3.3. Психологическая готовность к отцовству
Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительной изученности материнства, отцовство остается «белым пятном». Очень часто в литературе отцу отводится второстепенная роль (после матери).
В частности, А. С. Спиваковская (2000) говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать к подросшим детям. Нередко утверждается: лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, рожденного ребенка — это прежде всего любить свою жену (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).
К. Витакер (1998) отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта невключенность вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль. В то же время, К. Флэйк-Хобсон, 1992 полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, приносит что-то неординарное в их взаимоотношения.
Дж. Хесс (2003) полагает: то, как человек определяет сущность отцовства, становится в нашей культуре определенным «водоразделом». С одной стороны, бытует точка зрения, согласно которой ни один ребенок не должен приходить в этот мир без мужчины — единственного мужчины, принимающего на себя социальную роль отца, воспитателя и защитника, мужчины-посредника между ребенком и окружающим миром. Для полноты социального статуса ребенку необходим отец, точно так же, как и мать. Группа, состоящая из женщины и ее потомства, социологически неполноценна и незаконна. Это сводится к универсальному социальному закону, именуемому принципом законорожденности.
С другой стороны оказываются те, кто пытается определить отцовство по-новому. Это определение, в своем позитивном выражении, объявляет отцовство обыденным и ненужным, в агрессивной же формулировке — первоисточником социального зла (Т. Гобс, 1968).
148
То, как общество станет решать проблему узаконенного отцовства, имеет решающее значение, потому что от этой функции зависят семья, общество и цивилизация. Д. Блэнкенхорн (1995), сторонник движения укрепления семей, и Дж. Гилдер (1992), занимающийся философией экономики, полагают, что брак и вытекающее из него отцовство — это первоочередные механизмы, формирующие мужскую значимость. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и привязывая поведение к фундаментальным целям общества — преимущественно к защите семьи и ее обеспечению.
Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Какой-то мудрый человек сказал: «ребенок — отец мужчины». Д. С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности — потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря первичной материнской заботе, то у мужчин забота о ребенке является продуктом родительской любви, поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность.
Отцовство формирует основу самого насущного требования общества — социализации мужчин, связывая их обязательствами со своими детьми. Это обязательство является наиболее важным, решающим общественным фактором в общем благосостоянии детей, которое в свою очередь определяет будущее этого общества. Во-первых, оно обеспечивает родительскую защиту в физическом смысле. Во-вторых, оно дает ребенку финансовый и прочие материальные источники. В-третьих, оно обеспечивает детей «передачей культуры», осуществлять которую отец определенно способен. Родительский вклад также дает детям ежедневную «подпитку»: пищей, игрой, сказкой на ночь и т. д. (Д. Блэнкенхорн, 1995).
Потребность в отцовстве предопределяет поведение отца в направлении защиты и заботы о жене и детях. Еще не появившийся, ожидаемый или новорожденный ребенок уже дает отцу возможность почувствовать наличие «отцовского инстинкта», ощу-
149
титьсебя защитником, продемонстрировать родительскую любовь и привязанность. Считаются, что отец в процессе отцовства также подвержен психологическим кризисам: в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к собственному отцу и матери, у него возрастает риск психопатологических нарушений.
Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. И.С. Кон считает, что человеческие культуры условно можно разделить на «отцовские» (в которых отцовская роль мужчины значительна) и «безотцовские» (в которых мужчина выступает скорее как самец, чем как отец). «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи.
Однако в некоторых обществах отцовская роль, ассоциирующаяся с властью и статусом вождя, структурируется и символизируется детальнее и тщательнее, нежели материнская; а генеалогические и личные связи ребенка с отцом социально более значимы, хотя они выглядят психологически более напряженными, нежели его отношения с матерью.
В патриархальной крестьянской семье отец не ухаживает за детьми, но они (особенно мальчики) проводили много времени, работая с отцом и под его руководством. В городе положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери.
