Отношения мужчин и женщин в процессе делового общения:
Общая закономерность общения между полами заключается в том, что и мужчины и женщины оценивают новое лицо в фирме, группе, команде с позиции сексуальной привлекательности. То есть избежать влияния полового фактора на деловые отношения практически невозможно. Половые различия часто делают партнеров «проблемой» друг для друга, создают порой неосознаваемые коммуникативные барьеры. По мнению мужчин женщина чаще демонстрирует неадекватное поведение. Мужчины упрекают женщин за неумение разбираться с собственными ошибками, пассивность и неправильную расстановку приоритетов.
Женщина является «проблемой» для мужчины в деловых отношениях потому, что женский деловой стиль определяется ориентацией на человеческие отношения и проработку деталей – мужчину это раздражает. Мужчины ненавидят, когда женщины расстраиваются, нервничают и плачут. Во-первых, они считают, что нервная реакция женщины – результат неверно принятого решения, а это принижает их самооценку. Во-вторых, они злятся на женщину за то, что она поставила их в ситуацию психологического дискомфорта. В-третьих, мужчины сами с трудом переходят из одного эмоционального состояния в другое, поэтому женская нервозность оказывается для них прелюдией перед большей нервозностью и они отвечают на нее агрессией. Мужчину дезориентирует женская манера поведения. Например, женская манера перебивать у женщин является способом выражения повышенного интереса. Для мужчины такое поведение женщины – фактор раздражающий, означающий воинственную некомпетентность и невоспитанность. Кроме того, женщина выступает и как сексуальный раздражитель.
. Если мужчина хочет влиять на женщину, то лучше оставить манерно-слащавый тон и заменить его голосом убеждения. Но при этом нельзя забывать о «гипнотическом» воздействии на женщину мужских комплиментов. Женщины вообще не придают значения своим словам и абсолютизируют любые слова мужчины. Давно сказано, что мужчине с женщиной нужно быть смелым в делах и невероятно осторожным в словах. Уступчивость мужчины льстит женщине, но недолго. Если женщине предоставлено первенство, то она начинает тяготиться этой ролью. Женщина всегда требует и ждет от мужчины определенных взглядов и принципов, пассивный мужчина с неустойчивыми взглядами чужд ее пониманию.
Мужчина «непонятен» женщине своим формализмом. Она нервничает, если «он» не обращает на нее внимание и нервничает, если обращает. Женщина больше страдает от невоспитанности окружающих. Кроме того, ей постоянно досаждает мужской шовинизм. Деловой женщине приходится сопротивляться и стереотипным взглядам на женщину: женщины слишком чувствительны, женщины слишком нервозны, женщины непредсказуемы.
В мужском мире принято демонстрировать свою компетентность и принято считать женщину слабым полом. Поэтому деловой женщине приходится выбирать между мужским поведенческим стилем, который может привести к профессиональным успехам, и женским поведенческим стилем, который повысит самооценку окружающих ее мужчин, но не позволит ей сделать карьеру. Например, обращение к женщине по имени, по фамилии, уменьшительно-ласкательное подчеркивает ее особое положение в коллективе, и женщине приходится выбирать: принимать это и обрекать себя на возможное пренебрежение или отрицать, и, тем самым, рисковать попасть в смешное положение. Взрослые мужчины на рабочем месте так же ценят правила выше человеческих отношений, как в детстве во время коллективных игр. С другой стороны, когда мужчины ссорятся, то они не очень переживают, быстро забывают о ссоре и ее причине. У женщин все не так. Они после ссоры долго выясняют отношения и не скоро возобновляют близкие отношения.
Если женщина желает оказывать воздействие на мужчину, то следует знать, что психика мужчины исчерпывается верой в свою значимость. И именно эту веру необходимо постоянно укреплять. Мужчин надо постоянно хвалить, причем за действительные и конкретные успехи.
