2.1 Анализ результатов исследования
Первым этапом было исследование тревожности детей. Данные отражены в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности тревожности подростков
| Личностная тревожность | Ситуативная тревожность |
Высокая | 67% | 25% |
Умеренная | 8% | 43% |
Низкая | 25% | 32% |
Как видно из таблицы 1 у подростков личностная тревожность высокая у 67%, а ситуационная у 25%.
Следующим этапом анализа результатов экспериментального исследования является обработка полученных данных в ходе обследования по методике «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, 2005.
Таблица 2.
Результаты исследования агрессивных тенденций подростком с девиантным поведением по методике «Несуществующее животное».
Симптомокомплекс | Количественные показатели уровней | |||||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | |||
Незащищенность | – | – | 6 | 33 | 12 | 66,6 | ||
Тревожность | 4 | 11 | 7 | 39 | 9 | 50 | ||
Недоверие к себе | – | – | 6 | 33 | 12 | 66,6 | ||
Чувство неполноценности | – | – | 3 | 16 | 15 | 83,3 | ||
Враждебность | 4 | 11 | 6 | 33 | 10 | 55 | ||
Конфликтность (фрустрация) | 6 | 22,5 | 10 | 55 | 4 | 22,5 | ||
Трудности общения | 10 | 50 | 10 | 50 | – | – | ||
Депрессивность | 6 | 35 | 10 | 55 | 2 | 11 |
Опираясь на результаты исследования, представленные в таблице 2, можно сделать вывод о том, что по симптомокомплексу «незащищенность» – 33% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 67% детей – низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу «тревожность» – высокий уровень тревожности имеют 11% детей, средний уровень тревожности имеют 39% детей и низкий уровень – 50% детей группы.
Об этом также свидетельствует непропорциональное расположение рисунков на листе бумаги. Рисунки были либо чрезмерно большими, не вмещающимися в формат листа, либо совсем маленькими, расположенными в верхней или нижней части листа. Это можно интерпретировать как наличие определённой тенденции избегания реальности. Испытуемые воспринимают новые либо затруднительные ситуации в большинстве случаев как фрустрирующие. Прорисованные жирные линии интерпретировались нами как проявление сильной фрустрации, вызванной ограничивающим воздействием окружающей реальности, в сочетании с чувством враждебности.
Согласно данным таблицы 4,33% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе» и 67% имеют низкий уровень.
По симптомокомплексу «чувство неполноценности»: 16% детей имеют средний уровень выраженности по 84% низкий уровень. 11% детей имеют высокий уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность», 33% – средний уровень выраженности и 5% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют высокий уровень 22,5% детей, средний уровень 55% и низкий уровень имеют 22,5% детей. По симптомокомплексу «трудности общении» имеют высокий уровень 50% испытуемых, средний уровень 50% человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют высокий уровень 35% детей, средний уровень 55% детей и 10% детей из всей группы имеют низкий уровень.
Определенные показатели эмоциональных особенностей были выявлены следующие показатели.
Таблица 3.
Эмоциональные реакции подростков с девиантным поведением
по данным методики «Тест Руки» (Hand-тест)
Показатель | Количество ответов | Удельный вес категорий,% |
Агрессия | 12 | 11,30% |
Директивность | 28 | 26,40% |
Коммуникация | 6 | 5,70% |
Аффектация | 0 | 0 |
Напряжение | 10 | 9,40% |
Пассивные безличные ответы | 6 | 5,70% |
Активные безличные ответы | 21 | 19,80% |
Демонстративность | 8 | 7,50% |
Калечность | 13 | 12,70% |
Сумма | 106 | 100,00% |
Среднее значение | 3,4 | Склонность к реальной агрессии |
Из таблицы 10 видно, что дети на 9 предъявленных карточек в среднем дают 11,6% ответов-высказываний о том, что может делать нарисованная рука. Это свидетельствует о преобладающей низкой психологической активности детей данной группы. Следующий показатель – процентное содержание по каждой из 14 категорий ответов, что отражает вероятность проявления следующих эмоциональных тенденций. Наблюдаемое преобладание активно безличных ответов отражает одинаковый характер безличной окружающей среды с обыденными действиями. У подростков доля безличных ответов был выше 35% и составил 35,7%, что трактуется как «простота», незрелость внутреннего мира личности.
