2.1. Организация и методы исследования
Целью исследования было определенно изучить гендерные различия в проявлении агрессии у девиантных подростков.
1. Задачи исследования были следующие: Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить проявления агрессии девиантных подростков.
3. Исследовать гендерные различия в проявлении агрессии девиантных подростков.
4. Разработать методические рекомендации для психологов по преодолению агрессии девиантных подростков.
В качестве методов исследовали выступали следующие: метод анализа литературы, биографический метод, метод теста, метод опроса, метод количественного и качественного анализа, методы статистического анализа.
В качестве диагностических методик использовали: «Hand-тест» (Э. Вагнер); опросник Спилберга-Ханина; рисуночный тест М.З. Дукаревич «Рисунок не существующего животного».
«Hand-тест» (Э. Вагнер). «Hand-test» - проективная методика исследования личности. Впервые он был опубликован в 1962 году. Идея создания теста принадлежит Э. Вагнеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3. Пиотровским и Б. Бриклин. В нашей стране тест адаптирован Т.Н. Курбатовой.
Стимульный материал состоит из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?».
Опросник Спилберга-Ханина.
Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценивать личностную тревожность, либо само наличие состояние тревожности. Единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство, и как состояние, является методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке Ю.Л. Ханиным.
Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов – рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 – для оценки личностной тревожности.
Тестирование по методике Спилбергера - Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.Исследование может проводиться индивидуально или в группе.
Личностная тревожность относительно стабильна и не связана с ситуацией, поскольку является свойством личности.
Реактивная тревожность, наоборот, бывает вызвана какой-либо конкретной ситуацией. Реактивная тревожность – (ситуативная тревожность, тревожность как состояние в данный момент времени) характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
При интерпретации результат можно оценивать следующим образом: до 30 – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».
Инструкция: прочитайте каждое из приведённый предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Рисуночный тест М.З. Дукаревич «Рисунок не существующего животного»методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой, помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпритируются символично.
Исследование проводилось на 20ти участниках – 10 мальчиков и 10 девочек.
- Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования гендерных различий в проявлении агрессии у девиантных подростков 5
- Глава 2. Эмпирическое исследование причин и форм агрессии у подростков 41
- Введение
- Глава I. Теоретические основы исследования гендерных различий в проявлении агрессии у девиантных подростков
- 1.1 Категории агрессии в психологии
- 1.2 Специфика развития личности подростков
- 1.3 Особенности подростков ой агрессии.
- Глава 2. Эмпирическое исследование причин и форм агрессии у подростков
- 2.1. Организация и методы исследования
- 2.1 Анализ результатов исследования
- 2.3. Методические рекомендации психологу по преодолению агрессии подростков
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Библиографический список