logo search
ovcharova_roditel_stvo_kak_psihologicheski__fen

1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства

Понятие «родительство» в психологической литературе прак­тически не определено, несмотря на активное использование это­го термина. И. С. Кон (1988) рассматривает родительство с точки зрения зависимости от этнических особенностей, Г. Г. Филиппо­ва (2002) относит к родительской потребностно-мотивационной сфере. [75, 167]

Неверно говорить о том, что родительство является суммой двух слагаемых: материнства и отцовства. Если бы в действитель­ности это было так, в речи скорее бы всего не закрепились дубли­рующие друг друга понятия. При самодостаточности этих слагае­мых не сформировался бы институт семьи, с основной функцией воспроизводства и социализации ребенка.

Чтобы разграничить значения понятий «родительство», «ма­теринство» и «отцовство», надо разъяснить следующее: понятие «родительство» является надындивидуальным целым, выходящим за рамки индивида, в то время как «материнство» и «отцовство» касаются отдельной личности.

Родительство — это многогранный феномен, который мож­но рассматривать на двух уровнях: и как сложное комплексное субъективно-личностное образование и как надындивидуальное целое, которое, как правило, является совокупным, т. е. включает двух человек — отца и мать. Эти уровни являются уровнями фор­мирования родительства. Качественной границей, разделяющей уровни, является рождение ребенка.

Согласно концепции А. В. Петровского, первоначальный уро­вень формирования представляет собой процессы интериори-зации, протекающие на субъективно-личностном уровне. Этот уровень складывается еще до начала семейной жизни, до момента рождения ребенка. В его формировании участвуют факторы ма­кросистемы (т. е. уровень общества), факторы мезосистемы (уро­вень родительской семьи), факторы уровня конкретной личности. Под влиянием всех групп факторов на уровне личности происхо­дит становление и формирование компонентов родительства, рас­смотренных ранее. [130]

С момента рождения в семье ребенка родительство начинает складываться на надындивидуальном уровне, в процессе интеграции

42

субъективно-личностных уровней отца и матери. На этом этапе комплекс влияний представлен воздействием факторов всех уров­ней включая уровень микросистемы, т. е. уровень собственной семьи. Становление надындивидуального уровня представляет собой неустойчивость компонентных структур супругов, так как происходит корректировка поликомпонентных составляющих ро­дительства. Именно на данном уровне заканчивается складывание родительства.

Принимая во внимание концепцию Н. Р. Салиховой (2000) о двух векторах личностной интеграции: внутреннем и внешнем, мы рассматриваем формирование родительства как надындивиду­альное целого, как проявления внешнего вектора — интеграции отца и матери.

Рассматривая соотношение понятий, надо отметить их относи­тельную самостоятельность. Понятия «материнство», «отцовство» могут использоваться независимо от контекста понятия родитель­ства, т. е. не подразумевая стоящего за ними надындивидуального понятия. В то же время «родительство», как надындивидуальное понятие, подразумевает пересечение с понятиями «материнство» и «отцовство», которые являются феноменами, касающимися индивида, т. е. надындивидуальное понятие включает различные грани феноменов, присущих индивидам, которых объединяет на­дындивидуальное понятие.

Придерживаясь точки зрения И. С. Кона, заметим, что линг­вистическое маркирование отцовства и материнства не является исторически производным от полового диморфизма. [75]

Формирование родительства включает несколько уровней. Со­гласно концепции А. В. Петровского, первоначальный уровень фор­мирования представляет собой процессы интериоризации, проте­кающие на субъективно-личностном уровне. Этот уровень скла­дывается еще до начала семейной жизни, до момента рождения ребенка. В его формировании участвуют факторы макросистемы мезосистемы, факторы уровня конкретной личности. Под влия­нием всех групп факторов на уровне личности происходит станов­ление и формирование компонентов родительства.

С момента рождения ребенка родительство начинает склады­ваться на надындивидуальном уровне, в процессе интеграции субъ­ективно-личностных уровней отца и матери. На этом этапе ком-

43

плекс влияний представлен воздействием факторов всех уровней, включая уровень микросистемы. Именно на надындивидуальном уровне заканчивается складывание родительства.

