Тенденция ухода. Внешний барьер
Угроза наказания создает для ребенка конфликтную ситуацию. Ребенок находится между двумя отрицательными валентностями и соответствующими взаимодействующими силами поля. В ответ на такое давление с обеих сторон ребенок всегда предпринимает попытку избежать обеих неприятностей. Таким образом, здесь существует неустойчивое равновесие. Ситуация такова, что малейшее смещение ребенка (Р) в психологическом поле в сторону должно вызвать очень сильную результирующую (Вр), перпендикулярную к прямой, соединяющей области зада-ния (3) и наказания (Н). Иначе говоря, ребенок, стараясь избежать и работы, и наказания, пытается выйти из поля (в направлении пунктирной стрелки на рис. 3).
Можно прибавить, что ребенок не всегда попадает в ситуацию с угрозой наказания таким образом, что он находится точно в середине между наказанием и неприятным заданием. Часто он может быть сначала вне всей ситуации. Например, он должен под угрозой наказания закончить непривлекательное школьное задание в течение двух недель. В этом случае задание и наказание образуют относительное единство (целостность), которое вдвойне неприятно ребенку. В данной ситуации (рис. 4) обычно сильна тенденция к бегству, проистекающая в большей степени из угрозы наказания, чем из неприятности самого задания. Точнее, она исходит из возрастающей непривлекательности всего комплекса, обусловленной угрозой наказания.
Наиболее примитивная попытка избежать одновременно и работы, и наказания — это физический выход из поля, уход прочь. Часто выход из поля принимает форму откладывания работы на несколько минут или часов. В случае сурового повторного наказания новая угроза может привести к попытке ребенка убежать из дома. Боязнь наказания обычно играет существенную роль на ранних стадиях детского бродяжничества.
Часто ребенок старается замаскировать свой уход из поля, выбирая занятия, против которых взрослому нечего возразить. Так, ребенок может взяться за другое школьное задание, которое ему более по вкусу, выполнить ранее данное ему поручение и т. д.
Наконец, ребенок может случайно уйти и от наказания, и от неприятного задания путем более или менее грубого обмана взрослого. В случаях, когда взрослому трудно это проверить, ребенок может заявить, что он закончил задание, хотя это не так, или он может сказать (несколько более тонкая форма обмана), что какой-то третий человек освободил его от неприятного дела или что по какой-то другой причине его выполнение стало ненужным.
Конфликтная ситуация, обусловленная угрозой наказания, вызывает, таким образом, очень сильное стремление выйти из поля. У ребенка такой уход, варьирующийся в соответствии с топологией сил поля в данной ситуации, происходит обязательно, если не принять специальных мер. Если взрослый хочет, чтобы ребенок выполнил задание, несмотря на отрицательную его валентность, просто угрозы наказания недостаточно. Надо сделать так, чтобы ребенок не мог выйти из поля. Взрослый должен поставить какой-то барьер, который мешает такому уходу. Он должен так поставить барьер (Б), чтобы ребенок мог получить свободу только либо закончив задание, либо подвергнувшись наказанию (рис. 5).
Рис.5.
И в самом деле, угрозы наказания, направленные на то, чтобы заставить ребенка закончить некое определенное задание, всегда построены таким образом, что вместе с полем задания они полностью окружают ребенка. Взрослый вынужден так ставить барьеры, чтобы не осталось ни одной лазейки, через которую ребенок мог бы усколь-
знуть. От неопытного или недостаточно авторитетного взрослого ребенок ускользнет, если увидит малейшую брешь в барьере. Наиболее примитивные из таких барьеров — физические: ребенка можно запереть в комнате до тех пор, пока он не закончит работу.
Но обычно это барьеры социальные. Подобные барьеры — это средства власти, которыми обладает взрослый в силу своего общественного положения и внутренних взаимоотношений, существующих между ним и ребенком. Такой барьер не менее реален, чем физический.
Барьеры, определяемые социальными факторами, могут ограничивать область свободного движения ребенка до узкой пространственной зоны.
Например, ребенок не заперт, но ему запрещено покидать комнату до завершения дела (задания). В других случаях внешняя свобода передвижения практически не ограничивается, но ребенок находится под постоянным наблюдением взрослого. Он не выпускается из-под надзора. Когда ребенок не может быть под постоянным наблюдением, взрослый часто использует веру ребенка в существование мира чудес. Способность постоянного контроля за ребенком приписывается в таком случае полицейскому или привидению. Бог, которому известно все, что делает ребенок, и которого невозможно обмануть, также нередко привлекается для подобных целей.
Например, тайное поедание сладостей может быть предотвращено таким способом.
Часто барьеры ставятся жизнью в данной социальной общности, традициями семьи или школьной организацией. Для того чтобы социальный барьер был действенным, существенно, чтобы он обладал достаточной реальной прочностью. Иначе в каком-то месте ребенок прорвет его
Например, если ребенок знает, что угроза наказания только словесная, или надеется добиться расположения взрослого и избежать наказания, то вместо выполнения задания он пытается прорвать барьер. Подобное слабое место образуется, когда мать препоручает наблюдение за работающим ребенком няне, учителю или более взрослым детям, которые, в отличие от нее самой, не имеют возможности предотвратить выход ребенка из поля.
