Введение
Актуальность исследования.
Первые годы обучения иногда могут обусловливать всю последующую школьную жизнь ребенка. В это время школьником под руководством взрослых совершаются достаточно важные шаги в собственном развитии. Данный период считается в одинаковой степени трудным для детей, которые поступили в школу и в шесть, и в семь лет. Как демонстрируют наблюдения физиологов, психологов и педагогов, среди первоклассников есть дети, которым по причине личностных психофизиологических особенностей довольно-таки трудно адаптироваться к новым для них условиям, они только частично справляются с режимом работы и учебной программой. При классической системе образования из этих детей обычно формируются отстающие и второгодники.
Начало школьного обучения для всех ребят – сильный стресс. После того, как ребенок поступил в школу, в его жизни начинают происходить сильные перемены. Все дети, вместе с переполняющими их чувствами радости, гордости или удивления по поводу всего, что происходит в учебном учреждении, испытывают тревогу, растерянность, напряжение.
Некоторые из первоклассников могут быть очень шумными, крикливыми, порой даже не внимательными во время занятий, способны вести себя развязно с педагогами: дерзить, капризничать. Остальные - достаточно скованны, робки, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при самой малой неудаче или замечании могут заплакать.
Ребенок, который поступает в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности самых простых понятий. Важным считается положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения.
Вопрос, что касается адаптации первоклассников к школе, рассматривала Л.М. Костина. Она стремилась определить возможность воздействия на школьную адаптацию при помощи коррекции уровня тревожности у детей методом недирективной игровой терапии в период нахождения будущих первоклассников в дошкольных учреждениях. По данным было сделано умозаключение об эффективности метода игровой терапии в коррекции высокой тревожности у дошкольников, что предоставляет возможность повысить уровень их школьной адаптации и успеваемость в первом классе.
Усковой М.В. был проведен анализ особенностей первичной адаптации первоклассников к школе, затем был сделан вывод, что на уровень дезадаптации большое воздействие имеет, главным образом, гиперкинетический синдром, инертность нервной системы, неготовность к школе, недостаточная произвольность психических функций, а также их сочетание между собой.
Целью нашего исследования является изучение особенностей диагностики адаптационных умений у младших школьников с элементами практики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «адаптация» и «дезадаптация».
2. Проанализировать формы и уровни адаптации.
3. Исследовать особенности адаптационных умений у младших школьников с элементами практики.
Объект исследования – ребята младшего школьного возраста.
Предмет исследования - особенности диагностики адаптационных умений у младших школьников с элементами практики.
Гипотеза исследования: своевременное определение уровня адаптации ребенка к школе и создание необходимых психологических условий снижает уровень школьной дезадаптации.
- Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование адаптации младших школьников 5
- Глава 2. Диагностика уровня адаптации младших школьников 17
- Введение
- Глава 1. Теоретическое обоснование адаптации младших школьников
- 1.1 Общая характеристика детей младшего школьного возраста
- 1.2 Характеристика школьной адаптации младшего школьника
- 1.3 Понятие школьной дезадаптации, причины возникновения
- Причины школьной дезадаптации:
- Глава 2. Диагностика уровня адаптации младших школьников
- 2.1 Организация исследования, описание методик
- 2.2 Результаты эмпирического исследования
- 2.3 Рекомендации по адаптации детей в начальной школе
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 1