5.Категория деятельность и труд в психологии.
В отечественной психологии категория деятельности является основной.
Деятельность (в общем виде) – как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Труд является одним из осн.видов чел.д-ти.
Труд – целенаправленная д-ть человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необх. для удволетворения своих потребностей.
Обычно, говоря о труд. д-ти, подразумевают професс. д-ть. Последняя считается трудом в том случае, если она соответствует следующим признакам труда: (Климов)
1) Сознательное предвосхищение социально-ценного результата (знания о результате, ожидание его)
2) Осознание обязательности достижения результата (понимание и переживание ответственности)
3) Сознательное овладение средствами труда (знание и переживание средств)
4) Осознанная ориентировка в производственных отношениях (знание вариантов, переживание отношений)
Трудовая деятельность . внутренняя (S): потребность- мотив- образ-цель-задачи- средства (из внеш. и внутр)- действия- операции- результат- продукт(может быть и не быть).
- Теоретические
- Прикладные
- 3.История развития психологии труда за рубежом.
- 4.История развития отечественной психологии труда.
- 5.Категория деятельность и труд в психологии.
- 6.Психологическое понимание профессии.
- 7.Трудовой пост и рабочее место.
- 8. Основные направления развития человека как субъекта труда.
- 9. Основные этапы становления человека как субъекта труда.
- 10.Стадии цикла профессионализации.
- 11.Противоречия и кризисы профессионального развития личности.
- 12.Работоспособность: понятие, виды, динамика.
- 13.Основные функциональные состояния работника.
- 14.Профессиональный стресс.
- 15.Способы оптимизации работоспособности и регуляции функциональных состояний субъекта труда:
- 16.Профессиональные деструкции.
- 17.Синдром профессионального выгорания.
- 18.Понятие, виды и динамика профессионально-важных качеств.
- 19. Методы оценки профессионально-важных качеств.
- 20. Профессиограмма и психограмма
- 21.Формула профессий.
- 22.Профотбор: понятие, значение, этапы.
- 23.Профпригодность: понятие, типы, критерии.
- 24.Психологические основы оценки и аттестации сотрудников. Психологические основы оценки и аттестации сотрудников.