Социализация как интернализация
Процесс социализации может быть рассмотрен и с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии на личность, и, следовательно, общих механизмов трансляции социального опыта: в этом случае социализация выступает как интернализация.
На сегодняшний день существуют две трактовки понятия интернализации: в широком смысле она понимается как синоним социализации, в узком — как ее частная вариативность, как совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. Следует отметить, что, как правило, речь идет о двух основных модусах данного процесса: усвоении моделей поведения и усвоении социальных значений (символов, ценностей, установок).
В исследованиях, посвященных процессам интернализации поведенческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается, что:
интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимого другого, чье поведение служит моделью);
успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его ближайшего социального окружения;
межиндивидуальные различия процесса поведенческой интернализации редки или же незначительны.
В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспозиций выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выделить определенные общие положения:
интернализация социальных влияний, проявляющаяся в формировании личностных диспозиций, является многоуровневым процессом;
данный модус интернализации является необратимым (усвоенные ценности, установки, моральные представления и пр. изменяются лишь при условии изменения внешних социальных обстоятельств);
основным фактором успешности данного процесса выступает степень осознанности интернализуемых влияний.
Отметим, что в различных теоретических ориентациях акцентируются разные механизмы интернализации. Так, в теориях научения в качестве механизмов интернализации выделяют классическое и оперантное обусловливание; в теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения, а также условий, в которых разворачивается поведение (например, воспитательный дискурс родителей, сопровождающий активность ребенка); психоаналитические трактовки закономерно обращаются к механизму рационализации; для социально-психологического когнитивизма характерно рассмотрение процесса интернализации как процесса редукции когнитивного диссонанса.
Подчеркнем, что для понимания социализации как интернализации нехарактерна трактовка социального развития личности как процесса, жестко детерминированного социальным окружением, прежде всего в силу акцента на наличии множественных ее уровней и роли когнитивных механизмов, опосредующих данный процесс. Современные исследования подчеркивают значение линий саморегуляции и самодетерминации в ходе интернализации социальных влияний, нередко рассматривая их как показатель личностной зрелости.
Yandex.RTB R-A-252273-3