При анализе психологического подтекста деловых отношений между мужчиной и женщиной следует принимать во внимание стандартные ситуации: «начальник – подчиненный», «деловые партнеры», «коллеги». Предубеждение против женщин – начальников общеизвестно. Каждый человек, взваливая на себя руководство, сталкивается с сопротивлением окружающих. Женщина сталкивается с дополнительным сопротивлением потому, что мужчины признают только одну женщину, имеющую право руководить им – это его мать. Если женщина на работе может получать от начальника распоряжения; то мужчина от своей начальницы согласен выслушивать только советы. Мужчины ожидают от женщины исполнительности, а не способности руководить. Женщина, следовательно, может или должна постоянно демонстрировать свою компетентность и силу, соединяя несоединимое: обаяние и напористость, женственность и готовность рисковать. Психологически оптимальным считается тандем начальников мужчины и женщины, в котором мужчина выступает инструментальным лидером ( формальным руководителем или человеком, способным распределять функции и принимать решения), а женщина – эмоциональным лидером (центром эмоционального напряжения и разрядки, человеком, обеспечивающем позитивные межличностные отношения в группе). Любая группа работает эффективно, если в ней есть мужчины и женщины. Мужчины не дают женщинам сплетничать и капризничать, а женщины не позволяют превратить организацию в казарму. Когда начальник – мужчина, женщина опасается с его стороны как дискриминации, так и домогательств. Получается, что сознательно культивируемый комплекс дон Жуана весьма продуктивен как поведенческий стиль общения в гетерогенных группах. Он тонизирует женщин, держит в форме мужчин, но не переводит деловые отношения в личную плоскость.
В рабочей ситуации мужчина и женщина теоретически совместимы всегда, поскольку женская иррациональность и коварство компенсируются женской же конструктивностью и коммуникабельностью, а мужская решительность и прямолинейность ослаблены желанием успеха и потребностью во власти. Практически, при взаимодействии мужчины и женщины как деловых партнеров следует предусмотреть возможность использования полового фактора в качестве дополнительного способа давления на партнера. Например, мужчины могут использовать поведенческую стратегию завуалированной враждебности против женщин: разговор на повышенных тонах, ненормативная лексика, угрозы и запугивания бесспорно действуют на женщину сильнее, чем на мужчину, и деморализуют ее.
В ситуации «коллеги» деловые отношения мужчины и женщины могут развиваться по нескольким негативным или позитивным траекториям. Во-первых, возможны конфликты между коллегами, если со стороны начальника проводится политика равенства полов, что практически означает отказ учитывать проблемы работающей женщины (муж, дети, хозяйство). Во-вторых, возможна дискриминация женщин в плане служебного роста. В позитивном плане, возможно привнесение личных отношений в деловое общение: дружба или приятельство, а так же служебный роман вследствие «работы в упряжке». В принципе такое воздействие полового фактора на деловые отношения является положительным, поскольку тонизирует, успокаивает и способствует адекватному самосознанию и самооценке как мужчины, так и женщины.
Одной из вневременных форм существования организации являются учреждения системы образования и в частности, университеты. Университет как бюрократическая система (в соответствии с теорией М. Вебера) имеет формальную иерархию, упорядоченные и фиксированные каналы коммуникации и служебные взаимоотношения. Университет предполагает компетентность как условие назначения на должность, значимость статуса, звания, степени, ограниченную выборность должностных лиц, разделение личной и организационной собственности, корпоративную этику. То есть, по определению организационная культура университета формируется вне воздействия полового фактора. Университет как система политических отношений (идея Дж. Болдриджа) рассматривается как взаимодействие групп, имеющих разные цели и интересы. С этой точки зрения мы имеем право рассматривать фактор пола как катализатор разделения интересов субъектов образовательного процесса: преподавателей, вузовскую бюрократию и студентов в том числе и по половому признаку. По мнению автора , университет можно рассматривать скорее как единство бюрократической и политической организаций, которое и порождает особую конфликтность образовательной реальности. Что касается коллегиальности и корпоративной культуры, то они оказываются формами представления интересов и отношений субъектов образовательного процесса, подчиненными властной вертикали (государственной и вузовской бюрократии).
Университет, как организация и системный элемент института образования, несет на себе все отличительные черты социума в сфере взаимоотношений мужского и женского. Более того, образовательный институт вскрывает доминирующие в социуме связи пола и образования. Это так называемые мужские и женские специальности и соответствующие им образовательные программы; это структура студенческого контингента, распределенная по половому признаку; это отношения креативности и отношения власти внутри студенческих групп, связанные с дифференциацией по полу; это зависимость специализации профессорско-преподавательского состава от пола; и, наконец, властная структура университетов, демонстрирующая абсолютную гендерную асимметрию.