У детей почти отсутствовали ответы по категории «описание» – только 0,9%, что может свидетельствовать об отсутствии мечтательности, неразвитости воображения и творческого мышления.
У подростков преобладающими особенностями эмоциональной сферы являются следующие: 26,4% – директивность, 12,7% – калечность, 11,3% – агрессия, 9,4% – напряжение, 7,5% – демонстративность. Далее по выраженности из всего набора критериев выделяются в порядке убывания ответов 5,7% – коммуникация, 5,7% – пассивные безличные ответы.
В структуре эмоционального состояния подростков доминирует триада «директивность – калечность – агрессия», что позволяет предположить, что дети могут становиться мишенью для физических и вербальных издевательств. Дети могут быть как жертвами, так и агрессорами, а нередко и теми, и другими одновременно.
Категория «напряжение» выражена в 9,4% случаев, что отражает определенную степень переживания, тревоги, дискомфорта, которая возникает, как правило, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство; вызывают гнев, но делают невозможным его выражение. Эмоциональное напряжение ведет к возрастанию активности, увеличению интенсивности внешних реакций с целью удовлетворения потребности.
У 7,5% подростков представлена категория «демонстративности», что свидетельствует о стремлении к самовыражению, развлечениям и об инфантилизме. Результаты работы показали, что коммуникативность представлена только в 7,5% ответов. Категория «аффектация» не представлена, что позволяет предположить об отсутствии эмоционально положительного, благожелательного отношения к другим (привязанность, любовь).
В таблице 4 представлены усредненные показатели эмоционально личностных особенностей подростков с девиантным поведением.
Таблица 4.
Усредненные показатели эмоциональных особенностей детей по данным методики «Тест-руки» (Hand-тест)
Показатель | Среднее значение, стандартное отклонение |
Агрессивность | 1,08+_7,64 |
Диррективность | 0,98+_6,93 |
Коммуникативность | 3,04+_21,49 |
Аффектация | 1,02+_7,21 |
Зависимость | 0,18+_1,27 |
Демонстративность | 2,24+_15,84 |
Напряжение | 0,52+_3,68 |
Пассивность | 0,56+_4 |
Активность | 6,84+_48,37 |
Калечность | 0,08+_0,57 |
Различия заметны в проявлении эмоционально-личностных особенностей учащихся (таблица 5).
Таблица 5
Уровень значимости различий, соответствующий критерию U Манна-Уитни
по данным методики «Тест-руки» (Hand-тест)
Показатель | Уровень значимости различий, соответствующий критерию U Манна-Уитни |
Агрессивность | 0,00* |
Диррективность | 0,4 |
Коммуникативность | 0,00* |
Аффектация | 1 |
Зависимость | 1 |
Демонстративность | 0,00* |
Напряжение | 0,00* |
Пассивность | 0,00* |
Активность | 0,00* |
Калечность | 0,042 |
*отмечены различия значимые на p<0,01 уровне значимости.
Из таблицы 5 видно, что для подростков групп характерны такие эмоционально-личностные особенности как агрессивность, директивность, коммуникативность, демонстративность.
Однако по данным особенностям есть различия в количественных показателях и качественных проявлениях.
- Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования гендерных различий в проявлении агрессии у девиантных подростков 5
- Глава 2. Эмпирическое исследование причин и форм агрессии у подростков 41
- Введение
- Глава I. Теоретические основы исследования гендерных различий в проявлении агрессии у девиантных подростков
- 1.1 Категории агрессии в психологии
- 1.2 Специфика развития личности подростков
- 1.3 Особенности подростков ой агрессии.
- Глава 2. Эмпирическое исследование причин и форм агрессии у подростков
- 2.1. Организация и методы исследования
- 2.1 Анализ результатов исследования
- 2.3. Методические рекомендации психологу по преодолению агрессии подростков
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Библиографический список