- Глава 5 специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности
- 6.7. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом
- Глава 7 развитие и образование детей со сложными нарушениями развития
- 7.1. Понятие о сложном нарушении развития
- 7.4. Психолого-педагогические основы развития и образования лиц со сложным дефектом
- 1.1. Причины появления новых приоритетов в системе специального образования
- 1.2. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи
- 1.3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России
- 2.4. Модели интегрированного обучения. Интеграция и дифференциации
- Глава з специальная педагогика и гуманистические образовательные системы
- 3.1. Педагогика Марии Монтессори