10.Стадии цикла профессионализации.
Стадии цикла профессионализации.
С момента начала самостоятельной работы субъект труда приобретает профессиональный опыт, который складывается из приобретенных ЗУН по решению профессиональных проблем, включая ЗУН впервые приобретенные именно в собственной практической профессиональной деятельности. При исследовании профессионального развития Ч, занятого одним видом труда принято выделять профессионализации, каждая из которых является логическим основанием последующих, а вместе эти стадии образуют цикл профессионализации.
оптант,
адепт
адаптат
интернал
мастер
авторитет
наставник.
Стадии Л в цикле овладения одной профессии.
Длительность прохождения каждой стадии может варьироваться от сложности профессии, а также от мотивации, способностей и случайных жизненных обстоятельств. Если Ч добровольно или вынужденно меняет профессию. Даже оставаясь в рамках одной профессии, субъект труда вынужден систематически оказываться в роли адепта, обновляет свой профессиональный опыт. Это требование продиктовано непрерывными процессами внедрения новых технологий, форм организации труда, орудий труда, правовых основ труда и тп. Каждая стадия характеризуется особой ролью, социальным статусом объекта труда, типтчными проблемами.
1 стадия- оптант. Ч, выбирающий профессию, потенциальный субъект труда. Типичные проблемы оптанта: выбор профессии, профессионального учебного заведения, образа жизни, связанного с будущей профессией. Психологические проблемы этой стадии рассматриваются в рамках психологи профориентации и карьерного консультирования.
2 стадия- адепта (постигший, посвященный в тайные учения). Ч, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, а также присваивающий систему профессиональных ценностей, свойственную для сообщества профессионалов. Типичные проблемы:
- проблема оптимального усвоения программы обучения,
- выбор специализации в рамках вузовской специальности,
- проба сил и накопление первоначального профессионального опыта,
- ориентации о возможностях трудоустройства после окончания учебного заведения.
3 стадия-адаптант (приспособлять) Ч, кот находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен приспособиться к трудовому коллективу, организационной культуре учреждения (соц. адаптаций), к сложностям профессиональных задач и ситуаций (профес. адаптация), к своей профессиональной роли, к ее включению в систему личностный смыслов, потребностей и мотивов (личностная адаптация). Психологи службы работы с персоналом на предприятиях могут диагностировать специфические трудности адаптации новых работников, намечать индивидуализированные программы оптимизации процессов социальной, профессиональной и личностной адаптации, чтобы при возможности сократить этот период и способствовать более быстрому и субъективно более легкому становлению человека интерналом.
4 стадия - интернал (средний) Ч, кот освоил профессиональные задачи среднего уровня сложности. Этот период может длиться достаточно долго и не перейти в стадию мастера, т.к. не все люди склонны к ежедневному выполнению сложных задач. Психологи могут способствовать оптимизации функциональных состояний субъекта труда, находящегося на данной стадии развития. В этот период могут проявляться противоречия, конфликты, кризисы развития, преодолеть кот способны помочь психологи.
5 стадия – мастер Ч овладевший вершинами профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи. Проблемы актуальные, обусловленные кризисами, противоречиями, возможны проявления профессиональной дизадаптации.
6 стадия- авторитет Ч достигший квалификации мастера и кроме того обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду. Актуальны те же проблемы, что и на стадии мастерства.
7 стадия – наставник Ч владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим людям, реально осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам. Если человек все жизнь проработал в одной профессии и эта стадия совпадает с периодом поздней зрелости (50 и старше), то типичны следующие проблемы: снижение профессиональных возможностей, психофизиологических функций в силу возраста
- Теоретические
- Прикладные
- 3.История развития психологии труда за рубежом.
- 4.История развития отечественной психологии труда.
- 5.Категория деятельность и труд в психологии.
- 6.Психологическое понимание профессии.
- 7.Трудовой пост и рабочее место.
- 8. Основные направления развития человека как субъекта труда.
- 9. Основные этапы становления человека как субъекта труда.
- 10.Стадии цикла профессионализации.
- 11.Противоречия и кризисы профессионального развития личности.
- 12.Работоспособность: понятие, виды, динамика.
- 13.Основные функциональные состояния работника.
- 14.Профессиональный стресс.
- 15.Способы оптимизации работоспособности и регуляции функциональных состояний субъекта труда:
- 16.Профессиональные деструкции.
- 17.Синдром профессионального выгорания.
- 18.Понятие, виды и динамика профессионально-важных качеств.
- 19. Методы оценки профессионально-важных качеств.
- 20. Профессиограмма и психограмма
- 21.Формула профессий.
- 22.Профотбор: понятие, значение, этапы.
- 23.Профпригодность: понятие, типы, критерии.
- 24.Психологические основы оценки и аттестации сотрудников. Психологические основы оценки и аттестации сотрудников.