logo
Философия и психология пола и возраста / 2008-05-17-23-53-kaka0002- пола и возраста

Лекция 4.

Особенности когнитивных и эмоциональных реакций у мужчин и женщин

В данном разделе мы рассмотрим проблемы интеллектуальных различий мужчин и женщин, различия в эмоциональной сфере, в способах переживания и выхода из стрессовых состояний.

Различий – интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих между мужчинами и женщинами очень много, но наиболее ярко проявляются различия в креативности. На уровне обыденного опыта каждый знает, что ученые-мужчины, художники-мужчины, писатели и композиторы-мужчины. Наличие исключений только подтверждает правило. Возникает вопрос, является ли различие в способностях мужчин и женщин врожденным? Или, оказываются ли мужские особи более способными к успешной творческой деятельности по биологическим или по социо-культурным причинам?Исследователи сталкиваются с пока необъясненным противоречием: никаких научно доказанных оснований для различий в креативности между мужчинами и женщинами нет, но в реальности они существуют. Поэтому на сегодняшний день единственно возможным объяснением остается социокультурная детерминация мужской и женской личностной социализации, которая ведет у закреплению дифференциации в когнитивной и креативной сфере. Надо заметить, что до недавнего времени научная психология-это психология мужчины в возрасте расцвета, от 18 до 30 лет, только в ХХ веке начинают специально изучать женскую психологию. Установлено и статистическими примерами подтверждено, что в любой области деятельности кроме деторождения мужчины демонстрируют лучшие способности, чем женщины, большую концентрацию на проблеме и целеустремленность, высшие на несколько порядков достижения в науке, искусстве, философии и т.д. Кроме того, анализ нашего обыденного языка показывает, что в понятие «умный мужчина» мы вкладываем прямой смысл- у мужчины есть ум, а в понятие «умная женщина»-двойной; умная женщина по-умному себя ведет. Факт интеллектуальных различий мужчин и женщин можно считать доказанным, но современная психология не может найти ему однозначного объяснения. Исследователи, рассматривающие женщину в парадигме патриархальной культуры как дополнительность и неопределенность, склонны к биологическому редукционизму; и имеют на это основания, поскольку половые гормоны действуют на мозг индивида до и вне полового созревания и появления полового самосознания Исследователи- феминистки- наоборот, склоняются к социологическому редукционизму, обвиняя во всем общество. То есть можно считать, что мужчина получил от природы рост, вес, силу и смекалку для того, чтобы успешно охотиться на мамонтов, в то время как женщина должна вынашивать ребенка. А можно думать, что природа обрекла мужчину на риск потому, что не хотела рисковать женщиной, обеспечивающей продолжение рода. Возвеличивание мужчины- добытчика и женщины –прародительницы сохранилось в качестве исходных стереотипов с доисторических времен, хотя многие мужчины ничего не добывают, а человеческий род может быть продолжен путем клонирования. Из этого тупика можно выбраться, только признавая более общий тезис о двойной, биологической и социокультурной, детерминации развития человека вообще .

Генетика полагает, что мужчины- носители эволюции, а женщины - традиций. То есть различие в отношении к новому, а, следовательно, различие в способностях продуцировать новое или укреплять старое нам врождено. Мозговые полушария будущей девочки формируются под воздействием женских гормонов – эстрогенов одновременно, а мужской гормон – тестостерон, тормозит развитие левого полушария, отвечающего за вербальные способности: речь, чтение, склонность к иностранным языкам. Мужчины в 4 раза чаще чем женщины страдают дислексией ( неумение говорить) и дисграфией (неспособностью грамотно писать). Поэтому женщины – лучшие секретари, корректоры, редакторы, переводчики и спичрайтеры.

