6. Общение.
Общение — связи между людьми, в ходе которой возникает психологический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании. Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:передача информации, восприятие друг друга, взаимооценка партнерами друг друга, взаимовлияние партнеров, взаимодействие партнеров, управление деятельностью и т.д.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
1)коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
2)информационная (обмен информацией между людьми)
3)когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
4)эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
5)конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
6)креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
Выделяют обычно три её взаимосвязанных стороны: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.
Интерактивная сторона
Второй стороной общения является интерактивная, которая заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями.
Одним из возможных способов понимания ситуации общения является восприятие позиций относительно друг друга.
Третьей важной стороной общения является перцептивная. Она означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания. С точки зрения восприятия важно верно сформировать первое впечатление.
Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.
Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга.
Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)
Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.
Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.
Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.
Выделяют следующие виды общения:
1)“Контакт масок”- формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника, используются привычные маски (вежливости, скромности, безразличия)
2)Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.
3)Формально - ролевое общение - это такое общение, когда регламентировано и содержание, и средства общения. Вместо знания личности партнера обходятся знанием его социальной роли.
4)Деловое общение учитывает особенности личности партнера, его характера, возраста, но интересы дела являются более значимыми.
5)Духовное, межличностное общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личностные особенности, учитывает интересы и убеждения.
6)Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, обман).
7)Светское общение - его характеризует беспредметность (люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях). Это общение закрытое, так как точка зрения людей по тому или иному вопросу не имеет никакого значения и не определяет характера коммуникаций.
- 1.1 Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)
- 1.2 Этапы развития психологии
- 1.3 Психологические школы: бихевиоризм.
- 1.7 Психологические школы: когнитивная психология.
- 1.4 Психологические школы: психоанализ.
- 1.5 Психологические школы: гуманистическая психология.
- 1.6 Психологические школы: гештальтпсихология.
- 2.1 Личность.
- 2.2 Свойства личности: темперамент.
- 2.3 Свойства личности: характер.
- 2.4 Свойства личности: способности.
- 3. Психические познавательные процессы.
- 4.1 Эмоциональная сфера личности. Эмоции.
- 4.2 Чувства
- 4.3 Волевая сфера личности
- 5.1Самосознание
- 5.2 Самооценка
- 5.3 Уровень притязаний личности
- 5.4 Образ «я»
- 6. Общение.
- 7. Конфликт, способы разрешения конфликтов.
- 9. Педагогика: категории педагогики.
- 10. Дидактика.
- 11. Типы неправильного семейного воспитания.
- 12. Механизмы психологической защиты
- 13. Акцентуация характера