В традиционной патриархальной семье отец выступает как кормилец, персонификация власти, высший дисциплинатор и пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено наличие «пьедестала», и сущетсвует пространственная разобщенность тру-
150
да и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась прежде всего в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности.
Поскольку отцовство и материнство проистекает из репродуктивной биологии, их соотношение нельзя понять вне связи с половым диморфизмом. Наблюдение за поведением родителей по отношению к новорожденным показывает, что, хотя психофизиологические реакции мужчин и женщин на младенцев весьма сходны, их поведенческие реакции различны: женщина тянется к ребенку, стремится приласкать его, тогда как мужчина отстраняется и часто испытывает при тесном контакте с младенцем эмоциональный дискомфорт. Подобные различия наблюдаются даже в тех семьях, в которых отцы полностью разделяют все заботы по уходу за ребенком. Чрезвычайно интересные результаты получены в ходе наблюдений за взаимодействием матерей и отцов с грудными детьми. Мать, даже играя с ребенком, старается прежде всего успокоить его; материнская игра — своего рода продолжение и форма ухода за ребенком. Напротив, отец и вообще мужчина предпочитают силовые игры и действия, развивающие собственную активность ребенка. Небезразличны для понимания специфики отцовского стиля отношений и такие предположительно врожденные черты, как хорошее пространственное восприятие, хороший двигательный контроль, острота зрения и более строгое разделение эмоциональной и когнитивной реактивности (И. С. Кон, 1981).
Характерно, что эмоциональная связь с матерью у детей сильнее, они лучше знают ее личные особенности; высказываний—характеристик о матери больше, чем об отце, она воспринимается более значимым членом семьи.
Согласно исследованиям И. С. Кона (1987), женщины эмоционально более чувствительны и отзывчивы по сравнению с мужчинами. Именно по этой причине большинство матерей легче налаживают эмоциональные взаимоотношения с ребенком по сравнению с большинством отцов. Как правило, матери превосходят отцов в способности к эмпатии и самораскрытию (И. С. Кон, 1987). Вследствие этого, матери лучше ориентируются в переживаниях своего ребенка, в его внутреннем мире и более четко и адекватно реагирует на его потребности.
151
Кроме того, матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах, а отцы в этом отношении более «холодны» и «сухи». В то же время внутреннее переживание по своей силе может не отличаться. В результате нередко создается впечатление того, что мама «больше любит своего ребенка».
Выяснилось, что, с точки зрения отцов, младенцы достигают определенных когнитивных навыков и могут принимать участие в «когнитивно-обогащающей» деятельности в более позднем возрасте, чем это предполагают матери. Кроме того, отцы в меньшей степени склонны принимать участие в вербальных, дидактических играх и занятиях с детьми.
Как отмечает И. С. Кон (2000), у человека различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре.
Соотношение и значимость этих факторов зависят от целого ряда условий — преобладающего вида хозяйственной деятельности, полового разделения труда, типа семьи и т. д. При всех крос-скультурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях и с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности (И. С. Кон, 2000).
В привычной для нас культурной среде социальные характеристики отцовской роли очерчены гораздо неопределеннее, чем материнской, и ей придается меньшее значение в деле первичной социализации. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской ролью является результатом того, что:
а) отцовские функции биологически объективно менее значимы, их труднее конкретизировать;
152
б) исторически они институциализируются гораздо позднее;
в) распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации и имеет как социальные, так и биологические предпосылки.
В. Н. Дружинин (2000) считает, что проблема отцовства наиболее остра для постсоветского общества. Наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку (Кодекс законов о браке и семье РФ). В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи. Лишение мужчины социальных, экономических возможностей воспитывать детей, обеспечивать семью и нести за нее ответственность привело к ослаблению семьи как социального института. Тоталитарное государство взяло на себя весь груз ответственности и заменило отца.
Мало того, что общественное воспитание считалось основным, а ответственность за судьбу детей передавалась государству и педагогам. Но система льгот в связи с рождением ребенка, уходом за детьми, их воспитанием предоставляется только матерям, а отцам — лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъездом или болезнью. В случае развода ребенок остается с матерью. Следовательно, мужчина знает, что от его заботы, личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок — это прежде всего проблема женская.
