1.4 Психологические школы: психоанализ.
История возникновения психоанализа началась с того, как австрийский врач З.Фрейд и его коллега Й. Брейер вылечили «Анну О.» от невроза. Психоанализ – едва ли не самая известная школа. Изучая феномен постгипнотического внушения, Фрейд пришел к выводу о бессознательной природе мотивации у человека. Для проникновения в бессознательное он использовал главным образом толкование сновидений. Страхи и желания, которые в обычном бодрствующем сознании подавляются, выходят на поверхность в снах. Но даже здесь эмоции принимают замаскированную форму, которая должна быть разгадана, подобно ребусу, чтобы скрытые смыслы стали явными. Таким образом, сны сами имеют «бессознательную» структуру. Фрейд рассматривал психопатологию как движение от нормального к невротическому и далее к психотическому состоянию. Однако и «норма», по Фрейду, – не более чем абстрактный идеал, ибо никто не свободен от психологических конфликтов и тем самым от вытеснения и бессознательной мотивации. Следовательно, никого нельзя назвать абсолютно разумным. Такая пессимистическая точка зрения на человека противоречила представлениям, бытовавшим в западной культуре на протяжении более двух столетий.
Самый известный из учеников Фрейда, швейцарский психиатр К.Юнг, расширил концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного, продукта индивидуальной истории, Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», которое присуще всему человечеству. В таком «коллективном», или «социальном», бессознательном действуют особые мотивационные факторы, названные Юнгом «архетипами» (т.е. первичными образами). Например, один из архетипов – «анима», персонификация идеала женственности в сознании мужчины – определяет, какие типы женщин нравятся данному представителю мужского пола. Юнг исследовал бессознательное не только посредством интерпретации снов, но и через речевые ассоциации. Данный прием широко применяется в настоящее время в форме теста, использующего сотню простых слов. Испытуемый должен быстро отреагировать на каждое из этих слов. Задержанный ответ, неспособность дать ответ вообще или повторение слов свидетельствует о существовании т.н. «комплекса» – совокупности эмоционально окрашенных бессознательных идей и представлений.
Другой последователь Фрейда, А.Адлер, разработал собственную систему, подвергнув сомнению решающую роль бессознательного. Он рассматривал невроз как следствие комплекса неполноценности. Вместо того чтобы изучать сны, Адлер обратился к исследованию ранних воспоминаний, которые считал ключом к пониманию поведения, мотивации и личности. Личностные проблемы, с его точки зрения, возникают из ощущения социальной бесполезности, а социальные чувства и интересы представляют собой необходимую составную часть полноценной психической жизни.
- 1.1 Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)
- 1.2 Этапы развития психологии
- 1.3 Психологические школы: бихевиоризм.
- 1.7 Психологические школы: когнитивная психология.
- 1.4 Психологические школы: психоанализ.
- 1.5 Психологические школы: гуманистическая психология.
- 1.6 Психологические школы: гештальтпсихология.
- 2.1 Личность.
- 2.2 Свойства личности: темперамент.
- 2.3 Свойства личности: характер.
- 2.4 Свойства личности: способности.
- 3. Психические познавательные процессы.
- 4.1 Эмоциональная сфера личности. Эмоции.
- 4.2 Чувства
- 4.3 Волевая сфера личности
- 5.1Самосознание
- 5.2 Самооценка
- 5.3 Уровень притязаний личности
- 5.4 Образ «я»
- 6. Общение.
- 7. Конфликт, способы разрешения конфликтов.
- 9. Педагогика: категории педагогики.
- 10. Дидактика.
- 11. Типы неправильного семейного воспитания.
- 12. Механизмы психологической защиты
- 13. Акцентуация характера