2. Психологическая составляющая.
//. Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубоких личностных, субьективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием —неудовольствием, комфортом — дискомфортом, стеничностью — астеничностью; сфера воспоминаний, предчувствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: инстинктивно —аффективные состояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осознанностью (наслаждение, симпатия и др). Он обеспечивает налаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родитель-
396
ской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах организма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмоционально-чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком, еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме того, у родителей происходит выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с ребенком
///. Когнитивный компонент (рациональный). Включает представления (когнитивные репрезентации) о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления — способы выражения, контроля, регулирования. Кроме того, он включает знание интересов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведения и в целом личности ребенка.
3. Социальная составляющая.
IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской любви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и поступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.
Методика «Родительская любовь»
Цель: выявление родительских представлений о родительской любви (реальной и идеальной).
Инструкция: «Перед Вами список утверждений, характеризующий родительскую любовь. На шкале оценок отметьте Ваши представления об идеальной родительской любви, а затем на идентичном бланке — о той любви, которую вы проявляете по отношению к своему ребенку. Сравните Ваши ответы и сформулируйте задачи самосовершенствования себя как родителя».
397
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Ответственная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Безответственная |
Доверяющая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подозревающая |
Внимательная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Невнимательная |
Симбиотическая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Самодостаточная |
Принимающая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Отвергающая |
Бессознательная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сознательная |
Уважающая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Неуважающая |
Искренняя | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Демонстративная |
Понимающая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Непонимающая |
Глупая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Умная |
Альтруистическая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Эгоистическая |
Рефлексивная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Рациональная |
Бескорыстная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Корыстная |
Инстинктивная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сознательно-формирующая |
Хорошая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Плохая |
Созерцательная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Деятельная |
Необходимая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Бесполезная |
Преходящая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Вечная |
Снисходительная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сверхтребовательная |
Просящая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Приказывающая |
Покладистая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Жестокая |
Чадолюбивая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Человеколюбивая |
Гибкая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Консервативная |
Контролирующая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Предоставляющая свободу |
Возвышающая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унижающая |
Стимулирующая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Подавляющая |
Эмоциональная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Рациональная |
Обусловлено-нежная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Абсолютно-нежная |
Потворствующая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Игнорирующая |
Труд | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Отдых |
Терпеливая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несдержанная |
Поощрение | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | наказание |
Теплая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сдержанно-холодная |
Пассивная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Активная |
Заботливая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Безразличная |
Эпизодическая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Постоянная |
398
Воодушевляющая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Устрашающая |
Добрая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Злая |
Мягкая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Черствая |
Приземленная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Возвышенная |
Жертвенная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Жадная |
Тревожная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Безмятежная |
Веселая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грустная |
Восторженная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Унылая |
Нежная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Грубая |
Раздражительная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Невозмутимая |
Удовлетворяющая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Лишающая |
Собственническая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Безусловная |
Оптимистическая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Пессимистическая |
Всепрощающая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Злопамятная |
Счастливая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Несчастная |
Слабая | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильная |
Приятная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Неприятная |
Взволнованная | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Спокойная |
Г. Методика диагностики потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке
Практикум «Родительские победы и поражения»
Цель выяснить:
— какие имеются достижения в семейном воспитании;
— в какой помощи нуждаются родители. Алгоритм проведения
1. Сообщение целевой установки.
2. Деление родителей-участников на микрогруппы.
3. Консультации по заполнению диагностических анкет.
4. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков групп.
5. Ознакомление групп с итогами диагностирования.
Послеигровая деятельность
Составление общей диагностики системы.
Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования.
Проведение педагогических консилиумов на основании диагностики.
399
АНКЕТА РОДИТЕЛЯ
Ф. И. О. ученика
класс
Что в характере Вашего ребенка Вас радует, вызывает удовлетворенность? Чем бы Вы могли поделиться с другими родителями?
Подчеркните соответствующее:
A. 1 — хорошие способности к учению;
2 — хорошая работоспособность на уроке;
3 — хорошая память, внимание;
Б. 4 — сильная воля, уверенность в себе;
5 - дисциплинированность, вежливость, послушание;
6 - умение всегда быть в хорошем настроении;
7 — доброта, чуткость, внимание к людям;
8 - умение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками;
B. 9 — умение вести себя в обществе;
10 - отсутствие мстительности, злопамятности;
11 - умение трудиться, трудолюбие;
12 - скромность, застенчивость.