Вообще отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими: роль отца как главного агента социализации сводится к нулю, повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Как свидетельствуют различные исследования, современные молодые люди крайне мало ориентированы на выполнение материнских и отцовских ролей, а гораздо более склонны к «инфантильному гедонизму».
Женщина обычно более подготовлена к появлению ребенка, вынашивая, рожая, выкармливая ребенка, она генетически и гормонально предрасположена к материнским чувствам. В худшем положении оказывается будущий отец. Для него не существует периода естественной подготовки (как у женщины к исходу беременности) ребенок появляется неожиданно и часто воспринимается как приложение к жене.
153
Чаще всего это проявляется в неумении мужчины взять на себя ответственность за психическое и физическое состояние матери, особенно в период беременности и первый год жизни ребенка, когда это более всего необходимо. Молодой муж иногда просто не может понять, почему спокойная и тактичная жена в первые месяцы беременности стала вспыльчивой и раздражительной или почему она, просидев дома с ребенком и «ничего не делая», жалуется на усталость.
По данным социологических исследований, отцы в 1,5 раза реже, чем матери контролируют учебу детей в школе, в 1,5 — 4 раза реже, чем матери, обсуждают с детьми учебные дела, книги, взаимоотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на будущее, выбор профессии, особенности характера детей и пр. Соответственно на вопрос: «Кто для тебя является наибольшим авторитетом?» лишь 5 — 9 % школьников 8—10 классов ответили, что отец, и 17 — 19 % назвали мать. С матерью более откровенны, чем с отцом, как мальчики, так и девочки. Мамы чаще становятся образцом для подражания.
Переход к нормальной модели семьи в России произойдет только тогда, когда наряду с равенством прав ответственность за воспитание и содержание детей ляжет на отца при сохранении за матерью и за детьми других семейных обязанностей. Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно. Мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, следовательно, быть образцом для подражания. Значит, нужно создать социальные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы он мог нести основную юридическую ответственность за семью, защищать ее интересы, мог бы обеспечить ее экономическое благосостояние и социальное продвижение членов семьи.
Между тем сегодня российские дети ожидают от отца выполнения его традиционной функции. По данным эмпирических исследований, большинство мальчиков и половина девочек обращают внимание на профессиональные успехи отца, заработки, обеспечение семьи. Из-за того, что матери требуют от отцов помощи в ведении домашнего хозяйства (вплоть до скандалов на глазах детей), дети утверждают, что отцы мало внимания уделяют домашнему хозяйству.
154
Однако, анализируя отцовство в меняющихся социокультурных условиях, исследователи отмечают следующие тенденции. Современные отцы берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. Например, обследование канадских семей показало, что при выравненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько и матери. По данным Т. А. Гурко (1997), в 6 % первобрачных семей отец больше времени уделяет сыну/дочери, чем мать, а в 26 % наравне с ней (вне зависимости от пола ребенка). Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться, и сам он был обязан держаться «на высоте». Подводя итог современной картине родительства (как отцовства), полученной с помощью корреляционного исследования, М. О. Ермихина (2002) резюмирует следующее. Деятельностная позиция отца в семье, которая проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.
Активная отцовская позиция говорит о принятии мужчиной ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Часто проявление ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу самовыражения.
Однако мужчины-отцы опасаются быть поглощенными семьей. В случаях высокой ценностной значимости семейной жизни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и ценность сохранения собственной индивидуальности отцов. Причем высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, т. е. быть компетентным родителем для мужчины означает передачу своего жизненного опыта с позиции «сверху».
Успешность мужчины в основных сферах жизни, как правило, связана с доминированием женщины в семье или с возвышением отца над ребенком за счет подавления его воли. Дисбаланс
155
родительских позиций влечет снижение эмоционального фона родительских чувств, поскольку мужчина начинает ощущать выполнение родительской роли как самопожертвование. Проявляет тенденцию к гиперопеке, восприятию своего ребенка как зависимого и несамостоятельного.
