logo
Юрид

65. Психологическая судебная экспертиза по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.

В соответствии с действующим законодательством к спорам о праве на воспитание детей можно отнести следующие категории дел:

• о воспитании детей после расторжения брака между родителями;

• о месте проживания детей при раздельном жительстве родителей как при расторжении брака, так и независимо от решения данного вопроса;

• об участии отдельно проживающего родителя в воспитании детей, когда сами родители не пришли к соглашению по этому вопросу;

• о возврате ребенка по требованию родителей от любых лиц, удерживающих ребенка не на основании закона или судебного решения;

• о лишении родительских прав;

• о восстановлении в родительских правах;

• об отобрании ребенка без лишения родительских прав родителей;

• об усыновлении/отмене усыновления ребенка;

• об устранении препятствий со стороны родителей на общение с ребенком бабушки, дедушки, братьев, сестер и других родственников, если родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства.

Таким образом, в предмет доказывания по всем категориям споров о праве на воспитание детей входит установление того факта, будет ли отвечать интересам детей то или иное действие. Однако решение вопроса о том, какие конкретные обстоятельства необходимо установить, чтобы констатировать соответствие или несоответствие поведения определенных лиц интересам ребенка, отдано на усмотрение суда.

Типовые задачи (вопросы):

1.Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка? Каковы уровень и особенности психического развития ребенка?

2.Каково действительное отношение и привязанность ребенка к каждому из родителей (другим членам семьи)?

3.Каковы индивидуально-психологические особенности отца (матери)?

Могут ли особенности психического состояния, индивидуально-психологические особенности отца (матери, другого фактического воспитателя) оказать негативное влияние на психическое состояние и психическое развитие ребенка (в условиях совместного проживания, определенных условиях участия родителя в воспитании)?

4.Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиля воспитания, с кем из родителей наиболее благоприятно в целях гармоничного развития ребенка его постоянное проживание?