Что в характере Вашего ребенка вас огорчает? В чем ему необходима помощь? В чем вы затрудняетесь ему помочь?
A. 1 — слабые способности к учению;
2 — низкая работоспособность на уроке;
3 — плохая память, внимание;
Б. 4 - недисциплинированность, грубость, непослушание;
5 — слабая воля, неуверенность в себе;
6 - неумение держать хорошее настроение;
7 - озлобленность, жестокость, невнимание к людям;
8 - неумение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками;
B. 9 — неумение вести себя в обществе;
10 — злопамятность, мстительность;
11 - неумение трудиться;
12 - излишняя скромность, застенчивость.
400
Диагностическая карта родителей
№ п/п | Ф.И.О. | Номер проблемы Блок «А» Блок «Б» Блок «В» 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | Ключевые проблемы (расшифровка) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приведенные в таблице общие данные по классу представляют следующие данные: в чем затрудняется большинство родителей, и какие проблемы испытывают их дети. На основе опросов родителей, сформулированных в виде проблем ребенка во второй части опросника, можно планировать групповую и индивидуальную работу с семьей. Есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей в качестве волонтеров, оказывающих помощь другим семьям. Эти родители указали на имеющийся позитивный опыт семейного воспитания в первой части опросника.
Г. Общая схема диагностического процесса в работе с семьей
Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей массы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с первичной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, искать на причины указанных нарушений.
Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (А. А. Бода-лев, В. В. Столин, 1989):
• первое (теоретическое) причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно
401
протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;
• второе (практическое) заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем.
В ходе первичной диагностики, которая является непродолжительной, психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: Может ли он сам оказать помощь семье? Если нет, то к каким специалистам необходимо направить родителей или ребенка? Кто в семье нуждается в его помощи? Каков характер этой помощи?
Далее он должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и необоснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).
Общение с родителями, наблюдение за их поведением могут дать психологу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жалобу — проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от специалиста. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе.
Таким образом, диагностика родительства должна базироваться на потребностях родителей в психологической поддержке, она должна быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей семейного воспитания и обязана следовать определенной схеме. Психодиагностика семьи носит комплексный характер и сфокусирована на ребенке.
.
402
- Глава 1. Родительство как психологический феномен
- Глава 2. Психология формирования родительства
- Глава 3. Родительство в аспекте перинатальной психологии
- Глава 4. Психология семейного воспитания
- Глава 5. Родительские позиции как фактор воспитательных возможностей семьи
- Глава 6. Психологическое сопровождение родительства
- Глава 7. Технологии психологического сопровождения родительства
- Глава I. Родительство как психологический
- 1.2. Структура родительства как интегрального образования личности
- 1.3. Факторы, определяющие формирование родительства
- 1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства
- Глава 2. Психология формирования родительства
- 2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания*
- 2.4. Влияние этнического фактора на характер принятия и исполнения родительской роли
- Глава 3. Родительство в аспекте перинатальной психологии
- 3.1. Общая характеристика представлений о родительстве
- 3.2. Психологическая готовность к материнству
- 3.3. Психологическая готовность к отцовству
- 3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка
- Глава 4 глава 4. Психология семейного воспитания
- 4.1. Родительская любовь как основа воспитания*
- 4.2. Родительская позиция как система отношений родителя*
- 4.3. Особенности семейного воспитания в неполной семье*
- 4.4. Тендерный подход в семейном воспитании
- Глава 5. Родительские позиции как фактор воспитательных возможностей семьи*
- 5.1. Родительская позиция в интегральном взаимодействии позиций личности родителя
- 5.2. Особенности материнской и отцовской родительской позиций в аспекте социально-ролевой адекватности семьи
- 5.3. Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи
- 5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций*
- Глава 6. Психологическое сопровождение родительства
- 6.1. Родительство и воспитание родителей
- 6.2. Основные концепции воспитания родителей
- 6.4. Психодиагностика родительства
- Часть I
- Часть II
- 1. Биологическая составляющая.
- 2. Психологическая составляющая.
- Глава 7. Технологии психологического сопровождения родительства
- 7.1. Технология тренинга «Осознанное родительство»*
- 7.2. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви, «Семь шагов»*
- 7.3. Программа формирования психологической готовности к материнству «Счастливая мама - счастливый малыш»*
- 1) Усиление конструктивных факторов:
- 3) Ослабление деструктивных факторов:
- 7.4. Тренинг личностной зрелости родителей