По мнению И. А. Савченко, отцы сегодня имеют неплохой шанс изменить ситуацию в свою пользу. Во-первых, большинство опрошенных подростков (свыше 90 %) утверждают, что отец зарабатывает больше, чем мать, хотя мать доминирует в семье и домашнем хозяйстве. Декларируя, что в семье главой является отец, они указывают, что в семье распоряжается мать. У отца нет реальной власти. Он уважаем детьми, хотя с ним они имеют меньший эмоциональный контакт: большинство детей утверждают, что мама любит их больше, чем папа, а при конфликтах в семье дети принимают сторону матери.
Во-вторых, отцы чаще играют с детьми, участвуют в семейных развлечениях, учат их постоять за себя, заступаются за них. Как правило, отцы не осуществляют непосредственного ухода за новорожденным; активный контакт отца с ребенком обычно начинается, когда ребенку исполняется 1,5 — 2 года, а то и позже. С рождением ребенка мужчина приобретает много неприятностей (дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, нарушение сна и т. п.) и практически никаких удовольствий. Однако экспериментально доказано, что психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденным, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, это чаще происходит в отсутствие матери, так как мужчины боятся проявить неуклюжесть и стесняются собственной нежности) и практически не уступают женщинам в искусстве ухода за ребенком. Это способствует и возникновению более тесной эмоциональной привязанности отца к ребенку. Предполагается, что чем раньше отец приобщается к уходу за младенцем и чем увлеченнее он это делает, тем сильнее становится его родительская любовь. Во многих родильных домах за рубежом отцы даже присутствуют при родах. Сказывается не только привычка, но и ответный эмоциональный отклик ребенка, к которому мужчины весьма чувствительны.
156
Таким образом, в современной России модель семьи имеет шанс принять такой вид: доминирует мать, следующим идет отец, дети подчинены. Отвечает за семью (благополучие, социальную защиту) отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу.
М. Мид (1998) отмечает, что наличие отца имеет важнейшее значение для развития ребенка с момента рождения: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации. Отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к появлению у ребенка психопатологии.
По мнению И. Лангмейера, 3. Матейчека (1984), роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Отец — это олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. «Отец — наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике, он способствует ориентировке на будущую профессию и создает социально полезные цели и идеалы».
Лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери (по сравнению с отцом), тем менее активно он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значение духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуалистическими.
Личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.
Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом: «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт» (Э. Берн, 1992).
157
Так, психологические исследования показывают, что при сравнении детей, выросших с отцами и без них, обнаружено, что первые часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети холодных отцов чаще застенчивы, тревожны, их поведение более асоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке. В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями (И. С. Кон. 1987; В. А. Рамих, 1997; Л. Б. Шнейдер, 2000).
Взаимоотношения ребенка с отцом не столь интенсивны как с матерью, так как отец не играет той всеохраняющей, всезащища-ющей и вселюбящей роли, которая принадлежит матери. В традиционных патриархальных обществах отношения отец-ребенок, с одной стороны — отношения подчинения, с другой — бунта и содержат в себе элемент разрыва. Отец воплощает условную любовь, т. е. отец любит ребенка больше всего потому, что тот живет в соответствии с его ожиданиями. Отец воплощает абстракцию: совесть, долг, закон (Э. Фромм, 2001).
Д. С. Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает, что любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Отец меньше опекает детей, предоставляет им больше самостоятельности, воспитывая в ребенке самодисциплину. Отцовская любовь обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции вообще и полоролевых позиций, в частности. Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды (Л. Л. Баландина, 2002).