Интересно определение причин неэффективности демократических преобразований в университетах данное в Women’s Leadership Training Network Project. 26 – 27 сентября 2002.7 По мнению исследователей, принимавших участие в семинаре таковыми причинами являются:
Сложная административная структура, нуждающаяся в демократизации.
Отсутствие женщин на высоких уровнях власти. Любое принципиальное и стратегическое решение принимается мужчинами.
Недостаток информационных курсов и учебных программ по вопросу гендерного равенства.
Недостаток информации о работе женских организаций в Санкт-Петербурге, в России и за рубежом.
Таким образом, организационная культура университетов в настоящий момент может рассматриваться с точки зрения взаимодействия мужского и женского начал. Интересной проблемой является культивирование и трансляция мужского и женского делового стиля во внутриорганизационных отношениях.
В целях определения жизненных стратегий и мотиваций поведения женщины в мужском социуме в ноябре – декабре 2002 года в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» (в дальнейшем - ЛЭТИ) были проведены социологические исследования, имеющие целью начало работы по формированию активной гендерной политики организации.
В частности рассматривались:
Влияние фактора пола на организационное поведение и деловые отношения
Наличие развитого полового самосознания.
Потребность в формировании в организации гендерной политики.
Объектом исследования явились студентки технических факультетов (первая целевая группа) и женщины, сделавшие в ЛЭТИ карьеру (вторая целевая группа). При формулировании вопросов анкет, а так же при анализе результатов исследовательская группа исходила из того, что университет выступает как классический мужской социум. Это выражается в преобладании мужчин в любой социально-профессиональной группе: в абсолютном преобладании мужчин в руководстве университетом, в господстве мужского делового стиля, в господстве мужского поведенческого стиля и мужских норм этикета и других характерных для мужского социума чертах. Кроме того, вертикаль власти в университете соответствует классической гендерной модели, а гендерная политика или то, что можно принять за гендерную политику, соответствует модели «унисекс», то есть современной модели. В задачи исследования входило подтверждение тезиса о мужском характере организационной культуры университета и выявление стратегий организационного поведения, используемых женщинами в данной среде.
Конкретная цель опроса первой целевой группы – определение самочувствия и полового самосознания девушек в мужском социуме.
Общеизвестны истины:
Девочки опережают мальчиков в интеллектуальном развитии вплоть до 14 лет.
Талант пробивается не всегда. В реализации больших способностей огромна роль образования и среды.
Неправомерно отождествлять высокий интеллект и высокие жизненные достижения.
Современное общество, все его институты, включая семью, среднюю и высшую школу, пронизано полоролевыми стереотипами – устоявшимися представлениями о женственности и мужественности, жестко предписывающими, как должны себя вести, выглядеть и какие особенности проявлять мужчины и женщины.
Интеллектуальные возможности и способности девушек в группах "технарей", где их единицы, и в группах "гуманитариев", где мало юношей, необходимо рассматривать отдельно. В группах студентов технических факультетов девушки играют отведенную им обществом роль: они менее способны и активны, более исполнительны и не так инициативны и ярки, как юноши. Существует несколько моделей интеллекта. Те из них, в которых интеллект определяется или как репродуктивный, или как креативный, в большей степени тяготеют к биологическим объяснениям половых когнитивных различий. Те, в которых разделяется интеллект врожденный и реализуемый или интеллект общий и функционально-операциональный, находят социокультурное объяснение тому факту, что женщины интеллектуально расположены к исполнению, воспроизведению и транслированию интеллектуальных ценностей, а мужчины – к их переосмыслению, отвержению и созданию нового.
"Левополушарные" формально-логические компоненты мышления так организуют любой знаковый материал, что создается строго упорядоченный и однозначно понимаемый контекст, преобладающий в человеческом сообществе. Эта однозначность характерна для мужчин. Может быть поэтому в группах технических факультетов девушки явно уступают юношам в интеллектуальном отношении.
Многочисленные исследования подтверждают детерменированность успешности деятельности в сфере информационных технологий гендерными факторами. В частности отмечается, что факторы, препятствующие успешной деятельности – эмоциональная неустойчивость, ориентация на контакты с людьми, – характерны для девушек / женщин, и, наоборот, для юношей/мужчин, успешно работающих с компьютером, общение и эмоциональная жизнь имеют не слишком большое значение, а возникающие проблемы преодолеваются интеллектуальным путем2.
