1.7 Психологические школы: когнитивная психология.
Это направление в психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении, в наибольшей степени подорвало позиции бихевиоризма. К 1930 психологи, работавшие в традиции когнитивизма Э.Толмена, убедительно показали, что психика существует и у животных. В одном из экспериментов было выявлено, что крысы в лабиринте действуют на основе «когнитивных карт», т.е. психических образов знакомой им структуры лабиринта, а не просто двигательного обусловливания. Аналогичные эксперименты продемонстрировали, что бихевиоризм Уотсона рисует чрезвычайно упрощенную картину, так как на самом деле значительную часть деятельности составляет то, что происходит внутри организма. Для описания таких внутренних феноменов и процессов необихевиористы начали использовать понятие «промежуточных переменных» (см. ниже раздел Теория научения). Серьезным достижением когнитивизма стала гипотеза об избирательной готовности, суть которой в следующем: у животных могут возникать только те поведенческие реакции, к которым оно психологически подготовлено и которые соответствуют уровню его психической организации. Другими словами, речь идет о значении «видоспецифичных» свойств в формировании поведения. С позиций данного принципа становится очевидной концепция Уотсона о безграничных возможностях бихевиоризма – ни одному экспериментатору не удалось, например, научить свиней бросать монетки в копилку, поскольку естественное поведение этих животных состоит в том, что они роют и разбрасывают, а не подбирают и складывают.
- 1.1 Категории психологии. (образ, мотив, отражение, психика, сознание, деятельность, общение, переживание, отношение, действие, личность)
- 1.2 Этапы развития психологии
- 1.3 Психологические школы: бихевиоризм.
- 1.7 Психологические школы: когнитивная психология.
- 1.4 Психологические школы: психоанализ.
- 1.5 Психологические школы: гуманистическая психология.
- 1.6 Психологические школы: гештальтпсихология.
- 2.1 Личность.
- 2.2 Свойства личности: темперамент.
- 2.3 Свойства личности: характер.
- 2.4 Свойства личности: способности.
- 3. Психические познавательные процессы.
- 4.1 Эмоциональная сфера личности. Эмоции.
- 4.2 Чувства
- 4.3 Волевая сфера личности
- 5.1Самосознание
- 5.2 Самооценка
- 5.3 Уровень притязаний личности
- 5.4 Образ «я»
- 6. Общение.
- 7. Конфликт, способы разрешения конфликтов.
- 9. Педагогика: категории педагогики.
- 10. Дидактика.
- 11. Типы неправильного семейного воспитания.
- 12. Механизмы психологической защиты
- 13. Акцентуация характера