Наряду с физическими и социальными существует еще один вид барьеров. Он тесно связан с социальными факторами, но имеет важные отличия от тех, что обсуждались выше. Можно, скажем, апеллировать к тщеславию ребенка («Помни, ты не какой-нибудь уличный сорванец!») или социальным нормам группы («Ведь ты девочка!»). В этих случаях обращаются к определенной системе идеологии, к целям и ценностям, которые признаются самим ребенком. Такое обращение содержит угрозу: опасность исключения из определенной группы. В то же время — и это наиболее важно — эта идеология создает внешние барьеры. Она ограничивает свободу действия индивида. Многие угрозы наказания действенны только до тех пор, пока индивид чувствует себя связанным этими границами. Если он больше не признает данной идеологии, моральных норм определенной группы, то угрозы наказания часто становятся малоэффективными. Индивид отказывается ограничивать свою свободу действий данными принципами.
Сила барьера в каждом конкретном случае всегда зависит от характера ребенка и от силы отрицательных валентностей задания и наказания. Чем больше отрицательная валентность, тем прочнее должен быть барьер. Ибо чем мощнее барьер, тем сильнее толкающая к уходу из поля результирующая сила.
Таким образом, чем большее давление взрослый оказывает на ребенка, чтобы вызывать требуемое поведение, тем менее проницаемым должен быть поставленный барьер.
- Хрестоматия по конфликтологии Тематическое содержание
- Раздел I. Методические проблемы конфликтологии
- Раздел II. Основные подходы в изучении проблемы конфликтов
- Раздел III. Типология конфликтов и их структура
- Раздел IV. Разрешение конфликтов
- Раздел I. Методические проблемы конфликтологии а.Я. Анцупов Эволюционномеждисциплинарная теория конфликтов
- Н.И. Леонов Номотетический и идеографический подходы в конфликтологии
- Л. А. Петровская о понятийной схеме социальнопсихологического анализа конфликта1
- Н.И. Леонов Онтологическая сущность конфликтов
- Л. Козер Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях
- Б.И. Хасан Природа и механизмы конфликтофобии
- А.И. Донцов, т.А. Полозова Проблема конфликта в западной социальной психологии1
- Определение конфликта
- Метод исследования
- Раздел II. Основные подходы в изучении проблемы конфликтов а.Г. Здравомыслов Четыре точки зрения на причины социального конфликта
- К.Левин Типы конфликтов
- Тенденция ухода. Внешний барьер
- К. Хорни Базисный конфликт
- В. С. Мерлин Развитие личности психологическом конфликте1
- М. Дойч Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы)
- Обзор «переменных», влияющих на ход конфликта
- Функции конфликта
- Некоторые определения
- Типология конфликтов
- Истинный конфликт
- Случайный конфликт
- Подмененный конфликт
- Безатрибутивный конфликт
- Латентный конфликт
- Фальшивый конфликт
- Контроль над ресурсами
- Предпочтения и антипатии
- Ценности
- Представления
- Природа взаимоотношений между сторонами
- Деструктивные и конструктивные конфликты
- Раздел III. Типология конфликтов и их структура м.М. Рыбакова Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов1
- Особенности педагогических ситуаций и конфликтов
- Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов
- Д. М. Фельдман Конфликты в мире политики1
- Конфликты и политики
- Л.И. Никовская, б.И. Степанов Состояние и перспективы этноконфликтологии
- Причины и механизмы этноконфликтов
- Типология и стадиальность развертывания этноконфликтов
- С.И. Ерина Ролевые конфликты в управленческих процессах1
- К. Левин Супружеские конфликты
- А. Общие предпосылки конфликта
- Б. Общие положения, касающиеся супружеских конфликтов
- В. Ситуация потребности
- Г. Пространство свободного движения
- Д. Значение супружества в жизненном пространстве личности
- Е. Пересекающиеся группы
- Ж. Супруги как группа в процессе становления
- М.М. Лебедева Особенности восприятия при конфликте и кризисе
- Раздел IV. Разрешение конфликтов б. Мелибруда Поведение в ситуации конфликта
- Адекватное восприятие конфликта
- Создание климата взаимного доверия и сотрудничества
- Определение существа конфликта
- Дж. Г. Скотт Выбор стиля поведения,соответствующего конфликтной ситуации
- Определение стилей разрешения конфликтов
- Стиль конкуренции
- Стиль уклонения
- Стиль приспособления
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Определение своего собственного стиля
- Как я обычно реагирую на конфликтные ситуации
- Оценка Вашего подхода к конфликту
- Н.Б. Гришина Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов
- Д.Дэна 4-шаговый метод Краткий обзор 4-шагового метода улучшения взаимоотношений
- Кардинальные правила
- Продажа
- Некоторые обязательства
- Место встречи
- Удобства
- Продолжительность
- Конфиденциальность
- Прерывания
- Структура
- Основной процесс
- Жесты примирения
- Не подсчитывайте очки
- Стратегия «поглотителя стрел»
- Лучший путь
- Навыки, полезные для ведения диалога
- Ухабистая, но все-таки дорога
- Сбалансированность
- Поведенческая специфичность
- Письменная форма
- Личная ответственность
- Ограничение срока действия Договора
- Всегда ли необходим Договор ?
- Основной принцип
- Образец соглашения
- Используйте метод или забудьте о нем
- X. Корнелиус, ш. Фэйр Картография конфликта
- Краткое содержание
- Карта 2
- Карта 3
- У. Мастенбрук Подход к конфликту
- А.А. Гостев Принцип ненасилия в разрешении конфликтов