Особенности когнитивных реакций, эмоциональных стилей проявляются в содержании и формах взаимоотношений юношей и девушек друг с другом, с преподавателем и в группе. Но поведение и тех и других в группе еще в большей степени подтверждает тезис о социокультурной детерминированности психологических и поведенческих различий. В любой группе девушки озабочены своим будущим относительно мужчин, а юноши – своим будущим в социально-экономическом плане. В любой группе юноши самоутверждаются за счет независимого поведения, критического отношения к реальности, активности в вопросах и дискуссиях. Отношения в группах между юношами четко корреллируются с уровнем интеллекта и социальной одаренности. У девушек отношения выражены неявно; имеют значение внешность, экономическая обеспеченность, соперничество за расположение подруги, юноши, преподавателя.
Развитие девочек, интеллектуальное и социальное в них, иногда определяются словами "исчезающая одаренность". Действительно, куда же с годами девается их преимущество, о котором упоминалось. Приходится констатировать, что "исчезающая одаренность" – результат социального насилия. Девочкам внушается, что они зависимы, в то время как для интеллектуального развития необходимы активность и самостоятельность. Учебники и учебные пособия ориентированы на мальчиков. В них фигурируют мальчики и мужчины в виде примеров и героев, они рассчитаны на левополушарный мужской интеллект, они написаны в основном мужчинами, то есть мужским языком. В обществе господствует предубежденное отношение к одаренным девочкам и в школе и со стороны родителей: “Почему она не мальчик? Зачем девочке такие способности? У нее мужской ум”. Вследствие этого у девочек формируется исключительная способность к социальной адаптации и маскирующая одаренность. На уровне же обыденного сознания у девочек культивируется доминирующая форма поведения – "дурочка", которая якобы приносит успех в социальной и личной жизни.
Таким образом, патриархальная культура закрепляется в системе высшего образования в форме доминирования мужского когнитивного стиля, жесткой связи половой принадлежности контингента учащихся со специальностью, сохранения стереотипов и иллюзий о различии общих способностей и успешности у мальчиков и девочек.
Обычный студент технического факультета – юноша, в когнитивном плане характеризующийся рациональностью и формализмом мышления. Исследователи выделяют несколько видов познавательных стилей – способов, посредством которых студент концептуализирует и обрабатывает информацию. Теоретически, можно выделить два класса когнитивных стилей: 1-й класс – стили мышления, опирающиеся на конкретный опыт и личное общение; 2-й класс – стили мышления, создающие символы и модели и оперирующие ими при решении задач. Практически, студенты используют оба варианта, но в различных комбинациях.
В коммуникативном и психологическом отношении студенты технических факультетов отличаются слабой риторикой, плохими манерами, отсутствием вкуса в одежде и во внешнем виде; самоуверенностью, критичностью и нетерпимостью, прямолинейностью в суждениях, ситуативностью в поведении. Для молодых людей характерна очень высокая степень типичности реакций, в частности, страх перед девочками, выражающийся в подростковом пренебрежении к ним. Девушки на технических факультетах отличаются агрессивно антифеминистскими взглядами. То есть они скорее готовы признать традиционное разделение сексуальных ролей или стиль "унисекс" в сознании и поведении, чем надеяться на признание мужчинами позитивного значения интеллектуальных различий полов и равенства женщин в творческой и ментальной сферах.
Анализ полученных результатов был проведен по нескольким комплексным проблемам.
Во-первых, это влияние фактора пола на мотивацию выбора специальности и образовательного учреждения. Полученные, в основном отрицательные ответы подтвердили нашу гипотезу, что сегодня девушки не имеют никаких дополнительных стимулов, чтобы стремиться учиться на технических факультетах. К сожалению, абсолютное большинство студенток даже не думает о том, чтобы в будущем делать служебную или профессиональную карьеру в сфере образования и науки.
Во-вторых, это самочувствие девушек на технических факультетах. В данном случае мы имеем дело с социальной группой, где абсолютное большинство – мужчины. Женщины в данной среде оказываются исключительным явлением и важно понять, какие жизненные стратегии они выбирают: использование полового фактора для закрепления своей исключительности или, наоборот, стремление следовать общим (мужским) правилам поведения.
