Через окно
Вы видели, конечно, как разговаривают сквозь через окно, а может быть, и вам приходилось это делать. Помните, как нужно напрягать голос и тратить массу усилий, чтобы собеседник понял вас?.. Станьте друг против друга. Вообразите, что вас и вашего партнера разделяет окно с таким толстым стеклом, что попытки кричать – бесполезны, партнер не услышит вас. Однако вам необходимо сообщить ему очень важную вещь. Что делать? Жестикулировать? Но слишком уж серьезен предмет сообщения, чтобы размахивать руками, – допустим, как и в одном из предыдущих упражнений, вам нужно подготовить партнера к тяжелой вести о смерти близкого человека. Допустим, обстоятельства таковы, что выйти к вам он никак не может. Как бы вы вели себя, что бы вы делали в подобных предлагаемых обстоятельствах?
Станиславский определил пять обязательных стадий в процессе общения. Итак:
1-я стадия – ориентировка в окружающих условиях и выбор объекта. Действительно, сперва вам нужно увидеть партнера и увидеть преграду – толстое стекло. Нужно освоиться с мыслью, что разговор невозможен и вашу трудную миссию вам придется выполнить каким-то иным путем.
2-я стадия – привлечение к себе внимания объекта. Вы не приступите к дальнейшим действиям, пока не убедитесь, что партнер обратил на вас внимание и хочет понять, с чем вы пришли к нему.
3-я стадия – пристройка и приспособление к объекту, или "зондирование души объекта щупальцами глаз, подготовление этой чужой души для наиболее легкого и свободного восприятия мыслей, чувств и видений субъекта". На этой стадии вы осторожно подготавливаете партнера к тому, чтобы он воспринял тяжелую весть, – ваше взаимодействие с партнером состоит в том, что партнер по вашему виду, по вашим глазам начинает понимать, что вы пришли к нему с какой-то (он еще не знает, с какой) страшной новостью, а вы в это время, перебирая мысленно видения, смотрите на партнера, стараясь уловить момент, когда он догадается о том, что вас так волнует.
4-я стадия – передача своих видений объекту и воздействие на него, то есть попытки заставить партнера "увидеть внутренним зрением, что и как видит передаваемое сам общающийся субъект".
5-я стадия – восприятие отклика партнера и вновь – передача видений, воздействие и восприятие. Можно сказать, что вы как бы обмениваетесь мыслями и видениями. Если вы полны желанием внедрить свои видения и принять видения партнера, то внимательные ваши глаза будут улавливать мельчайшие и тончайшие изменения микромимики партнера. Вы будете угадывать содержание его мыслей и видений. Будете бесконечно проверять, верно ли угадали мысль партнера и понял ли он вашу мысль.
— Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что вы хотели сообщить, и получить ответ.
СЦЕПКА
Второе упражнение "через окно" – на взаимосвязь и взаимозависимость партнеров – по-другому обеспечивает сцепку между двумя партнерами.
— Партнер не слышит вас через массивное стекло, поэтому попробуйте объясниться письменно – пишите пальцем буквы в воздухе, пусть он их читает и пишет свои ответы. Придумайте цель и действуйте.
Ученики пишут пальцем в воздухе, но очень скоро выясняется, что слов не достаточно: они еще активно смотрят в глаза друг друга, а не только на буквы. Они угадывают начинающиеся слова и даже всю будущую фразу. Они пытаются найти подтверждение своей догадке – в глазах партнера. Они отвечают и спрашивают, наконец, не только буквами – ими они пользуются лишь в том случае, если партнер чего-то не понимает. Между ними устанавливается крепкая внутренняя связь, сцепка.
— Когда вам было легче и передавать и принимать: вначале, когда вы пользовались только буквами, или потом, когда образовалась сцепка? Конечно, потом, – с момента сцепки вы начали взаимодействовать друг с другом, а вначале взаимодействия не было, потому что каждый из вас все свои усилия употреблял на писание букв – то есть на другой объект, а не на партнера.
- Часть I. Упражнения
- 1. Смотреть – и видеть!
- СтраницыНа три буквы
- Рычажок переключения
- Три точки
- Далекие точки
- Три круга внимания
- Вот пример:
- Глаза товарищей
- Рассмотрите людей!
- Биография спичечного коробка
- Биография попутчика или прохожего
- Биография по портрету
- Биография по походке
- Биография по взглядам
- Как он это делает?
- А как он смеется?
- События на улице
- Антисобытия
- 2. Экран внутреннего видения. Мысленное действие
- Ассоциация на привязи
- Видеоскоп
- Усложненный видеоскоп
- Математическая задача
- Логическая задача
- Задача эйнштейна
- Путешествия
- Повтори! Задание: "Рассказывать несколько раз одно и то же".
- Сегодня – вчера
- Событие в картине
- Собрать картину
- Остановись, мгновенье!
- А что потом?
- Три картины
- Знакомый город
- Путь вслепую
- Лабиринт
- Маршруты
- Вертушка
- Еще одна вертушка
- Сантиметр
- Страницы три слова
- Живые образы
- Перевертыши
- Антимир
- Вспомнить лицо!
- Воображаемый круг
- Мысленные действия
- Как я это делал?
- Двигаться – не двигаясь
- Пояснение к следующему разделу
- 3. Сценическое внимание
- С чего начнем?
- Исходное положение
- Кто внимателен?
- Переходы
- Семафор
- Переходы со стульями
- Передвижки – перебежки
- Творческая площадка
- Фигуры перестановок
- Лучшие места
- Отвечай!