Кроме этого, мужчина и женщина по-разному мыслят. Мужчины не могут делать несколько дел одновременно, поскольку попеременно включают разные полушария; например, при осмыслении слов пользуются левым полушарием, а женщины для решения любых задач пользуются обоими полушариями. Мужчине ни в коем случае не рекомендуется делать несколько дел сразу; для женщины – это нормально. Можно было бы задать вопрос, почему работать одновременно двумя полушариями, хуже, чем задействовать их последовательно? Дело в том, что женщины как бы постоянно усложняют для себя задачу, а внешне это выглядит так, будто они тормозят ее решение. Принцип многократного дублирования информации отличительная особенность женского мозга. Например, у мужчины – пространственные способности сконцентрированы в подкорковой области –гиппокампе, а у женщины – распределены по разным мозговым центрам; поэтому мужчины легче ориентируются на местности, чем женщины, зато женщины не теряют эти способности никогда. Иногда говорят, что у мужчин- зрительно-пространственный интеллект, а у женщин- перцептивно-вербальный. Действительно, абсолютное большинство мужчин, запоминая или объясняя дорожные маршруты, пользуются картой или стремятся нарисовать схему, в то время как абсолютное большинство женщин предпочитают словесное описание. Ту же закономерность отражает всем известное изречение, что «мужчины любят глазами, а женщины- ушами».Различие в пространственном мышлении тестируются уже в 8-9 лет, то есть до того, как завершено половое созревание.

Все тестируемые показатели интеллекта- скорость и креативность в решении математических задач, логичность, пространственные и вербальные способности, пространственная ориентация- относятся к функциям левого полушария, так что можно сказать, что тестируемый интеллект- левополушарный, мужской, поскольку в правом полушарии сосредоточены способности воспринимать мир с помощью чувственных образов, бессознательные процессы и эмоции. Мужчины анализируют прямой смысл слов, а женщины -вербальный и невербальный контекст, недосказанное...Мужчины стараются найти наиболее рациональное, то есть простое и быстрое решение задачи, женщины исходят из личной значимости решения, поэтому интуитивно избегают упрощенных моделей мышления и поведения. Мужчины разделяют знания, чувства и отношения, а женщины воспринимают мир в целом. Следовательно, можно утверждать, что интеллектуальные различия между мужчинами и женщинами носят качественный, а не количественный характер.

Тесно сцеплены с полом математические способности. В 11-12 лет склонности мальчиков и девочек к математике и их качественное и количественное различие очевидны, с возрастом различия возрастают. По статистике на 13 мужчин с математическими способностями приходится 1 женщина. Интересно, что девочки с математическими способностями, прошедшие курсы математики, в три раза реже, чем мальчики, стремятся работать в этой области.

Социокультурные основания для когнитивных различий легко усматриваются в существующей системе образования. Исследования показывают, что с первых лет обучения в школе мальчики вовлекаются в более позитивные отношения с учителем, чем девочки, получают более индивидуализированное обучение, больше поддержки и обратной связи. Стиль общения с девочками – авторитарный. Учителя склонны просто давать девочкам указания и проверять их исполнение. Учителя задают мальчикам более сложные вопросы, глубже вникают в их ответы, проводят во взаимодействии с мальчиками больше времени. Известно, что в целом, девочки до 7 лет опережают мальчиков по показателям интеллекта. Но многие исследователи объясняют это тем, что девочки согласно женской модели поведения являются более старательными, усидчивыми и поэтому лучше учатся в младших классах; в то время как для мальчиков важно выделиться совсем другим -силой, смекалкой, озорством, отсутствием покорности. К 20-30 годам средние показатели у мужчин и женщин не отличаются, но при равенстве средних значений вариация любых признаков -от идиотизма до гениальности- у мужчин больше, чем у женщин.

Существует несколько моделей интеллекта. Те из них, в которых интеллект определяется как репродуктивный или креативный, в большей степени тяготеют к биологическим объяснениям когнитивных различий. Те, в которых пишут о врожденном и реализуемом интеллекте или об общем интеллекте и функционально-операциональном, предпочитают социокультурное объяснение тому факту, что женщины интеллектуально расположены к исполнению, воспроизведению и транслированию интеллектуальных ценностей, а мужчины- к их переосмыслению, отвержению и созданию нового.