Как показали результаты опроса, самочувствие девушек в мужских группах скорее хорошее. Они осознают себя полноправными членами группы. У абсолютного большинства отношения с мужской частью группы «дружественные». Самооценка у девушек нормальная.
Показательно, что девушки осознают, что и однокурсники и преподаватели формируют свое отношение к ним и свое организационное поведение в соответствии с классическим распределением ролей между мужчинами и женщинами. Девушкам помогают, их жалеют, до них снисходят, им завышают оценки. Характерно, что такое отношение устраивает студенток и делает их существование в мужской группе комфортным. То есть, восприятие студентки со стороны однокурсников и преподавателей сначала как женщины, а потом как специалиста, конечно неприятно, но выгодно и позволяет достичь желаемого результата (в образовательном процесса главный желаемый результат – это хорошая оценка).
Многие девушки в качестве доминирующего фактора своей будущей жизни выбирают семью как то пространство, в котором возможна реализация их личностных качеств. Те, кто выбирают карьеру, оговариваются в вопросе о женском счастье, что для них важно наличие любимого человека, который приобретает признаки материальной обеспеченности и социальной защиты. Треть опрошенных приписывает ему качества отца их будущих детей. Таким образом, роль жены и матери становится ценностью для девушки, ибо именно в этом она видит способ самореализации, возможность занять ту позицию, которая видится как чисто женская.
Стремление совмещения карьеры и семьи довольно таки понятно, так как это обусловлено тем экономическим положением, в котором на данный момент находится Россия. Изменения в жизни последних поколений влекут за собой и изменения жизненных целей. Но при этом все же сохраняется установка, что сфера женского пространства – «домашний очаг».
Отсюда и те качества, которые считаются присущими представителю мужского или женского пола. Так многие признали разницу делового мужского и женского стиля, приписав мужчинам больше жесткости, отсутствие гибкости, неспособность идти на компромисс. В то время как женщине присуще понимание представителей противоположного пола, быстрая ориентация в ситуации, способность логически оценивать последствия.
В итоге следует признать, что часть студенческой аудитории (девушки) не нацелена на получение знаний. Важным становится для нее процесс общения, как способ само репрезентации, как возможность маркировать себя и свое личностное пространство как женское. Женственность становится формообразующим фактором при построении своего языка общения, состоящего из визуальных кодов, направленных на прочитывание их со стороны мужской части группы. При этом данные знаки рассматриваются как самость, как личностная, никому более не присущая уникальность. Часто понятием «слабый пол» обозначается «женская сила», т.е. то, что дает возможность добиться определенных целей. Ориентируясь на данное понятие, девушки-студентки выстраивают такую линию поведения, которую от них ожидают, и ту, которую им навязывают. Студентки воспринимаются как менее значительная часть группы не только в количественном, но и качественном плане. Сами девушки менее сплочены в своих действиях. Они строят свою линию поведения индивидуально, заявляя себя как личность, требуя знаков внимания только для себя, причем их проявления каждая рассматривает как собственную победу. Завоевание мужчины выступает в качестве способа доказать самой себе свою состоятельность как женщины, обладающей внешностью и замечательными чертами характера, которые в дальнейшем будут способствовать ей при построении своего поведения в роли матери. Хотя, на самом деле поведение каждой строится в соответствии с определенным набором кодов, которыми они и пользуются. Таким образом, девушка-студентка репрезентирует модель женского поведения, которая приписывается женскому полу как необходимая. При этом важность персональных карьерных устремлений стирается по причине отсутствия оценки их как важных со стороны вуза и самой группы. Необходимо изменить саму среду, создать такую, которая позволила бы каждому студенту реализоваться не только в плане поведения соответственно гендеру, но и соответственно образовательным потребностям и научным интересам.
Таким образом, можно констатировать, что исключительное положение девушек в мужском социуме закрепляет в их сознании и поведении типично женские черты, заставляет приспосабливаться к мужскому поведению, делает культуру университета, как организации, тождественной мужской культуре социума.