Как было отмечено выше, развитая форма родительства ха­рактеризуется осознанностью, относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических про­явлений родительства. [130]

Как надындивидуальное целое феномен родительства тесно связан с такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие.

Все многообразие проявлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации роди­тельства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо как появление новых возможностей. В. Н. Мясищев (1995) подчеркивает, что для семьи важны доверие членов семьи друг другу, готовность к помощи, ответственность друг за друга. [101]

Как правило, ответственность упоминается в числе первых в ряду ассоциаций, вызываемых словом «родительство». Ответ­ственность связана с определенной тревогой, беспокойством за судьбу ребенка, его здоровье, душевное и духовное развитие.

Ответственность определяет направленность поведения роди­теля: либо предупредить возможные болезни, несчастья, либо об­легчить переживания, страдания ребенка, т. е. поведение родителя направлено на максимизацию благополучия ребенка и сведения к минимуму неприятных, травмирующих моментов. Зачастую от­ветственность может перерастать в гиперопеку, сверхтревожность. Таким родителям сложно принять взросление ребенка, передать ответственность за его жизненный путь ему самому.

Надо заметить, что возникновение ответственности может по—разному локализовываться во времени: задолго до появле­ния ребенка на свет, во время беременности и родов, сразу после рождения ребенка, либо, спустя некоторое время. Нередко чув­ство ответственности у молодых мам появляется не в роддоме, когда они общаются со своим ребенком, а дома, когда они оста­ются один на один с малышом, когда приходит понимание, что почти все зависит от них, что здоровье и жизнь ребенка в их ру-

44

ках. Также появление чувства ответственности по отношению к будущему или уже рожденному ребенку у обоих супругов далеко не всегда синхронно.

Можно говорить о том, что содержание, вкладываемое в по­нятие ответственности, у мужчины и женщины различаются. Для мужчины ответственность по отношению к ребенку, семье — это прежде обеспечение материальное, т. е. создание материальных благ, физического комфорта семьи. Для женщины ответственность заключается в создании благоприятной атмосферы в доме, душев­ного комфорта; не зря говорят о том, что женщина — это «храни­тельница очага». Как правило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем мужчина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не дове­ряя ему «хрупкую жизнь».

Еще одной категорией, тесно связанной с понятием родитель­ство, является доверие. Мы уже говорили о том, что родительство включает непременно двух человек: отца и мать. В связи с этим осознание себя родителями, принятие родительской роли пред­полагает наличие представлений и ожиданий не только по отно­шению к ребенку, но и к супругу. Принятию решения о рождении ребенка предшествует осмысление доверия по отношению к сво­ему реальному или предполагаемому супругу. Как правило, от­ветственность не принимается безоговорочно одним из супругов, а разделяется тем или иным образом между супругами. В связи с этим происходит осознанная и бессознательная оценка супруга как возможного родителя ребенка.

Доверие включает представление возможных вариантов пове­дения супруга, поступков, знание (реальное или мнимое) его си­стемы ценностей, способов проведения досуга и так далее, а также сопоставление этих знаний и представлений со своими предпо­чтениями и ожиданиями.

Таким образом, можно говорить о том, что доверие включа­ет два основных элемента: предвидение (прогноз) и сопоставле­ние реального родительского поведения со своими ожиданиями и идеалами. Доверие к супругу (супруге) означает, что большинство предполагаемых вариантов поведения в различных жизненных ситуациях устраивают супруга. Кроме того, оно предполагает, что

45

в любой ситуации один из супругов может рассчитывать на под­держку и помощь другого. На основании этого один из супругов делегирует часть ответственности, обязанностей другому, вместе с тем предполагая, что и от него ждут выполнения, реализации сво­ей части обязанностей и доли ответственности. Осознание себя не просто матерью и отцом, а родителями, делегирование части от­ветственности, доверие к супругу могут не совпадать в представ­лении брачного партнера, т. е. могут не быть комплиментарными, что становится потенциальным источником конфликтов.