Но интеллектуальные различия мужчин и женщин не сводятся к интеллектуальным способностям и креативности. Мужчины и женщины обладают различной направленностью познавательной деятельности: мужчины легче проникают в суть явлений, прямо и непосредственно концентрируют свое внимание на поставленной задаче, в мужском сознании знания, чувства и отношения существуют раздельно и не перекрывают друг друга в процессе познавательной и поведенческой деятельности. Женщины превосходят мужчин в быстроте восприятия и многообразии воспринимаемых деталей, нюансов, оттенков реальности. Эта тонкость восприятия позволяет женщинам лучше, чем мужчинам разбираться в людях, но уступать, когда речь идет о вещах, устроенных рационально. В женском сознании знания, чувства и отношения слиты, поэтому женщина понимает любой процесс или явление в тесной связи с личностными смыслами.

Особую роль в когнитивных процессах играет восприятие. Психологи отмечают различные типы восприятия людей и предметов. Но если у мужчин преобладает аналитический и социально-ассоциативный тип восприятия, то у женщин эмоциональный и перцептивно-ассоциативный. При первом впечатлении женщина особенно остро реагирует на «отношение ко мне», и строит свое поведение по отношению к партнеру в зависимости от выраженной или невыраженной симпатии. Можно отметить и некоторые различия в процессах памяти мужчин и женщин. Память женщин образная и событийная, но субъективная, женские воспоминания концентрируются вокруг ее самой. Мужская память -последовательная, рациональная, объективная, но не справляется с обилием жизненных деталей.

Легендарная женская интуиция объясняется именно обилием деталей, воспринимаемых и сохраняемых женским мозгом, а затем соединяемых в вероятностном анализе.

Писатели и исследователи психологии, а так же просто мужчины давно выделили в качестве отдельного когнитивного свойства женщины женскую логику. Характерно, что просто логика-это логика мужчины. Поскольку мужские когнитивные процессы проще женских, можно считать, что мужскую логику характеризуют следующие черты: неоценочные суждения, прямой и однозначный смысл высказываний, непрерывность связей между посылками и выводами, причинами и следствиями. Мужская логика - логика «цели», а женская логика – логика «процесса». Известен эксперимент, при котором группу, состоящую из мужчин и женщин водили по лабиринту с завязанными глазами и , останавливаясь, просили описать, как далеко от выхода они находятся. Мужчины пытались по неким признакам определить место и решить задачу, в то время как женщины начинали с описания своего состояния и самочувствия во время движения.

Чтобы определить специфику женской логики, необходимо остановится на различиях в языке мужчины и женщины. В разговорах мужчины концентрируются на задачах, а женщины – на отношениях между людьми. Женщины говорят больше мужчин, их речь менее категорична, женщины в несколько раз чаще, чем мужчины, употребляют условные понятия /может быть, возможно, если бы/. И хотя виртуальная реальность придумана мужчинами, психологически она более комфортна женщинам. Женщины предпочитают незаконченные разговоры, монологи, фразы; они используют междометья, вскрики, взвизгивание и смех гораздо чаще мужчин. Мужская речь определеннее, в ней меньше оценок, зато больше жаргона, ненормативной лексики. Мужчина в речи, как и в жизни, скорее экстравертен, чем интровертен, он осмысляет свои мысли, чувства и поступки и должен фиксировать их в вербальной форме, отчуждать от себя, как любой другой предмет. Поэтому мужчины-философы еще со времен софистов стремились к чистоте понятий и суждений. "Что мы будем понимать под...." - типично мужской подход к речи, поскольку мужчина испытывает неодолимую потребность сделать речь по возможности однозначной.

