logo search
Философия и психология пола и возраста / 2008-05-17-23-53-kaka0002- пола и возраста

Пол и права человека.

Гендерные роли мужчины и женщины определяются не только полоролевыми стереотипами, культивируемыми и транслируемыми в философии. Культуре, обыденном сознании и повседневной практике. Они реализуются и в политике государства, в существующих законах и декларациях, а так же в их вопложении в социальной жизни. В течение длительного времени демократические деятели, организации и движения считали, что степень эмансипации общества определяется положением в нем женщины.

Всеобщая декларация прав человека. Статья 2. Независимо от пола.

Вопрос о правах женщин в силу специфики их социального положения всегда рассматривался как особый.

В 1908 году на 1 Всероссийском женском съезде женщины требовали политических прав.

В 1913 году женщины России впервые отмечали 8 марта, как международный женский день. И требовали соблюдения прав гражданки. Труженицы и матери.

В 1917 году женщины получили политические права, в том числе 30% квоту в органах власти и общественных организациях; в дальнейшем СССР ратифицировал все международные Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин.

Нынешнее положение:

В ныне действующей Конституции осталась формулировка «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» Ранее существовала статья, предусматривающая две группы гарантий: гарантии прав женщин, как гражданок и гарантии, позволяющие сочетать труд с материнством.

Политические права.

Гендерная проблема в сфере власти.

Интервью с Франсуазой Гаспар. Социологом. Идеологом борьбы за паритетное участие мужчин и женщин в государственных и властных структурах.

Проблемы:

  1. Положение женщины в обществе, в том числе ее участие во властных структурах – есть отличительный признак демократического государства. Мужчин и женщин – примерно равное количество. Следовательно, во всех сферах общественной жизни должен существовать паритет.

  2. Обеспечение равенства с помощью квот. Новая двойная дискриминация: введение квот означает признание неспособности женщин выигрывать; введение квот означает закрепление женского меньшинства во властных структурах.

  3. Рассмотрение кандидатов во властные структуры по половому признаку – некая дискриминация. С другой стороны любые юридические самоопределения личности включают в себя половое самоопределение.

  4. Женщина в политике должна отказаться от своих традиционных ролей – домашней хозяйки, матери. Следовательно, речь опять идет либо об игре на чужом поле и выборе чужого поведенческого сценария, либо о реализации женского поведенческого сценария в нетипичной для женщины сфере.

Пассивная часть – участие в выборах. Электоральное поведение женщин достаточно сложно.

  1. Аполитично-конформистская модель – 80%

  2. Политически- ангажированная.

  3. Индифферентная.

  4. Негативная

Активная часть -участие в принятии решений на всех уровнях власти не реализуема. ( Межд. Стандарт – равное представительство)

Доля женщин – 52%. А Доля в Федеральном собрании – 7%.

В целом, Ж.занимают 14% управленческих должностей; 6% постов в кабинетах министров; 11% мест в парламентах.

Равные возможности для женщин означают особые гарантии их участия во власти. В Голландии- 35% квота в партиях; В США – особая программа.

Проблема «квот» для женщин..

Применительно к российской действительности выделяются 4 типа женщин – политиков: «Деловая женщина» – И.Хакамада; «Интеллигентная интеллектуалка - Элла Памфилова; «Деятель советского образца» – Валентина Матвиенко; !Борец зща права» –Валерия Новодворская.

Путь создания женской политической партии.

Женские организации Санкт-Петербурга:

Ассоциация женщин с университетским образованием.

Всего 46 женских организаций и объединений.

Трудовые права.

В связи с развитием рыночной экономики в среде мелкого и среднего предпринимательства права женщин обеспечивать и защищать некому. Остается бюджетная сфера . а в ней свои проблемы.

Право на труд:

Конкурентноспособность женщин на рынке труда.

Женская безработица – 70% от уровня всей безработицы.

Процесс «феминизации бедности».

Среди безработных с дипломами вузов 67% женщин.

Невыгодность затрат на охрану труда для женщин

Использование женской рабочей силы и наличие рынка труда.

Введение платности медицинских услуг.

Сформировался полумаргинальный рынок женской рабочей силы, характеризующийся зауженным кругом доступных профессий, низким социальным статусом труда, ограниченными возможностями должностного роста, низкой зарплатой.

В СПб доля женщин в критической зоне рынка труда в два раза выше мужской.

Увеличение занятости женщин на тяжелых и вредных работах.

Отсюда в общественном мнении все чаще звучат призывы о возвращении женщин в семью – формирование психологии содержанки и «просто женщины». На самом деле подтекст идеологический - снизить давление женской рабочей силы на рынок труда, снизить необходимость особых затрат на охрану женского труда.

Вряд ли возможно, в том числе из-за потребности в женской рабочей силе.

