Стили руководства в менеджменте
Все люди, как это ни банально, разные. И поэтому, одного единственного стиля руководства в менеджменте быть не может. Каждый менеджер, исходя из собственных особенностей характера и рабочей ситуации в целом, выбирает тот или иной способ руководства коллективом.
Но быть лидером — не всегда означает приказывать и заставлять. Хороший руководитель знает, что опека, поддержка, мягкое наставление могут оказать гораздо больший эффект, нежели жесткие указания.
На сегодняшний день теоретики менеджмента выделяют большое количество стилей руководства. Ведь руководство, власть и стили менеджмента — слишком обширная тема, чтобы можно было рассматривать ее только под одним углом. Так, например, Д. Макгрегор делит руководителей всего на 2 типа: Х и Y. Начальник типа Х видит в подчиненных ленивых бездельников, и потому берет под полный контроль их деятельность от начала и до конца, не пренебрегая жесткой стимуляцией. Начальник типа Y относится к подчиненным как к партнерам и развивает в коллективе позитивную мотивацию к совместному труду. Менее обобщенно разделил руководителей на типы К. Левин. Именно его классификацию сегодня рассматривают в качестве основной.
К. Левин выделил менеджменте следующие методы руководства:
-
авторитарный;
-
либеральный;
-
демократический.
Авторитарный стиль. Авторитарный, он же единоличный и директивный менеджмент предусматривает тот факт, что руководство, власть и ответственность в отделе или организации в целом, сосредоточены в одних руках. Огромное внимание авторитарный начальник уделяет послушанию и порядку среди сотрудников. В кризисных ситуациях, когда решения должны приниматься четко и быстро, авторитарный способ управления жизненно необходим. Авторитарный стиль руководства в менеджменте хорошо работает только при грамотном руководителе, в противном случае, упиваясь своей властью, менеджер может просто «задушить» сотрудников жесткими дисциплинарными требованиями и подавить всякую инициативу.
Либеральный стиль. Либеральный стиль руководства в менеджменте, он же попустительский или анархический, предполагает варианты, когда менеджер отпускает ситуацию на самотек и позволяет коллективу работать так, как ему удобно. Подобным образом может функционировать только высококвалифицированный коллектив, с большой степенью самостоятельности. Однако, без лидерского вмешательства группа может скоро потерять контроль над ситуацией и распасться.
Демократический стиль. Демократическое руководство отличается предоставлением большой свободы подчиненным. То есть, перед сотрудниками ставится задача, и они сами решают, как и за какой срок они ее выполнят. Этот стиль руководства в менеджменте считается сегодня очень перспективным, однако, демократический метод эффективен для управления далеко не всеми подчиненными. Одни сотрудники чувствуют себя хорошо, когда у них никто не стоит над душой, другие при большом количестве свободы начинают лениться и делать что хотят. Также в группе всегда находится как минимум один человек, который пытается «сесть на шею» демократичному руководителю и всему коллективу. То есть, демократический менеджмент предусматривает искусное управление отделом, при котором руководство не будет превращено в фарс.
Как правило, современные руководители не ограничиваются одним лишь видом управления и применяют разные стили для манипуляции персоналом, выбирая тот или иной стиль исходя из сложившейся рабочей ситуации. Такой тип руководства в менеджменте носит название «Адаптивный» или ориентированный на реальность, и именно он приносит наибольшие плоды в управлении коллективом.
- Министерство образования и науки российской федерации московский финансово-промышленный университет «синергия»
- Курсовая работа
- Москва 2016 г. Содержание
- Глава 1. Модель идеального руководителя…………………...…5
- Глава 2. Руководитель как часть коллектива………………....19
- Глава 3. Рекомендации………………………………………………….32
- Глава 1
- Личность руководителя
- Личные качества руководителя
- 5 Качеств идеального руководителя
- Качества лидера
- 10 Качеств лидера
- Авторитет руководителя
- Имидж руководителями
- Что такое имидж и его составляющие
- Как создать имидж руководителя?
- Культура речи и деловое общение
- Речь и язык делового общения
- Глава 2
- Роль руководителя в управлении
- Стили руководства в менеджменте
- Классификация методов управления
- Американская модель управления
- Особенности американской методики
- Японская модель управления
- Особенности японской модели управления
- Морально-психологический климат в коллективе
- Социально-психологический климат в коллективе
- Сущность социально-психологического климата
- Благоприятный социально-психологический климат
- Глава 3
- Черты плохого руководителя
- Семь управленческих ошибок