Типы представлений юношей об отцовстве. Первичные экспериментальные данные были получены на основе методики диа-
158
гностики межличностных отношений Т. Лири, адаптированной Л. Н.Собчик( 1990), в модификации Р. В. Овчаровой («Я как отец») (2000); опросника терминальных ценностей (ОТеЦ), разработанного И. Г. Сениным (1991), методики незаконченных предложений Д. Сакса в модификации Р. В. Овчаровой (2002) и Висбаден-ского опросника (WIPPF) Н. Пезешкиана и X. Дайденбаха.
Результаты экспериментального исследования представлений об отцовстве юношей 19 — 25 лет позволили выделить девять типов представлений:*
• «ответственный отец» — испытуемые, вошедшие в первый кластер, считают, что основным качеством отца является ответственность. Ответственность — это осознанная необходимость выполнения принятых обязательств, она равнозначна чувству долга. Взять на себя ответственность может зрелая личность;
• «обучающий отец» — во второй кластер объединились молодые люди, которые считают, что отец должен быть готовым к родительству и уметь обучать ребенка. Готовность к родительству предполагает способность взять ответственность за воспитание всесторонне развитой личности;
• «сотрудничающий отец» — молодые люди, которые объединились в третий кластер, полагают, что отец должен быть ответственным и готовым к родительству, обучающим и любящим; он обладает практичностью и бескорыстен. Отец должен интересоваться детьми, уважать их, сотрудничать с ними и при этом быть всегда в хорошем настроении;
• «доминирующий отец» - в четвертый кластер объединились молодые люди, считающие что отец — это сильная личность, которая должна гордиться ребенком, иногда отец может кричать на ребенка и при этом не боится извиниться перед ребенком, если не прав;
• «честолюбивый отец» — пятый кластер объединился по параметрам: уважающий детей, должен интересоваться детьми и гордиться ими;
• «доверяющий отец» — параметры, по которым объединение произошло в шестой кластер, характеризуют отца следующим
* Исследование проведено под нашим руководством В. М. Вязовченко (2003).
159
образом: доверяющий, любящий и уважающий детей, готовый к родительству, не боящийся извиниться, всегда помогающий и обучающий;
• «альтруистичный отец» — седьмой кластер объединил молодых людей, представляющих отца любящим, прощающим, не боящимся извиниться, ответственным и воспитывающим;
• «властный отец» — испытуемые, попавшие в восьмой кластер, характеризуют отца как сильного, строгого, благоразумного, практичного. Отец должен быть справедливым и прощающим, уважающим детей, в тоже время он иногда кричит, но не боится извиниться. Он часто хвалит ребенка, опекает его, всегда отдохнувший и слушающий ребенка;
• «воспитывающий отец» — девятый кластер объединил молодых людей с представлениями об отце как сильном, благоразумном, практичном и ответственном, доверяющем детям, всегда понимающем и уважающем детей. Он всегда счастливый, радостный, добрый, доволен детьми. Отец должен быть воспитывающим, опытным родителем, но в то же время может чего-то не знать.
Таким образом, у современных юношей 19-25 лет, которым предстоит стать родителями, можно выделить 9 типов представлений об отцовстве: ответственное и честолюбивое, обучающее и воспитывающее, сотрудничающее и доминирующее, доверяющее, альтруистичное и властное.
Сравним результаты факторного анализа молодых людей разного возраста. Опираясь на результаты анализа можно выделить иерархию факторов, обусловливающих представления об отцовстве у молодых людей 19 — 20 лет: самоутверждение, независимость, ориентированность на семейную жизнь, взаимоотношения в родительской семье.
В этом возрасте доминирует потребность в самоутверждении. Юноши стремятся к достижениям, активным социальным контактам, стараются проявлять креативность и сохранять собственную индивидуальность. Если для них наиболее важное значение имеют сферы увлечений, общественной и будущей профессиональной жизни, где они могут самореализоваться, их представления о себе как отце связаны с независимостью, доминированием.
160
Однако они также ориентированы на семейную жизнь, если эта сфера входит в состав ценностных ориентации.
Представления об отцовстве в значительной мере формируются под воздействием отношения к отцу в родительской семье, к родительской семье в целом, отношений между родителями, смысложизненных ориентации юношей. В благополучных случаях складывается представление о себе как добром, доверяющем ребенку отце. В противном случае формируется противоположный образ(табл. 22).
