2.7. Концепция личности л. И. Божович
Если в концепции А. Н. Леонтьева центральное место принадлежит понятию «личностный смысл», то у Л. И. Божович в качестве системообразующего признака структуры личности выступает «внутренняя позиция личности» или ее направленность. «На основании теоретического анализа, пишет Л. И. Божович, мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью». Основу направленности составляет возникающая в течение жизни «устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальные, характеризуют строение мотивационной сферы человека». Наличие такой иерархической системы и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Именно содержание направленности личности обусловливает все ее особенности: интересы, стремления, переживания, черты характера. Более того, по мнению Л. И. Божович, от направленности личности зависит не только комплекс присущих личности качеств, но строение каждого из них.
Становится очевидным, что ведущая сфера в структуре личности Л. И. Божович – это аффективно-потребностно-мотивационная сфера. Процесс развития и становления личности ребенка рассматривается как последовательный переход от элементарных, неосознаваемых или частично осознаваемых потребностей, непосредственно побуждающих его поведение, к потребностям опосредованным, действующим через сознательно поставленные цели и намерения.
Каждый возраст характеризуется своей специфической для него «констелляцией» мотивов и особым характером их иерархической структуры. В раннем детстве жизнь и поведение ребенка определяются временным соподчинением непосредственных аффективных тенденций, возникающих ситуативно, практически вне сознания самого ребенка. В дальнейшем на основе относительно постоянных доминирующих
потребностей складывается более устойчивая иерархия мотивов. На завершающем этапе иерархическая система мотивов приобретает максимальную устойчивость и свободу от внешних воздействий, так как опирается на собственные взгляды и убеждения субъекта.
- Аверин в.А.
- Часть I
- Часть II
- Часть I
- 1. Проблема человека в системе современного научного знания
- 2. Природа человека. Личность в философии, социологии и психологии
- 2. Личность в отечественной психологии
- 2. 1. Концепция личности а. Ф. Лазурского
- 2. 2. Концепция личности в. Н. Мясищева
- 2.3. Концепция личности а. Г. Ковалева
- 2.4. Концепция личности в. С. Мерлина
- 2.5. Концепция личности к. К. Платонова
- 2.6. Концепция личности а. Н. Леонтьева
- 2.7. Концепция личности л. И. Божович
- 2.8. Концепция личности с. Л. Рубинштейна
- 2.9. Концепция личности д. Н. Узнадзе
- 2.10. Концепция личности в. А. Ядова
- Часть II
- 1. Учение г. А. Ананьева о человеке
- 2. Психологическая характеристика индивида
- 2.1. Функции индивидных свойств в развитии человека
- 2.2. Конституциональные свойства индивида
- 2.4. Психодинамические свойства индивида
- 2.4.1. Темперамент
- 2.4.2. Сенситивность
- 3. Психологическая характеристика личности
- 3.1. Потребности личности
- 3.1.1. Понятие потребности
- 3.1.2. Этапы формирования и функции потребностей.
- 3.1.3. Классификация и виды потребностей.
- 3.2. Мотивы личности
- 3.2.1. Понятие мотива
- 3.2.2. Структура, характеристики и функции мотива
- 3.2.3. Классификация мотивов
- 3.2.4. Мотивационные образования и мотивационные черты личности
- 3.2.5. Мотивация личности
- 3.3. Способности личности
- 3.4. Характер личности
- 3. 5. Самосознание личности
- 3.5.1. О механизмах самосознания
- 3.5.2. Этапы развития самосознания
- 3.5.3. О структуре самосознания.
- 3.5.4. О функции самосознания.
- 4. Психология индивидуальности