logo
ovcharova_roditel_stvo_kak_psihologicheski__fen

2. Психологическая составляющая.

//. Эмоционально-чувственный компонент. Это сфера глубо­ких личностных, субьективно-психологических переживаний родителя по отношению к ребенку, которые характеризуются удовольствием —неудовольствием, комфортом — дискомфортом, стеничностью — астеничностью; сфера воспоминаний, предчув­ствий родителя по поводу ситуаций взаимоотношений с ребенком. Данный компонент включает: инстинктивно —аффективные со­стояния (переживания, предчувствия); эмоции (восторг, радость, страх, гнев и др.); чувства, отличающиеся отчетливостью и осо­знанностью (наслаждение, симпатия и др). Он обеспечивает на­лаживание эмоциональных взаимоотношений между родителями и ребенком, а также способов ориентировки в его переживаниях; включает переживание или осознаваемое «ощущение родитель-

396

ской любви», процессы, происходящие в нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, дыхательной системах организма, а также поддающиеся наблюдению комплексы эмоций. Благодаря эмо­ционально-чувственному компоненту происходит аффективная (эмоциональная) преднастройка к активному контакту родителя с ребенком, еще до начала взаимодействия с ним (до рождения ребенка). Кроме того, у родителей происходит выработка аффек­тивных стереотипов сенсорного контакта с ребенком

///. Когнитивный компонент (рациональный). Включает пред­ставления (когнитивные репрезентации) о том, что такое роди­тельская любовь, каковы ее проявления — способы выражения, контроля, регулирования. Кроме того, он включает знание инте­ресов ребенка, его желаний, потребностей, особенностей поведе­ния и в целом личности ребенка.

3. Социальная составляющая.

IV. Поведенческий компонент. Проявление родительской люб­ви (как субъективного отношения) в реакциях, действиях и по­ступках родителя. При этом родительская любовь обнаруживает свою объективность, индивидуально-психологическое родителя становится социально-психологическим.

Методика «Родительская любовь»

Цель: выявление родительских представлений о родительской любви (реальной и идеальной).

Инструкция: «Перед Вами список утверждений, характеризую­щий родительскую любовь. На шкале оценок отметьте Ваши пред­ставления об идеальной родительской любви, а затем на идентич­ном бланке — о той любви, которую вы проявляете по отношению к своему ребенку. Сравните Ваши ответы и сформулируйте задачи самосовершенствования себя как родителя».

397

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

Ответственная

3

2

1

0

1

2

3

Безответственная

Доверяющая

3

2

1

0

1

2

3

Подозревающая

Внимательная

3

2

1

0

1

2

3

Невнимательная

Симбиотическая

3

2

1

0

1

2

3

Самодостаточная

Принимающая

3

2

1

0

1

2

3

Отвергающая

Бессознательная

3

2

1

0

1

2

3

Сознательная

Уважающая

3

2

1

0

1

2

3

Неуважающая

Искренняя

3

2

1

0

1

2

3

Демонстративная

Понимающая

3

2

1

0

1

2

3

Непонимающая

Глупая

3

2

1

0

1

2

3

Умная

Альтруистическая

3

2

1

0

1

2

3

Эгоистическая

Рефлексивная

3

2

1

0

1

2

3

Рациональная

Бескорыстная

3

2

1

0

1

2

3

Корыстная

Инстинктивная

3

2

1

0

1

2

3

Сознательно-формирующая

Хорошая

3

2

1

0

1

2

3

Плохая

Созерцательная

3

2

1

0

1

2

3

Деятельная

Необходимая

3

2

1

0

1

2

3

Бесполезная

Преходящая

3

2

1

0

1

2

3

Вечная

Снисходительная

3

2

1

0

1

2

3

Сверхтребовательная

Просящая

3

2

1

0

1

2

3

Приказывающая

Покладистая

3

2

1

0

1

2

3

Жестокая

Чадолюбивая

3

2

1

0

1

2

3

Человеколюбивая

Гибкая

3

2

1

0

1

2

3

Консервативная

Контролирующая

3

2

1

0

1

2

3

Предоставляющая свободу

Возвышающая

3

2

1

0

1

2

3

Унижающая

Стимулирующая

3

2

1

0

1

2

3

Подавляющая

Эмоциональная

3

2

1

0

1

2

3

Рациональная

Обусловлено-нежная

3

2

1

0

1

2

3

Абсолютно-нежная

Потворствующая

3

2

1

0

1

2

3

Игнорирующая

Труд

3

2

1

0

1

2

3

Отдых

Терпеливая

3

2

1

0

1

2

3

Несдержанная

Поощрение

3

2

1

0

1

2

3

наказание

Теплая

3

2

1

0

1

2

3

Сдержанно-холодная

Пассивная

3

2

1

0

1

2

3

Активная

Заботливая

3

2

1

0

1

2

3

Безразличная

Эпизодическая

3

2

1

0

1

2

3

Постоянная

398

Воодушевляющая

3

2

1

0

1

2

3

Устрашающая

Добрая

3

2

1

0

1

2

3

Злая

Мягкая

3

2

1

0

1

2

3

Черствая

Приземленная

3

2

1

0

1

2

3

Возвышенная

Жертвенная

3

2

1

0

1

2

3

Жадная

Тревожная

3

2

1

0

1

2

3

Безмятежная

Веселая

3

2

1

0

1

2

3

Грустная

Восторженная

3

2

1

0

1

2

3

Унылая

Нежная

3

2

1

0

1

2

3

Грубая

Раздражительная

3

2

1

0

1

2

3

Невозмутимая

Удовлетворяющая

3

2

1

0

1

2

3

Лишающая

Собственническая

3

2

1

0

1

2

3

Безусловная

Оптимистическая

3

2

1

0

1

2

3

Пессимистическая

Всепрощающая

3

2

1

0

1

2

3

Злопамятная

Счастливая

3

2

1

0

1

2

3

Несчастная

Слабая

3

2

1

0

1

2

3

Сильная

Приятная

3

2

1

0

1

2

3

Неприятная

Взволнованная

3

2

1

0

1

2

3

Спокойная

Г. Методика диагностики потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке

Практикум «Родительские победы и поражения»

Цель выяснить:

— какие имеются достижения в семейном воспитании;

— в какой помощи нуждаются родители. Алгоритм проведения

1. Сообщение целевой установки.

2. Деление родителей-участников на микрогруппы.

3. Консультации по заполнению диагностических анкет.

4. Заполнение анкет каждым играющим, работа аналитиков групп.

5. Ознакомление групп с итогами диагностирования.

Послеигровая деятельность

Составление общей диагностики системы.

Планирование работы психологической службы школы на основе диагностирования.

Проведение педагогических консилиумов на основании диа­гностики.

399

АНКЕТА РОДИТЕЛЯ

Ф. И. О. ученика

класс

Что в характере Вашего ребенка Вас радует, вызывает удовлет­воренность? Чем бы Вы могли поделиться с другими родителя­ми?

Подчеркните соответствующее:

A. 1 — хорошие способности к учению;

2 — хорошая работоспособность на уроке;

3 — хорошая память, внимание;

Б. 4 — сильная воля, уверенность в себе;

5 - дисциплинированность, вежливость, послушание;

6 - умение всегда быть в хорошем настроении;

7 — доброта, чуткость, внимание к людям;

8 - умение находить общий язык с учителями, родителями, сверстниками;

B. 9 — умение вести себя в обществе;

10 - отсутствие мстительности, злопамятности;

11 - умение трудиться, трудолюбие;

12 - скромность, застенчивость.

Что в характере Вашего ребенка вас огорчает? В чем ему необ­ходима помощь? В чем вы затрудняетесь ему помочь?

A. 1 — слабые способности к учению;

2 — низкая работоспособность на уроке;

3 — плохая память, внимание;

Б. 4 - недисциплинированность, грубость, непослушание;

5 — слабая воля, неуверенность в себе;

6 - неумение держать хорошее настроение;

7 - озлобленность, жестокость, невнимание к людям;

8 - неумение находить общий язык с учителями, родителя­ми, сверстниками;

B. 9 — неумение вести себя в обществе;

10 — злопамятность, мстительность;

11 - неумение трудиться;

12 - излишняя скромность, застенчивость.

400

Диагностическая карта родителей

№ п/п

Ф.И.О.

Номер проблемы Блок «А» Блок «Б» Блок «В» 12 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Ключевые проблемы (расшифровка)

Приведенные в таблице общие данные по классу представ­ляют следующие данные: в чем затрудняется большинство роди­телей, и какие проблемы испытывают их дети. На основе опросов родителей, сформулированных в виде проблем ребенка во второй части опросника, можно планировать групповую и индивидуаль­ную работу с семьей. Есть возможность привлечь помощников из числа самих родителей в качестве волонтеров, оказывающих по­мощь другим семьям. Эти родители указали на имеющийся пози­тивный опыт семейного воспитания в первой части опросника.

Г. Общая схема диагностического процесса в работе с семьей

Организуя диагностический процесс, психолог исходит прежде всего из принципа разумной достаточности. Не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний. Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Из всей мас­сы методик, приведенных в этой главе, следует начинать с первич­ной диагностики — жалоб родителей на ребенка, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, искать на причины указанных нару­шений.

Ряд специалистов считает, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения (А. А. Бода-лев, В. В. Столин, 1989):

• первое (теоретическое) причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики и саморазвития ребенка, либо в неправильно

401

протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;

• второе (практическое) заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последую­щий диагностический шаг делается лишь в том случае, если полу­чен соответствующий результат на предыдущем.

В ходе первичной диагностики, которая является непродол­жительной, психолог выявляет объекты и субъекты помощи. Для этого он должен ответить на четыре вопроса: Может ли он сам ока­зать помощь семье? Если нет, то к каким специалистам необходи­мо направить родителей или ребенка? Кто в семье нуждается в его помощи? Каков характер этой помощи?

Далее он должен разобраться в характере жалобы родителей, которая может быть обоснованной, частично обоснованной и нео­боснованной. От этого зависит характер диагностических процедур (изучить личность ребенка или родителей, исследовать отношения к ребенку или межличностные отношения родителей и т. д.).

Общение с родителями, наблюдение за их поведением могут дать психологу некоторые представления о семье. Важно также узнать о том, как сами родители понимают излагаемую ими жа­лобу — проблему, правильно ли видят ее причины и какой помощи ждут от специалиста. Различные детерминанты жалоб родителей определяют тот или иной вид помощи и участие психолога в этом процессе.

Таким образом, диагностика родительства должна базироваться на потребностях родителей в психологической поддержке, она долж­на быть минимальной, но достаточной для выявления трудностей се­мейного воспитания и обязана следовать определенной схеме. Пси­ходиагностика семьи носит комплексный характер и сфокусирована на ребенке.

.

402