161
Иерархия факторов, обусловливающих представления об отцовстве у молодых людей 21—25 лет: самоутверждение, эгоцентризм, конформизм, отношение к отцу и родительское влияние, взаимоотношения в родительской семье.
В этом возрасте еще более усиливается потребность в самоутверждении. Теперь она связана со сферами общественной и будущей профессиональной жизни, обучения и образования. По-прежнему придается важное значение увлечениям, достижениям, активным социальным контактам, креативности и сохранению собственной индивидуальности развитием себя.
Юноши этого возраста сочетают стремление к собственному престижу, высокому материальному положению с духовным удовлетворением. Юноши этого возраста готовы также самоутверждаться и в сфере семейной жизни. Их представления о себе как отце связаны с эгоцентризмом, если отношения с матерью в родительской семье не сложились. И наоборот, их взгляды на отношение к противоположному полу и себе как отцу становятся конформистскими, если эти отношения позитивны (табл. 23).
162
В целом на формирование представлений юношей об отцовстве оказывают влияние отношение к отцу, взаимоотношения в семье, жизненные смыслы родителей и родительское влияние.
163
Отцовство в возрасте 19-20 лет представлено больше когнитивно—эмоциональным подходом, позицией стороннего наблюдателя. Более важным аспектом представляется получение эмоционального удовлетворения от отцовства. Это перспектива далекого будущего (табл. 24).
В старшем возрасте представление об отцовстве характеризуется функциональным подходом: активность во взаимодействии с ребенком, предполагает влияние и помощь. Отцовство для них — более близкая цель.
Представления юношей из неполных семей об отцовстве связаны с родительским отношением к миру, взаимоотношениями отца и матери, отношением к родителям, лицам противоположного пола, семье и сфере семейной жизни как ценности. При позитивном отношении родителей к окружающему миру такие юноши представляют себя в качестве отца демократичным; при негативном отношении к отцу и матери — жестоким, нонконформным, подозрительным и недружелюбным.
164
Несложившиеся отношения с отцом, отсутствие отцовской поддержки усиливают тенденцию юношей к самоутверждению, в том числе и в родительской сфере через усиление авторитарности. Ориентация юношей из неполных семей на самоутверждение (собственный престиж, высокое материальное положение, сферу общественной профессиональной жизни) связана с представлением о себе как отце независимом, неальтруистичном, недружелюбном (табл. 25).
165
Позитивное отношение к семье в целом способствует устремленности на развитие, достижение, сохранение собственной индивидуальности и формированию образа отца — главы семьи и наоборот.
Модальность отношений между родителями в родительской семье коррелирует с отношением юношей к противоположному полу, ценностным отношением к семейной сфере, характером активности социальных контактов юношей и другими параметрами.
Опираясь на результаты факторного анализа, мы можем сказать, что молодые люди из полных семей представляют отцовство следующими качествами, представленными в табл. 26.
166
167
Представления юношей об отцовстве из полных и неполных семей имеют существенные различия.
Молодые люди, выросшие в семье без отца, в основном отрицательно относятся к матери и отсутствующему отцу. Это влияет на их взгляды, а образ отеца представлен такими качествами, как недоверие к людям, повышенная тревожность, стремление к самоутверждению, это эгоистичный человек, ставящий свои интересы превыше всего, стремящийся к самореализации в сферах профессиональной и образования, при этом придающий большое значение семье как основе в жизни (табл. 27).
Молодые люди из полной семьи положительно относятся и к матери, и к отцу. Отношения в семьях благополучны, юноши представляют отца как личность, для которой имеют большое значение все аспекты человеческих взаимоотношений, стремящуюся реализовать себя во всех жизненных сферах. Для него главное — это благополучие семьи, решению проблем которой отдается много сил
168
и времени, что ведет к заинтересованности в профессиональной деятельности, которая гарантирует материальное благополучие. Это авторитетный лидер, упорный и настойчивый, настроенный к окружающим положительным образом.
При некоторой схожести представлений об идеальном отце имеется существенная разница в расстановке акцентов. В представлении молодых людей из полных семей отец — это сильная и ответственная личность, которая уважает детей, способна сотрудничать с ними, помогать и обучать.
Юноши из неполных семей считают, что отец должен гордиться своими детьми, быть любящим, добрым, интересоваться ими, уметь прощать. Он должен быть готовым к родительству, справедливым и благоразумным человеком. Он не должен стыдиться своих детей.
Итак, отцовство - это интегральное психологическое образование личности отца, включающее осознание родственной связи с детьми и чувства, испытываемые к своим детям, принятие и исполнение родительской роли, а также чувства, способствующие самореализации, самоутверждению и саморазвитию личности отца.
Психологическая готовность к отцовству определяется сформи-рованностью:
- всех аспектов личности, предполагающих выполнение возложенных обязанностей и принятых обязательств;
- представлений об отцовстве, т. е. знаний функций отца в семье и его роли в воспитании ребенка;
- оценки собственной готовности стать отцом, т. е. готовности принять на себя ответственность за жизнь и благополучие другого человека, ребенка.
На представления юношей об отцовстве влияет их возраст, наличие или отсутствие отца в семье и реальные отношения в родительской семье. Представление о том, что отец нужен, для того чтобы ребенок появился на свет, глубоко ошибочно. Чтобы развеять его, необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Роль мужчины в семье в современных условиях вовсе не уменьшилась. Изменения роли отца носит скорее качественный характер. И дело обстоит так, что ребенку нужен отец в той же мере, как и отцу нужен ребенок.
169
- Глава 1. Родительство как психологический феномен
- Глава 2. Психология формирования родительства
- Глава 3. Родительство в аспекте перинатальной психологии
- Глава 4. Психология семейного воспитания
- Глава 5. Родительские позиции как фактор воспитательных возможностей семьи
- Глава 6. Психологическое сопровождение родительства
- Глава 7. Технологии психологического сопровождения родительства
- Глава I. Родительство как психологический
- 1.2. Структура родительства как интегрального образования личности
- 1.3. Факторы, определяющие формирование родительства
- 1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства
- Глава 2. Психология формирования родительства
- 2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания*
- 2.4. Влияние этнического фактора на характер принятия и исполнения родительской роли
- Глава 3. Родительство в аспекте перинатальной психологии
- 3.1. Общая характеристика представлений о родительстве
- 3.2. Психологическая готовность к материнству
- 3.3. Психологическая готовность к отцовству
- 3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка
- Глава 4 глава 4. Психология семейного воспитания
- 4.1. Родительская любовь как основа воспитания*
- 4.2. Родительская позиция как система отношений родителя*
- 4.3. Особенности семейного воспитания в неполной семье*
- 4.4. Тендерный подход в семейном воспитании
- Глава 5. Родительские позиции как фактор воспитательных возможностей семьи*
- 5.1. Родительская позиция в интегральном взаимодействии позиций личности родителя
- 5.2. Особенности материнской и отцовской родительской позиций в аспекте социально-ролевой адекватности семьи
- 5.3. Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи
- 5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций*
- Глава 6. Психологическое сопровождение родительства
- 6.1. Родительство и воспитание родителей
- 6.2. Основные концепции воспитания родителей
- 6.4. Психодиагностика родительства
- Часть I
- Часть II
- 1. Биологическая составляющая.
- 2. Психологическая составляющая.
- Глава 7. Технологии психологического сопровождения родительства
- 7.1. Технология тренинга «Осознанное родительство»*
- 7.2. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви, «Семь шагов»*
- 7.3. Программа формирования психологической готовности к материнству «Счастливая мама - счастливый малыш»*
- 1) Усиление конструктивных факторов:
- 3) Ослабление деструктивных факторов:
- 7.4. Тренинг личностной зрелости родителей