logo
вкр

Введение

Актуальность. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессия же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

Термином «агрессия» Т.Б.Дмитриева обозначает как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого. Н.Д.Леонтьев описал состояние агрессии как «стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля» [10].

А.Адлер агрессии стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Ф. Перлз считает агрессию не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира[1].

Для подростков характерны некоторые особенности выделенные Л.С. Выготским, к ним относится несколько групп интересов ("доминант") подростка:»эгоцентрическая доминанта интерес к собственной личности); "доминанта дали"(субъективная значимость отдаленных событий); "доминанта усилия"(тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах - в упрямстве, хулиганстве и т.п.); "доминанта романтики"(стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму) [1].

По данным К. Лоренц, агрессия не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив - роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить. Особое внимание к агрессии вызвано ее социальной значимостью. У многих людей часто возникают агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей. Сегодня существуют теории, которые по-разному рассматривают проблему агрессии [19].

Цель исследования: изучить гендерные различия в проявлении агрессии у девиантных подростков.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.

  2. Изучить проявления агрессии девиантных подростков.

  3. Исследовать гендерные различия в проявлении агрессии у девиантных подростков.

  4. Разработать методические рекомендации для психологов по преодолению агрессии у девиантных подростков.

Объект исследования: агрессия девиантных подростков

Предмет исследования:гендерные различияв проявлении агрессии у девиантных подростков.

Гипотеза исследования: для подростков с девиантным поведением характерны гендерные различия в проявлении агрессии.

Методы исследования:метод анализа литературы,биографический метод, метод теста, метод опроса, метод количественного и качественного анализа, методыстатистического анализа. В качестве диагностических методик использовали «Hand-тест» (Э. Вагнер), опросник Спилберга-Ханина, .«Рисунок не существующего животного»(М.З. Дукаревич).

Теоретическая значимость исследования:обобщили и систематизировали представления отечественных и зарубежных исследователей.

Практическая значимость исследованияполученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности психологов образовательных учреждений в работе с подростками.

База исследования: исследование проводили на базе МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре. В исследовании приняли участие несовершеннолетние подросткового возраста с различными проявлениями нарушений поведения в количестве 20 испытуемых, из них 10 мальчиков, 10 девочек.

Структура исследования: введение, 2 главы, заключения, списка литературы.