Многие исследователи отмечают различия в тематике мужских и женских разговоров и в самом процессе разговора. Кажется, что тема разговора и у мужчины и женщины одна, определенная великим Фрейдом- любовь и работа. Но мужчина стремится рассуждать о вещах, которые его напрямую и не касаются: политика, управление, спорт. Именно устранившись от них как субъект, он может ощутить себя максимально комфортно. В обсуждении вещей, не имеющих прямого отношения к конкретной реальности, мужчина объективирует себя как субъекта. Тематика женских разговоров гораздо шире и конкретнее -дети, болезни, наряды, кинофильмы... При этом, женщина реализуется как субъективность за счет максимальной субъективности темы, оценок и суждений. Мужской разговор прерывен, женский течет как ручеек. Женский мозг не нуждается в отдыхе, чтобы перейти от одной темы к другой, поскольку непрерывно работающее активное правое полушарие осуществляет постоянную переоценку сложившихся обстоятельств с позиции личной значимости. Женщины склонны прерывать друг друга, говорить одновременно и даже обсуждать сразу две различные темы. Мужчины предпочитают говорить по очереди, поскольку и разговор для них – состязание, в котором важно перехватить инициативу. Разговоры мужчин, как правило, преследуют одну цель – выставить себя в выгодном свете. Они стремятся рассказать остроумный анекдот или блеснуть своей осведомленностью. Слушают мужчины только то, что считают важным для себя. Женщины больше обмениваются информацией и опытом, а мужчины стремятся показать себя. Женщины часто повторяют последние слова друг друга, что служит у них подтверждением внимания к собеседнице. В то время как для мужчины женская манера перебивать кажется глупой и неуместной, для женщины – это главный способ доказать свое участие в разговоре и сопереживание теме.

Возвращаясь к вопросу о сущности женской логики, следует заметить, что для женщин характерна внешняя непоследовательность суждений. Парадокс состоит в том, что мужская мысль и речь дискретны, а логические связи непрерывны; а у женщины мысли и речь непрерывны, а логические связи подчиняются скорее законам свободных ассоциаций, чем принципу детерминизма. Внутренне женский мыслительный процесс исключительно последователен, поскольку жестко сконцентрирован вокруг самого субъекта и его/ее интересов. Согласно В.Курбатову, автору книги «Женская логика», женская логика-это логика неопределенности или логика «может быть». Истоки такого исходного принципа мышления, чувствования и деятельности безусловно коренятся в социокультурной реальности патриархальной культуры. Женщина в ней платит за любой однозначный поступок дороже мужчины, поэтому она мыслит в рамках возможного или невозможного и постоянно оставляет себе поле отступления. Автор считает, что в этом причина и специфики женского разговора. Естественно, чтобы создать поле неопределенности требуется значительно больше слов, чем для выражения однозначного решения. Можно так же добавить, что женская логика, логика личностных смыслов -связи, модальности, ассоциации подчинены не рациональным требованиям, а внутренним значениям и смысловым переходам между ними. Отсюда , течение женской мысли, которое кажется мужчинам кенгуриными прыжками по пересеченной местности, на самом деле есть напряженный процесс объединения в единый поток мыслей, образов и подсознательных чувственных реакций.

Различия в эмоциональной сфере между мужчинами и женщинами так же носят не количественный, а качественный характер. Женщины более склонны к эмпатии, то есть у них выше способность понимать и сопереживать. Женщины, как правило, лучше интерпретируют эмоции окружающих. Женщины сами более искусны в невербальном выражении эмоций, и очень чувствительны к сигналам невербального общения, исходящим от других На характер протекания эмоций у мужчин и женщин накладывает отпечаток их глобальные различия: мужчина стремится к цели, к результату, к концу, женщины ценят процесс. Мужская самооценка обычно завышена, мужчина склонен говорить о своих успехах и хочет, чтобы его хвалили именно за успехи. Женская самооценка обычно занижена, женщины чаще говорят о своих неудачах. Женщину необходимо поддерживать и хвалить ее за то, в чем она неуверена. Женское стремление к макияжу показывает, что женщина более самокритична и пытается, если не исправлять, то скрывать свои недостатки. В отличие от мужчины, который требует, чтобы его принимали таким, какой он есть.

