1.1 Категории агрессии в психологии
Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма отклоняющегося деструктивного поведения с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей)[8].
В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:
В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера [12].
В исследовании Р. М. Масагутова выделено, что основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов (память, внимание, чувства, логика, воображение и другое) и предыдущего опыта человека. У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности [21, с. 43].
Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.
Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я». Социальные детерминанты. Агрессия сама по себе не возникает. Агрессивные действия провоцируются наличием действий других личностей.
Согласно Г. И. Козыреву специфическими социальными предпосылками агрессии являются:
а) фрустрация (уровень, наличие посылов к агрессии, степень неожиданности фрустрирующего фактора, эмоциональные и когнитивные процессы);
б) вербальное и физическое нападение (провокация);
в) характеристики жертвы (пол, национальная принадлежность и др.);
г) подстрекательство со стороны окружающих. [13]
Мощным катализатором агрессии являются личностные черты человека, которые не изменчивы при любых ситуациях. Примером таких черт можно считать:
Тревожность
Локус контроль
Зависимость от чужого мнения
Несправедливое отношение к действиям других
Проявлять чувство стыда
У каждого человека есть определенные установки от которых зависит определенное поведение.
Также агрессия зависит от гендерных различий. Примером можно привести исследования у мужчин и женщин агрессии. Исследования Ю. Б. Можгинскиого показали, что у женщин – непрямая агрессия, а мужчин – прямая. Ударить нанести побои чаще мужчины, чем женщины [23, с. 29].Биологические основы. Они тоже имеют большое влияния на агрессии, но они взаимодействуют с социальными детерминантами [23, с. 31].
Согласно мнению И. С. Кона процессы, проходящие в центральной нервной системе, очень сильно влияет на поведения индивидуума:
1) эмоциональные переживания органически связаны с функционированием лимбической системы (в особенности гипоталамуса и миндалевидного тела);
2) лобные доли коры головного мозга отвечают за сложные когнитивные процессы (опознание той или иной ситуации как содержащей угрозу и за выбор реакции в данной ситуации);
3) симпатический отдел автономной нервной системы ответственен за готовность «драться или убегать» При этом не следует забывать индивидуальные особенности реактивности симпатического отдела. [14, с. 51]
Взаимодействия уровня гормонов и агрессивного поведения до сих пор до конца не изучены. Мы знаем, что если в организме недостаток гормонов щитовидной железы, то человек становится раздражительный и есть перепады настроения. Также взять тестостерон, то этот гормон гендерного различия он также отвечает какой вид агрессии присутствуют у мужчины и женщины.
Если брать категорию А. Басса, то он описывает агрессию в трех шкалах: физическая-вербальная, активная-пассивная, прямая-непрямая. [1,с.116]
При их комбинации получаться восемь возможны категорий агрессивного поведения по мнению А. Я. Анцупова:
- физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
- косвенная агрессия – действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);
- склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
- негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;
- обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
- подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;
- чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [4, c. 17].
Если взять теорию, рассматриваемую Фешбахом, то он классифицирует агрессию по цели: враждебную и инструментальную. В основе инструментальной агрессии лежит достижение цели без намеренного причинение ущерба. Инструментальная агрессия – это механизм адаптации, которой подталкивает личность к конкуренции в окружающим мире и защите свои прав и интересов. Враждебная агрессия – это намеренное причинение боли и ущерба ради мести и получение от этого удовольствия. [3, c. 18].
Также выделяют классификацию по причине: реактивную и проактивную агрессию. Н.Д. Левитов в своей работе называет эти виды, как «обороной» и «инициативной». «Обороной» агрессию считают, как ответом на другого. или как называют проактивная - это действие для получение положительного результата [6, c. 120]
В 1995 году Г. Аммон говорит о таких видах агрессии: конструктивная, деструктивную и дефицитарную. Под «конструктивной агрессией» осознается активный, здоровый подход к жизни, чтоб даже в неблагоприятных условиях можно было бы осуществить свои цели и задачи в жизни. «Деструктивная агрессия»-это агрессивное поведение целью которого является причинение вреда субъекту или объекту. «Дефицитарная агрессия» - это когда идет глубокое расстройство центральной Я-функции, не возможность и запрет на поиск объекта и взаимодействия с ним. [9, c. 23]
Также нужно рассматривать агрессию не только как поведение, но и как психическое состояние. Как психическое состояние нужно знать его феноменологию, выделять познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.