Лариса Васильева. Будет ли Россией править женщина? КП 4 июля 2003-06-

Женщина в силу ряда причин, которые мужчина организует и обуславливает, может оказаться на вершине власти лишь в исключительных случаях.

У женщины четыре природных таланта:

Этический, Этнический. Экономический, Экологический.

Женщина не может изменить мужскую вертикаль власти, но она может привлечь внимание мужчины к тому, о чем он бы без нее не подмал.

А. Никонов Женская борьба Огонек, Июнь. 5. Интервью с Аделаидой Баскиной.

За гендерное равноправие в России сражаться не нужно.

Первый поворот в общественном мнении: женщина и мужчина равноправны.

В 1917 году женщины получили все то, за что в Америке борются до сих пор, например, за декретный отпуск.

Государство сделало все для решения проблем женского равенства:

Работа и детские сады; Работа и ликвидация женской безграмотности; женские организации и работа по усилению женской активности.

Второй поворот общественном мнении. 60, 70, 80- годы "женщина должна заниматься женскими делами"

Двойная занятость. Несовместимость идеала хорошей работы и хорошей семьи. Первичность внешности, семьи, женских занятий над карьерой и работой.

В начале 70 -х был проведен опрос: "Ушли бы Вы с работы, если бы мужу отдали Вашу зарплату? Более 70% женщин ответили "Нет". А н аналогичный вопрос мужчины (по поводу жены) ответили "Да". 73% массовых увольнений в начале 90 -х годов - женщины.

Третий поворот. 90-е годы. Женщина - существо второго сорта. "Женщина должна знать свое место".

Структура женского населения:

Работающая женщина, имеющая семью.

Безработная женщина, пытающаяся заработать.

Домохозяйки.

Богатые женщины.

Деловые женщины и женщины - политики.

О деловых женщинах.

В конце 80-х в директорском корпусе было 7% женщин, в 1998 оду - 18%.

В начале 90 - х начали частный бизнес 30% женщин и 70% мужчин. Сейчас женщин осталось 7%. Женщины не выдерживают, в том числе потому что основные решения принимаются в местах мужского сообщества (бани, курилки. И пр.)

В политике: в Верховном Совете ССР было 33% женщин, а в местных Советах более 40%. В Думе сейчас 7% женщин.

Доминирующая идея - квотирование мест по половом признаку.

Причины проигрыша женщин в политической борьбе:

Домострой, Традиционна женскость, Отсутствие финансирования, отсутствие доступа к политтехнологиям.

Проблема «Женщина и власть» в Санкт – Петербурге. Час Пик, № 19, 13 мая 2003

Феминизм в сознании росийских женщин находится «под запретом», поскольку ассоциируется с негативными, а не позитивными качествами, ролями и поведенческими реакциями женщины.

В настоящий момент в России формируется матриархальный стиль семьи. В которой женщина распределяет доходы и принимает стратегические решения. При этом она стремится замаскировать это положение вещей. Поскольку она – реальный глава семьи, дополнительная социальная власть ей может быть не нужна.

Требования к женщине – политику противоречивы: Надо быть высокообразованным профессионалом, но нельзя быть «синим чулком». Надо иметь мужа и детей. Надо иметь программу действий.

Политическая активность женщин невысока и недостаточна. Доля женщин на выборах 12%. При этом 70%всех избирателей – женщины. То есть женщин в политику не пускают женщины.

Обсуждать вопрос о праве женщины заниматься политикой – унизительно. (Ирина Хакамада)

Особое значение имеет гендерная проблема в сфере власти. Не сегодня сказано, что положение женщины в обществе, в том числе ее участие во властных структурах – есть отличительный признак демократического государства. Мужчин и женщин – примерно равное количество. Следовательно, во всех сферах общественной жизни должен существовать паритет. Но, к сожалению, опыт не только России, но и стран Европы показывает, что свободная конкуренция и непосредственная политическая борьба приводят к вытеснению женщин из сферы власти и права. Ряд общественных движений считает, что возможно обеспечение равенства с помощью квот. Но результатом введения квот явится новая двойная дискриминация: введение квот означает признание неспособности женщин выигрывать; введение квот означает закрепление женского меньшинства во властных структурах. Сторонники свободной конкуренции полагают, что рассмотрение кандидатов во властные структуры по половому признаку – некая дискриминация. С другой стороны любые юридические самоопределения личности, начиная со свидетельства о рождении включают в себя половое самоопределение.

Женщина в политике должна отказаться от своих традиционных ролей – жены, домашней хозяйки, матери. Следовательно, речь опять идет либо об игре на чужом поле и выборе чужого поведенческого сценария, либо о реализации женского поведенческого сценария в нетипичной для женщины сфере.

Проблема насилия по отношению к женщинам.