- Двойные хлопки
- Теннисные мячи
- Страницы мячи и числа
- Мячи и слова
- Земля, воздух, вода
- Держи свою мелодию
- Координация движений
- Игра с носорогом
- Координация движений с помощью песни
- Пишущая машинка
- Два шрифта
- Испорченная пишущая машинка
- Линотип
- Арифмометр
- Задается:
- Отстающее зеркало
- Комбинированное упражнение
- Юлий цезарь
- Пересеченность
- Чистая перемена
- Сервировка
- Страницы ходить по сцене
- 4. Слушать – и слышать! рождение слова
- Телевизор
- Магнитофон
- Круговая магнитная лента
- Наши задачи:
- Учитесь слушать
- Соноскоп предметов
- Где кошка?
- Соноскоп событий
- Другие события
- Что происходит?
- Варианты этого упражнения:
- Слышать только одного!
- Три докладчика
- Шумовой квадрат
- Позвони мне по барабану!
- Действуй словом!
- Оправдание слова
- 5. Сценическое действие. Чувство правды, инстинктивные реакции
- Переставить стул
- Цель действия
- Предлагаемые обстоятельства времени и места
- Встать и сесть
- Отношение к предмету Задание:
- Отношение к месту Задание:
- Войти в дверь
- Элементарные действия
- Повторные действия
- Суфлер-правда
- Каждый раз впервые!
- Отыскивать правду!
- Страницы неправда
- Больно!
- Инстинктивные реакции
- 6. Небывалые события. Артистическая смелость и острая характерность
- Готовность
- Странные позы
- А при чем тут дон кихот?
- В комнате – привидение
- Внезапные "кабы да если бы"
- Небывалое
- Обычное в необычном
- Оправдание крика
- Толстый и тонкий
- Старики
- Внешняя характерность
- Оркестр
- Еще один оркестр
- Живые руки
- Детские игры
- Играем в куклы
- Играем в "кошки-мышки"
- Гуси-лебеди
- Игрушки
- Игры игрушек
- Игрушки оправдывают позы
- Испорченные игрушки
- Парные игры
- Я – это он!
- Братья по разуму
- Животные
- Птицеферма
- Цирковые номера
- Цирковое представление
- Отвинченная голова
- Обыкновенные чудеса
- 7. Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение
- Разведка мышц
- Норма напряжения
- Мускульная энергия
- Ртуть в пальце
- Волшебный шарик
- Укажи вдаль!
- Переливаем энергию
- Круговое переливание
- Сорви персик!
- Страницы
- Оправдание движений
- По дороге домой
- 8. Беспредметные действия
- Одеваться
- Внутренняя пристройка
- Снимать пальто
- Чтобы одеты были не гнусно!
- Заколитесь!
- Чиркните спичкой!
- Повара и поварята!
- Конвейер
- Это не книга!
- Коробка с бисером
- Подготовка стола
- Белая рубашка
- Перед зеркалом
- Гаммы для актеров
- 9. Память ощущений и физических самочувствий
- Видящие пальцы
- Беру вещь
- Угадай предмет!
- Вспомни осязание!
- Узнай товарища!
- Память пальцев
- Кассир и покупатель
- Контролер
- Палочка-узнавалочка
- Кто подошел?
- Зима – лето
- Слушать-смотреть-вспоминать-осязать
- Волшебный тазик
- Волшебный тазик партнера
- Стакан чая
- Ощутите запах! Задание:
- Вспомните запах!
- Цветочный магазин
- Флаконы
- Волшебный графин
- СтраницыЛимон
- Вспомните вкус!
- Настроение
- Физическое самочувствие
- Память пяти органов чувств
- Условия урока
- 10. Темпоритмы
- Градации темпоритмов
- Переключение темпоритмов
- Коробка скоростей
- Сложение темпоритмов
- Люди и темпоритмы
- Действие в двух темпоритмах
- Наблюдения за темпоритмами Индивидуальные упражнения:
- Оправдание движений в темпоритмах
- 11. Общение. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров
- Подарок
- Лови кастрюлю!
- Страницы тень
- Сиамские близнецы
- Зеркало
- Клубок ниток
- Парное оправдание поз
- Перехват
- Двойной перехват
- Парное действие
- Пилим дрова
- Перетягивание каната
- Озвученные действия
- Лучеиспускание и лучевосприятие
- Физическая природа общения
- Через окно
- Что-то случилось!
- Словесное воздействие
- В эфире
- Разговор по телефону
- Переговорный пункт
- 12. Мимика. Жест. Интонация
- Часть II. История, теория и психофизиология творческого тренинга
- 1. "В начале было слово"
- 2. Преграды. "вредность" теории
- 3. Рассуждения франциска ланга и франсуа дель сарте
- Страницы
- 4. Открытие "давно известных истин"
- 5. Йога, т.Рибо, традиции русского реализма
- 6. Михаил чехов и евгений вахтангов о тренинге
- 7. Поучительный тренинг леонардо да винчи
- 8. Делать себя! тренинги станиславского
- 9. Задачи тренинга
- 10. Как классифицировать упражнения?
- 11. Тренинг в программах актерского обучения
- Содержание
- Страницы
- Этапы первого года обучения:
- 12. Действование сценическое и жизненное
- 13. Психофизическая структура действия
- 14. Разные чувствительности. Сенситивность
- Страницы Основные признаки сенситивности:
- 15. Действенный анализ жизни роли
- 16. Удивительные особенности человеческой памяти
- Страницы17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 20. Сенситивное воспитание. Наследственность и одаренность
- Тема 2. Внимание
- Тема 3. Ритм. Пространство
- Тема 4. Гимнастика чувств
- Тема 5. Фантазия и воображение. Ассоциативное мышление
- Тема 6. Взаимодействие