Если взять Лазарус, то он считает угрозу основным возбудителям агрессии, и что агрессия — это реакция на стресс. Из этого получается, что не всякая угроза приведет к агрессивному состоянию, а также не всякое агрессивное состояние вызывается угрозой. Но если агрессивное состояние вызывается угрозой, то необходимо правильно оценить угрозу, ее объективный анализ и оценка – весьма важные познавательные элементы агрессии. От этого понимания зависит само возникновение данного состояния, его форма и сила [11, с. 144].
Одним из важнейших компонентов агрессии, по мнению К. Лоренца как состояния - считается эмоциональный компонент. Этот компонент проявляться таким чувством как гневом. Личность на всех этапах агрессивного состояния может проявлять сильную эмоцию гнева, иногда ярости. Но тут также рассматривают, то что агрессия не всегда сопровождается гневом, а также гнев может не перейти в агрессию. [19, с. 110].
Одним из элемента агрессивного состояния считают волю. В проявлении агрессии присутствуют формальные компоненты воли, такие как решительность, целеустремленность, настойчивость, а в некоторых даже инициативность. Не которые сравнивают агрессию как борьбу, а борьба не может быть без воли.
Также есть такая классификация агрессии: позитивная и негативная. Эти виды основаны на поведении к объекту приносит вред или пользу ему – положительно или отрицательно – это из книги Е.П. Ильина [11, с. 89].
Позитивную агрессию рассматривал Н.Д. Левитов, он считал проявление ее может быть в спорте, когда команду надо раззадорить, чтоб получить результат. Такие авторы Т.В. Левкова (2003), Р. Мэй (2001), Е.В. Ольшанская (2000), Е.Г. Шестакова (2011) описывают в своих работах про агрессию, которая направлена на преодоление трудностей без цели навредить объекту. Но нужно не забывать, что здесь мы рассмотрели может ли вызывать вред или пользу объекту, то есть ее роль. А если взять сущность агрессии, то она будет направлена на причинение вреда. [18, с. 25]
Л. П. Конышева по агрессивно-насильственных действиях выделяет такие виды агрессивного поведения: экспрессивный, псевдоморальный, инфантильно обусловленный. Экспрессивный вид основывается на действиях жертвы. Он проявляется у лиц импульсивных с нарушением нравственно-мотивационный конструкции. [16]
Псевдоморальный тип агрессии несет конфликт, который длиться очень долго и в нем нет нравственных ценностей, и тут есть стремлении к командованию над жертвой.
Инфантильно обусловленный тип –это ситуативный, который не планируется предварительно, и в большинстве случаев используется для поднятия своего статуса в криминальной среде.
Изучая агрессивное поведение И.А. Фурманов привел два типа: социализированную и несоциализированную. Социализированная: агрессивное поведения у ребенка проявляется вовремя привлечение внимания, потому что у ребенка еще не до конца созрела волевая сфера, а также нет самоконтроля. Проявляя таким способом эмоции, дети хотят заставить обратить внимания на себя или взрослых, или своих одноклассников. Когда они добиваются цели то агрессивные нотки у них исчезают. [39, с. 209]
По мнению Е. В. Хрисанова не социализированная агрессия есть психологические отклонения, которые проявляются виде негативных незапланированных эмоций, либо это реакция на стресс. У таких детей повышена тревожность, есть склонность к импульсивным поступкам. [40, с. 138]
В поведении человека может присутствовать сразу несколько типов агрессии. Также они могут иметь направление на других или быть аутоагрессией либо носить враждебный характер или выполнять определенную роль и иметь свои причины.
В своих исследованиях этот тип изучил Ю.Б. Можгинский. Он делит ее на психотическую и трансформированную. Психотическая бывает при бреде и галлюцинации. Есть какая-то ситуация, которая в определенный момент переходит в жестокое поведение и может перейти в насилие –это трансформированная агрессия [23].
Многие психологи выделяют такие формы агрессивного поведения в школе:
1) агрессивное поведение при гиперреактивности - проявляется в виде приставаний к другим детям, бессмысленных драк, неадекватных реакций, вспыльчивости, возбудимости, порчи имущества и т.д. Это связано с трудностями адаптации подростка в той среде, которая предъявляет слишком высокие требования для его уровня зрелости;
2) агрессивное поведение лидерства - проявляется в виде эгоцентричного стремления к лидерству и власти, соперничества, попытки подавить соперника, вызывающего поведения, нарушения дисциплины. Иногда - это свойства темперамента, которые станут ценными чертами характера в процессе социализации. Иногда таким становится ребенок в семье, где процветает авторитарный стиль отношений. Иногда потребность власти есть компенсация нереализованной потребности в любви и признании;
3) агрессивное поведение демонстративности - проявляется в виде постоянных попыток привлекать к себе внимание любой ценой, включая агрессивные выходки. Вызывающее поведение явно рассчитано на зрителя. Ученик может принимать роль клоуна, «супермена», умника и т.д. Иногда такое инфантильное поведение является следствием дефицита любви и внимания к ребенку с детства;
4) агрессивное поведение мести - проявляется во враждебности, мстительности, подозрительности, недоверии. Это - способ восстановления справедливости, желание защитить себя от «врагов». Иногда ребенок растет в неблагополучной семье, где нет любви. Иногда его отвергают как нежеланного или «несоответствующего». Иногда ребенок не нравится другим детям или учителю из-за своей необычности, «неудобности»;
5) агрессивное поведение страха - страхи заставляют ребенка или подростка быть готовым отразить нападение или другую опасность. Как правило, страхи носят преувеличенный характер, и агрессивная реакция нередко бывает чрезмерной и опережающей
6) агрессивное поведение тревоги - поскольку тревога не имеет осознанного источника, часто необъяснима, то агрессия или направляется внутрь («на тревогу») и проявляется в переедании, употреблении сладостей, жевательных резинок и т.п., а также в пустой трате времени: просиживании у телевизора, компьютера, игровых автоматов (попытка обмануть или заглушить тревогу) или направляется вовне в виде раздражения, сплетен, передаче слухов, недовольстве всеми;
7) агрессивное поведение вины - поскольку чувство вины вызывает душевное страдание, то человек, скорее всего, желает избавиться от него, либо искупив вину поступком, либо направив агрессию на источник страданий. Агрессия может быть направлена вовне на того, кто обвиняет, а может быть направлена внутрь на самого себя. Наказание принимает форму самобичевания, самообвинения или саморазрушающего поведения, например, в виде, какой - либо зависимости или делинквентного поведения;
8) агрессивное поведение низкой самооценки часто проявляется в виде повышенной обидчивости, вспыльчивости, ранимости. Формируется в атмосфере критичности, придирок, насмешек. Особенно склонны к этому дети, чувствительные к оценке других, когда оценка исходит от значимых людей. Если такой ребенок оказывается в ситуации, которая угрожает его самооценке, он может стать агрессивным;
9) агрессивное поведение неадекватно завышенной самооценки - проявляется в высокомерии, уверенности в своей значимости, избранности, «гениальности». Такие дети часто уверены в том, что их не ценят, не понимают, несправедливо относятся. От этого они или принимают заносчивый вид, оставляя рядом с собой только восхищенных почитателей, или замыкаются и обосабливаются, превращаясь в «белую ворону», или становятся чрезвычайно агрессивными, приходя в ярость в любой ситуации, где их «гениальность» подвергается сомнению. Кроме того, они порой преследуют тех, кто слабее, испытывая удовольствие от их страданий.
Также классификация О.Ю. Михайлову, Ю.Б. Можгинскому, А.Р. Ратинову, которые выделяют несколько форм проявления агрессии у подростков :
-мотивационная или смысловая агрессия. В ряде случаев проявление агрессивного поведения является целесообразной адаптивной формой поведения, обеспечивающей удовлетворение витальных потребностей субъекта и его выживание;
- агрессия как примитивная реакция на неудовлетворяющую ситуацию. У подростков гораздо меньше возможностей справиться с трудными ситуациями, чем у взрослых, что определяется их высокой социальной зависимостью (отсутствием социального статуса, материальной и финансовой самостоятельности) и их психологическими особенностями: недостаточное развитие мотивационной сферы, отсутствие устойчивой системы внутренних ценностей, малый репертуар конструктивных программ поведения в конфликтных и фрустрирующих ситуациях. Будучи неспособными конструктивно разрешить трудную ситуацию, подросток часто реагирует примитивно, в форме агрессии. Все другие стратегии поведения (изменение мотивации, переосмысливание и переконструирование ситуации) требуют определенного уровня личностной зрелости. Агрессия же не требует от субъекта ничего, кроме значительных энергозатрат, направленных на разрешение ситуации;
- агрессия как результат неадекватной оценки ситуации. Выбор поведенческой программы связан прежде всего с субъективной оценкой ситуации. Недостаточное развитие познавательной деятельности несовершеннолетних и в первую очередь недостаточный уровень обобщения и абстрагирования, затруднения в дифференциации существенного и второстепенного, проблемы установления причинно-следственных связей приводят к возникновению у подростков затруднений в принятии решений, особенно в эмоционально значимых ситуациях. В силу этого целый ряд объективно сложных ситуаций остается для подростка непонятным, а потому угрожающим, и вызывает защитную реакцию в форме агрессивного поведения;
- аффективная агрессия. Эмоции способствуют повышению общего нервно-психического напряжения, общего уровня активации, обеспечивая энергетический потенциал, необходимый для проявления агрессивного поведения. Эмоциональная неустойчивость и повышенная возбудимость несовершеннолетних сочетается с недостаточным развитием их волевой сферы и способности к самоконтролю над проявлениями эмоций в непосредственном поведении, что усугубляется неустойчивостью их самооценки. В силу этих возрастных особенностей агрессия у подростков часто проявляется как эмоциональный взрыв, причем часто неадекватный и неожиданный для окружающих [23, 70-72].
Также Р.Г. Илешевой были выделены типы неправильного воспитания в семье, которые вызывали у ребенка: воспитание по типу гипоопеки, воспитание по типу «кумир семьи», воспитание по типу Золушки. [Е. В. Маринина]
Все приведённые классификации формы агрессивного поведение помогают увидеть, что могут быть разные причины и вместе с ним и разные формы поведение агрессии и для каждого подростка нужно рассматривать индивидуально.
В обществе считают, что мальчики более склонны к агрессивному поведению, чем девочки. Но самом деле у девочек тоже проявляется агрессия, но не много по-другому. Отличие тем, что у мальчиков агрессия проявляют открыто и не умеют ее контролировать, а у девочки раньше учится контролировать и они используют косвенную, а не физическую агрессию. У девочек агрессия избирательна, и они умеют контролировать, а мальчики выплескивают на всех без разбора.
Отто Ф. Кернберг считает, что проявление агрессию у группы, то в большинстве случаев девочки являются заводилами, чем сами исполнить [12]
Подростковый возраст – это один из главных и сложных этапов в жизни человека. Все знают, что подросток – это граница, где заканчивается детство и начинается взрослая жизнь. Период, когда родители — это люди, которые не понимают и критикуют, и дают советы. Друзья и компании имеют большое значение и ценится их мнения и надо соответствовать ему. В итоге ребенку кажется, что он одинок, там не понимают, там нужно быть в постоянном напряжение, чтоб соответствовать. Нарастает чувство одиночества, напряжения и агрессии, за то, что не понимают, за то, что личность сама не понимает себя и это начинает злить и нарастает одиночество. Поэтому от подростка можно услышать: «Никто меня не понимает!»
Пубертатный возраст с 12-16 лет, считают самым сложным возрастным кризисом. На этом этапе происходит столкновение двух сторон: с одной стороны, надо социализироваться и быть как все, а другая сторона «Я-личность» и собственная идентичность. У детей на фоне изменений биологических и психологический нарастает тревоги: одиночества, меняется мир и его целостность и реальное «Я» начинает несоотвествовать реальному.
Ю. Б. Можгинский считает, что их настоящие проблемы подростков связанно с социальными сетями, где они чувствуют себя как «рыбки в воде». С одной стороны, это хорошо, потому что там они бывают получают много полезной информации там они социализируются в разных группах, также получают специальные качества, которые помогают быстрее понять и приспособиться в мире технологии [23, с3].
Но также мы знаем, что есть отрицательная сторона этой медали и она заключается в том, что, активно используя интернет ребенок, может столкнуться или стать жертвой агрессии в интернете. Если взять опросы, то они отмечают лидирования среди подростков агрессии, как один из онлайн рисков.
Многие ученные не только изучили агрессивное поведение в интернете подростков , но составили классификацию и как с ним бороться. Выделяются такие виды агрессии: флейминг (спор и публичные оскорбление, обзывание в сети между разными группами подростков), троллинг (опубликование разных провокационных текстов, чтоб разжечь скандал между участниками), хейтинг (когда без оснований проявляется «информационная» агрессия на определённого подростка без основания.
Если изучать агрессивное поведение в сети, то мы столкнемся с таким понятием как кибербуллинг. Кибербуллинг – это продолжительное агрессивное действие, у которого есть умысел и выполняется группой людей или подростков и направленно на жертву, которая по определенной причине не может защитить себя- это происходит виде сообщений видео или фотографий. Особенности в проявлении такой агрессии, то что чувствуют не наказуемость своим действием и неуязвимость так как они находятся на дистанции и их не смогут увидеть, как если б это было в реальности. Также процветает такой вид агрессии, тем, что к обидчикам может присоединиться еще люди также свидетелем станут большое количество людей, что подстегивают обидчиком, также об этом могут не знать учителя и родители, потому что нет физических проявлений, и жертва во многих случаев не рассказывает о травле.
Если взять научную работу Солдатовой Г.У, то в ней есть статистика исследования агрессивного поведения в интернет сети у подростков .
Выборку исследования составили 301 респондент, проживающий в Москве и Московской области. В исследовании приняли участие разные возрастные группы: младшие подростки 12-13 лет (58 чел.), старшие подростки 14-17 лет (52 чел.), представители молодежи 18-30 лет (90 чел.), родители подростков 12-17 лет (101 чел.). В качестве методического инструментария была создана и апробирована авторская анкета, включающая несколько блоков вопросов: социально-демографические характеристики, пользовательская активность, социальные сети и социальный капитал, столкновение с онлайн-рисками, соотношение онлайн- и оффлайн-агрессии, опыт столкновения с разными видами киберагрессии, поводы, последствия и совладание с киберагрессией, регуляция онлайн-коммуникации.
Мы хотели бы остановиться на некоторых важных результатах исследования.
1. Опыт столкновения с коммуникационными рисками. В системе коммуникационных рисков подростки 14-17 лет чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн-поведения (46%), а 44 % получают агрессивные сообщения. 48 % становятся жертвами груминга, т.е. получали предложения пообщаться на интимные темы или выслать фотографии или видео в обнаженном виде. 23% получали угрозы физической расправы. Среди различных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями (36 %) или жертвами (29 %) агрессивной коммуникации.
Стоит отметить, что представления родителей об опыте столкновения своих детей с агрессивной коммуникацией не соответствуют ответам детей и являются заниженными. Особенно ярко это проявляется в ситуации с грумингом, только 10 % опрошенных родителей осведомлены об этом. В целом, среди возрастных групп чаще всего сталкивается с агрессивной коммуникацией и грумингом молодежь.
2. Опыт столкновения с разными видами онлайн-агрессии. Самыми распространенными видами онлайн-агрессии стали флейминг, троллинг и хейтинг (среди подростоков 12-13 лет - 47-54%, подростков 14-17 лет - 63-69%, представителей молодежи - 49-73 %). Старшие подростки чаще, чем все остальные возрастные группы, сталкиваются с разными видами онлайн-агрессией (троллинг - 65%, хейтинг - 69%, киберсталкинг - 44%, кибербуллинг - 42%).
3. Основные поводы для онлайн-агрессии. Внешность и личностные особенности как поводы для киберагрессии занимают лидирующие позиции по мнению всех опрошенных возрастных групп. Среди старших подростков выделили внешность -64%, личностные особенности - 60%, увлечения и хобби - 50%, сексуальную ориентацию и национальную принадлежность - по 44 %, особенности здоровья и развития - 40 %.
4. Основные мотивы киберагрессоров. Все возрастные группы в качестве мотивации агрессоров указали развлечение и власть (желание показать силу и доказать свое превосходство). В группе старших подростков мотив развлечения выбрали 46% респондентов, власти - 40%, причинение вреда другому (намеренная агрессия) и выплеск накопившегося негатива - 35 %. По мнению 31 % подростков , травля в интернете также может быть способом поддержания репутации.
5. Предпочтение онлайн-агрессии и оффлайн-агрессии. Предпочтение выражения агрессии в формате онлайн, а не оффлайн, все возрастные группы объяснили безнаказанностью, простотой и скоростью, анонимностью в сети.33% подростков также отметили, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве менее болезненно. 31% отметили страх наблюдения эмоциональной реакции другого [38, с3].
- Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования гендерных различий в проявлении агрессии у девиантных подростков 5
- Глава 2. Эмпирическое исследование причин и форм агрессии у подростков 41
- Введение
- Глава I. Теоретические основы исследования гендерных различий в проявлении агрессии у девиантных подростков
- 1.1 Категории агрессии в психологии
- 1.2 Специфика развития личности подростков
- 1.3 Особенности подростков ой агрессии.
- Глава 2. Эмпирическое исследование причин и форм агрессии у подростков
- 2.1. Организация и методы исследования
- 2.1 Анализ результатов исследования
- 2.3. Методические рекомендации психологу по преодолению агрессии подростков
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Библиографический список