Кроме разделения ответственности и определенной уверенно­сти в будущем, вызванной доверием к своему супругу (супруге), в процесс принятия решения стать родителями включается оценка готовности к этому шагу. Этот процесс включает:

1) оценки собственной готовности стать родителем, т. е. готов­ность раз и навсегда принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка;

2) оценки готовности своего партнера в браке. С нашей точки зрения, переход от брачных отношений к семье — высшая степень доверия своему супругу.

Естественно, принятие решения стать родителями обусловлено не только готовностью к этому шагу. В значительной мере это реше­ние зависит от системы ценностей человека, приоритетов, создан­ных конкретной жизненной ситуацией и социальным окружением.

Характерной чертой рассмотренных нами категорий являет­ся их возможное несоответствие реальности. Здесь имеется в виду то, что ответственность, готовность и доверие могут оказаться на практике мнимыми, не отвечающими представлениям и ожидани­ям партнера в браке. Это связано с тем, что фактор предвидения имеет вероятностную природу, а представления и ожидания могут быть слишком идеализированы, оторваны от реальности. С появ­лением ребенка происходит соотнесение предполагаемой карти­ны с реальным положением дел.

Можно выделить несколько стратегий реализации родитель-ства. Все разнообразие проявлений поведенческой составляющей компонентов родительства можно свести к двум основаниям, двум стратегиям:

1) восприятие родительской роли как ограничения (временно­го или постоянного) для самореализации;

46

2) восприятие родительской роли, т. е. рождения ребенка как появления новых возможностей для самореализации.

Любое событие, в том числе принятие родительской роли, может быть рассмотрено как с позитивной точки зрения, так и с негативной. Какую доминирующую оценку родительской роли изберет для себя субъект, такая стратегия родительства и будет ре-ализовываться в поведенческой составляющей.

Если родительская роль воспринимается как ограничение, то постепенно произойдет принятие данной роли, но реализовывать-ся она будет не в полной мере, а с определенными ограничениями для развития ребенка и себя как родителя. Субъект такой оценки станет ориентироваться на предполагаемое будущее, либо часто возвращаться к прошлому, а не будет в должной полноте прожи­вать каждый миг настоящего. Рано или поздно такая субъективная оценка приведет к дисгармонии в детско—родительских отноше­ниях и в семье в целом.

Наиболее оптимальной для ребенка, родителей и семьи в це­лом является вторая стратегия. Ее реализация создает наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка, когда происходит соразвитие, сотрудничество, сотворчество родителей и ребенка. Появление ребенка открывает новые возможности для родителей, дает новый импульс для развития семьи, семейных от­ношений, позволяет родителям наиболее полно реализовать себя как личностям.

Итак, родительство - многогранный феномен, который представ­лен как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивиду­альном уровне, которые одновременно являются этапами формиро­вания родительства. Стремление к родительству следует рассматри­вать как духовную потребность человека, к которой на определенном этапе (вынашивание и кормление ребенка) у женщины подключается значительный биологический аспект. Для общества существует лишь социальное отцовство и материнство, независимо от того, сочетает­ся ли оно с биологическим или нет.

Первоначальный уровень складывания родительства относится к добрачному периоду, когда под влиянием факторов макросистемы, мезосистемы и особенностей личности начинают формироваться когнитивная, эмоциональная и поведенческая составляющие роди­тельства.

47

Второй этап формирования представлен надындивидуальным уровнем, когда происходит согласование представлений о родитель-стве обоих супругов, реализация родительской роли на практике. Этот этап обусловлен воздействием факторов всех уровней, включая уровень микросистемы.

Как надындивидуальное целое, феномен родительства тесно связан с феноменами материнства, отцовства и такими понятиями, как ответственность, готовность и доверие. Все многообразие про­явлений поведенческой составляющей родительства можно свести к двум стратегиям реализации родительства: восприятие рождения ребенка как ограничения, в том числе самореализации, либо как по­явления новых возможностей.

Таким образом, опираясь на наличие двух уровней формиро­вания родительства, можно организовать его целенаправленное развитие, а также подготовку к родительству как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном.