Часть II
Цель: определить компонентный состав и типологию родительской любви.
Инструкция: «Прочтите каждое из утверждений, выберите какое из них, по Вашему мнению, наиболее характерно для Вас (отметьте знаком «+»). Помните, неправильных ответов не существует».
СПИСОК УТВЕРЖДЕНИЙ
1. Когда в моей семье появился ребенок, у меня возникло ощущение сопричастности и желание быть с ребенком.
2. Я испытываю удовольствие от общения с моим ребенком.
3. Я полагаю, что знаю, какими способами выражается родительская любовь.
4. Я принимаю активное участие в жизни моего ребенка, по могаю, даю советы, при этом каждый из нас обладает относитель ной свободой и автономностью.
5. Я испытал(а) чувство облегчения, удовлетворения и радости когда завершились роды.
6. Я переживаю о душевном покое моего ребенка.
7. Я считаю, что достаточно хорошо и отчетливо представляют образ «любящего отца» и «любящей матери».
8. Я проявляю нежность и ласку по отношению к моему peбен ку посредством поцелуев, теплого объятия, ласкового взгляда.
Допишите свое...
9. Когда я впервые увидел(а) ребенка, у меня пробудилось чувство жалости к нему, сочувствие и желание помочь.
394
10. Я доволен(а) своей ролью родителя.
11. Я достаточно хорошо знаю личностные особенности моего ребенка.
12. Я считаю, что создаю благоприятную семейную атмосферу для ребенка: он знает, что я всегда рядом, чувствует психологическую поддержку и защищенность с моей стороны.
13. Мне было приятно чувствовать:
а) для матери: как шевелится плод во время моей беременности .
б) для отца: как шевелится плод во время беременности моей жены.
14. Я испытываю чувство радости, когда нахожусь рядом с моим ребенком.
15. Я могу предвидеть реакции и поступки моего ребенка.
16. Считаю, что мои взаимоотношения с ребенком можно назвать открытыми, искренними и доверительными.
17. Считаю, что между мной и ребенком с момента рождения существует тесная взаимосвязь, которую порой я не могу объяснить словами.
18. Я испытываю потребность быть рядом с моим ребенком.
19. Я думаю, что знаю интересы моего ребенка.
20. Я принимаю моего ребенка таким, каков он есть, признаю и уважаю его индивидуальность.
21. Во время беременности:
а) для матери: я чувствовала нежность к будущему ребенку.
б) для отца: моей жены я чувствовал нежность к будущему ребенку.
22. Мне грустно во время разлуки с моим ребенком.
23. Думаю, что я знаю потребности и желания моего ребенка.
24. Я «жертвую собой» ради моего ребенка, стараясь отдавать ему все физические и душевные силы.
25. Беременность моей жены (для отца) моя (для матери) была желанной и запланированной.
26. Я испытываю гордость за моего ребенка.
27. Я думаю, что знаю, каким образом я могу контролировать проявление своей родительской любви.
28. Я часто прощаю моего ребенка, признавая за ним право на ошибку, слабость и несовершенство.
395
ОБРАБОТКА
Наибольшая сумма баллов («+» — 1 балл), набранная человеком при выборе наиболее близких ему утверждений, укажет на доминирующий компонент в родительской любви, а вместе с этим и на ее тип. Если равным количеством баллов будут отмечены два и более компонента, следует говорить о смешанной типологической принадлежности. Если наряду с доминирующим компонентом какой-либо другой компонент наберет достаточно высокий балл, также следует говорить о смешанной типологической принадлежности, хотя не столь явно выраженной, как в предыдущем случае. Информативно отсутствие баллов по тому или иному компоненту.
Компоненты родительской любви входят в структуру составляющих родительской любви. В целом глубокий анализ результатов данного исследования дает возможность выявить фундаментальные установочные ориентации родительской любви и впоследствии корректировать и развивать другие компоненты родительской любви (компоненты, набравшие незначительное количество баллов).
- Глава 1. Родительство как психологический феномен
- Глава 2. Психология формирования родительства
- Глава 3. Родительство в аспекте перинатальной психологии
- Глава 4. Психология семейного воспитания
- Глава 5. Родительские позиции как фактор воспитательных возможностей семьи
- Глава 6. Психологическое сопровождение родительства
- Глава 7. Технологии психологического сопровождения родительства
- Глава I. Родительство как психологический
- 1.2. Структура родительства как интегрального образования личности
- 1.3. Факторы, определяющие формирование родительства
- 1.4. Надындивидуальный уровень развития родительства
- Глава 2. Психология формирования родительства
- 2.2. Влияние личностной зрелости родителей на характер семейного воспитания*
- 2.4. Влияние этнического фактора на характер принятия и исполнения родительской роли
- Глава 3. Родительство в аспекте перинатальной психологии
- 3.1. Общая характеристика представлений о родительстве
- 3.2. Психологическая готовность к материнству
- 3.3. Психологическая готовность к отцовству
- 3.4. Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка
- Глава 4 глава 4. Психология семейного воспитания
- 4.1. Родительская любовь как основа воспитания*
- 4.2. Родительская позиция как система отношений родителя*
- 4.3. Особенности семейного воспитания в неполной семье*
- 4.4. Тендерный подход в семейном воспитании
- Глава 5. Родительские позиции как фактор воспитательных возможностей семьи*
- 5.1. Родительская позиция в интегральном взаимодействии позиций личности родителя
- 5.2. Особенности материнской и отцовской родительской позиций в аспекте социально-ролевой адекватности семьи
- 5.3. Влияние родительских позиций на воспитательную практику семьи
- 5.4. Психологические особенности подростков как индикаторы адекватности родительских позиций*
- Глава 6. Психологическое сопровождение родительства
- 6.1. Родительство и воспитание родителей
- 6.2. Основные концепции воспитания родителей
- 6.4. Психодиагностика родительства
- Часть I
- Часть II
- 1. Биологическая составляющая.
- 2. Психологическая составляющая.
- Глава 7. Технологии психологического сопровождения родительства
- 7.1. Технология тренинга «Осознанное родительство»*
- 7.2. Система тренинговых упражнений, направленных на формирование и развитие чувства родительской любви, «Семь шагов»*
- 7.3. Программа формирования психологической готовности к материнству «Счастливая мама - счастливый малыш»*
- 1) Усиление конструктивных факторов:
- 3) Ослабление деструктивных факторов:
- 7.4. Тренинг личностной зрелости родителей