logo
ответы труд1

23.Профпригодность: понятие, типы, критерии.

Профпригодность: понятие, типы, критерии.

Профпригодность (Климов) – системная характеристика степени соответствия человека требованиям профессии.

Структура профпригодности:

  1. гражданские качества (мировоззрение, морально-нравственный облик личности- ядро профессиональной пригодности педагога, воспитателя, судьи, опера и тд.), недостаточная выраженность этих качеств делает человека профессионально непригодным.

  2. отношение к труду, профессии, интересы, склонности к данной области труда, т.е. профессионально-трудовая направленность.

  3. дееспособность общая складывается из качеств, которые нужны не в одном, а во многих видах деятельности и включает в себя: физическую дееспособность (состояние здоровья), умственную дееспособность (интеллектуальные способности, широта и глубина ума, гибкость психики, высокая общая работоспособность, навыки самоорганизации, развитый самоконтроль, самодисциплина, активность и т.д.)

  4. единичные, частные, специальные способности (качества нужные в каких-либо определенных видах деятельности)

  5. навыки, знания, опыт, выучка

Критерии профпригодности:

  1. медицинский,

  2. образовательный,

  3. психологический.

Степени профпригодности:

  1. непригодность (временная или практически непреодолимая). Обычно говорят, когда есть отклонения в здоровье, несовместимые с данной профессией, также создаются отсутствием необходимого опыта, интереса к делу, а также недостатками морального облика и др.

  2. годность – когда нет противопоказаний в отношении той или иной области труда, но нет и особых показаний. Ситуация не исключает того, что человек может оказаться хорошим работником, профессионалом в ходе дальнейшего своего развития, самовоспитания, профессионального образования,

  3. соответствие – когда установлено, что нет противопоказаний и при этом можно выделить хотя бы некоторые личностные качества, включая и опыт, которые явно ценны в данной профессии или в работе на данном трудовом посту.

  4. призвание – характеризуется тем, что во всех составляющей ее структуре профпригодности, есть признаки соответствия человека и требований деятельности. «в этом и именно этом деле я смогу быть наиболее успешен и удовлетворён» - формульная характеристика.

У человека не может быть полностью готовой профпригодности до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность. Профпригодность человека к какому-либо делу формируется, складывается в деятельности. Время необходимое для формирования профпригодности зависит от природных данных человека, уровня его мотивации и полученной подготовки, ЗУН.

Наиболее общими результирующими признаками соответствия человека работе является ее успешность и его удовлетворенность избранным трудовым путем. Удовлетворенность выражается в заметной выраженности благоприятных душевных состояний в ходе трудовой деятельности, таких как: внутренняя мобилизованность, бодрость, хорошее самочувствие, позитивные эмоциональные переживания от контактов с предметной средой.

Оценка профпригодности производится:

  1. по отношению к будущей деятельности; в ситуациях прогнозирования профпригодности, задача прогнозирования профпригодности решается менеджерами по персоналу при наборе новых работников в организацию,

  2. по отношению к уже работающим в организации людям, в форме периодически повторяющейся аттестации персонала.