Существует расхожее представление, что женщины эмоциональнее мужчин. Это не совсем так, мужчины и женщины одинаково сильно переживают неудачи на работе. Несчастную любовь и утрату близких. У мужчин и женщин разные формы выражения эмоциональных состояний: у мужчины это чаще всего молчаливое депрессивное погружение в себя или ненормативная лексика, у женщины - слезы, истерики, исповеди. У обоих полов гамма внутренних реакций достаточно широка, но внешне мужчины демонстрируют сдержанность, а женщины - эмоциональность. Говорят, что женщины плачут на душераздирающих фильмах потому, что у них все в порядке с чувствами; а мужчины только, если у них с чувствами не все в порядке. Эмоциональные перепады у женщин бывают как всем известно каждые 28 дней, а у мужчин каждые 23. Вот почему разнополые трудовые коллективы устойчивее и конфликты в них относительно реже.

Поскольку общество требует от мужчины силы сдержанности, мужчины стремятся максимально исключить эмоции из своих видимых психологических и поведенческих реакций, но это невозможно, и они сильнее страдают от стрессов, чаще сходят с ума и более агрессивны. Агрессия – тот тип поведения, который отличает мужчин от женщин вне зависимости от возраста. Мужская агрессия связана с постоянным воспроизводством во взрослой жизни детских ситуаций - мальчик должен драться, ругаться, нападать и пр., а мужчина должен создавать, защищать, изменять. Основные сферы мужской жизни: политика, бизнес, спорт, война, путешествия, предполагают агрессию в качестве необходимого эмоционального фона. Агрессивность мужчины, в том числе матерная ругань, оказывается чем-то вроде растормаживающего фактора, освобождающего от комплексов. Наконец, принудительная конкуренция нашего общества создают у мужчины состояние хронического раздражения, которое выливается в агрессию. Господствует точка зрения, что «мужчина не должен быть слабым». Отсюда, мужская агрессия и мужской стресс. Женская агрессивность кажется столь же очевидной, особенно в России, мы наблюдаем истеричных и грубых женщин в общественном транспорте, в поликлиниках и на концертах, в магазинах и в ресторанах. Но это связано более с женской импульсивностью и с усиливающимся дискомфортом в жизни, чем с женской склонностью к агрессии. Эмоциональные различия между мужчиной и женщиной проявляются и в переживании стрессовых ситуаций и в способах выхода из стресса.

Стресс – это состояние повышенного нервного телесного и психологического напряжения. Причины подобного состояния настолько разнообразны, что их невозможно свести в несколько классов. Известно, что стрессовое состояние может быть вызвано потенциально положительными изменениями в жизни субъекта (поступление в вуз, свадьба. Рождение ребенка) и объективно отрицательными ( увольнение, развод, смерть родителей). Когда человек находится в стрессе, его трудно успокоить, уговорить, заставить действовать. Ганс Селье, родоначальник теории стрессов, писал, что существует всего три реакции на стресс: бежать, прятаться и нападать, и личность всегда выбирает одну из них. Стресс - это концентрация на некой травмиующей ситуации и неспособность мгновенного отключения от нее, критического осмысления своего состояния и своих реакций. Стресс ведет к так называемому «зацикливанию», появлению коммуникативных барьеров между личностью и обычным кругом близких и знакомых людей. При этом психические состояния могут быть заразны, то есть находясь в контакте с человеком в стрессе, мы сами начинаем нервничать больше обычного. Положительное значение стресса в том, что он изменяет наш взгляд на мир и может приводить к усилению интеллектуальных и энергетических возможностей личности.