Цель опроса второй целевой группы – определить круг проблем, связанных с профессиональным и служебным ростом женщин в университетской среде, в частности в СПбГЭТУ «ЛЭТИ». (Под «карьерой» понимается достижение определенной позиции в организации или профессии в соответствии с принятыми в них «табелями о рангах».) Целевая группа была ограничена женщинами – руководителями подразделений. Аргументация в пользу исследования сознания и поведения этой группы женщин заключалась в том, что данная группа исключительна по удельному весу, возрастной, ментальной, культурной и профессиональной разнородности, является носителем женского менеджмента, женского делового стиля и женского поведенческого стиля в корпоративной культуре университета. При анализе ответов нашей целевой группой необходимо иметь в виду, что в соответствии с доминирующими в обществе и в российской деловой культуре полоролевыми стереотипами признание влияния полового фактора на карьерный и профессиональный рост означает признание существования в организации половой сегрегации, признание в собственной неполноценности или влияния личных отношений на деловые. Поэтому при прямых вопросах о влиянии пола на карьеру и отношения на работе мы получаем отрицательные ответы, а при косвенных – полное подтверждение нашей гипотезы о ЛЭТИ как форме существования мужского социума. Тем не менее даже в этих условиях 7 женщин из 31 – ой отметили, что пол осложнил их движение по карьерной лестнице. Выбор ответов: а) На этой должности хотели видеть женщину. – 5; г) Люди предпочитают мужчин – начальников. – 4 – означает, что фактор пола неявно присутствует при назначении руководителя, а это подрывает тезис о меритократической основе формирования властных структур в организации.
Половое самосознание женщин – руководителей развито с точки зрения своего отношения к миру, и в неявной форме существует как рефлексия отношения мира к себе. Половое самосознание или половая идентичность включает в себя рефлексию по поводу своего соответствия биологическому полу и гендерной роли, а так же отношения социума, в том числе противоположной половой группы к себе как к половой определенности. Половое самосознание в своей первой части в норме предполагает единство трех установок: «Я знаю, то я женщина / мужчина»; Я чувствую себя женщиной / мужчиной»; «Я веду себя как женщина / мужчина». Во второй составляющей развитое половое самосознание означает рефлексию по поводу степени влияния своей половой принадлежности на отношение окружающих, в том числе на отношение, культивируемое социумом, в социальной, профессиональной и частной сферах.
Половое самосознание женщин второй целевой группы отчетливо проявляется в ответах на вопросы о связи половой идентичности и организационного поведения. На вопрос: «Ощущаете ли Вы себя женщиной на рабочем месте?» - Положительный ответ дали 28 из 31 отвечавших.
Что значит, ощущать себя женщиной на рабочем месте? Стоит внимательно посмотреть на распределение вариантов ответов.
Собираясь на работу, я думаю о том, как буду выглядеть. - 18
Я стараюсь сохранить со всеми хорошие отношения. - 17
Я проявляю внимание к окружающим. - 17
Мое состояние здоровья и внешний вид замечают окружающие. – 14
Я стараюсь вести себя как хозяйка. - 12
Мужчины делают мне комплименты. – 12
Анализ распределения выбранных женщинами-руководителями вариантов ответов показывает, что фактор пола (беспокойство по поводу внешности и отношений с окружающими – типичные черты женской психологии) не зависит от возраста и статуса, а, следовательно, является доминантой, определяющей поведение данной целевой группы на работе. Следует так же отметить, что университет как мужской социум способствует проявлению черт, типичных для женского менеджмента, что в целом позитивно влияет на психологический климат в организации. Недавно в средствах массовой информации промелькнуло сообщение о результатах комплексного социологического исследования, проведенного в Великобритании. В них содержатся утверждения, что женщины – руководители по мнению большинства опрошенных формируют более комфортную организационную среду и климат, нежели мужчины. Они больше внимания уделяют личности и личным проблемам работников, более серьезно относятся к человеческим отношениям на работе, ведут себя «как хозяйки». Это опровергает часто появляющиеся утверждения, что женщин- руководителей не любят и не хотят. Скорее всего истина посередине, поскольку предубеждение против женщин – начальников относится к наиболее устойчивым половым стереотипам. Но Великобритания при широко разрекламированном консерватизме ее граждан оказывается весьма прогрессивной в гендерном отношении страной. Именно здесь появились первые женщины – священнослужители, первая женщина – капитан корабля, первая женщина – телохранитель королевской семьи.
Весьма характерным для женщин и прогнозируемым для университета является комплекс ответов женщин – руководителей на вопросы о связи фактора пола и внутриорганизационных отношений. Мы пытались определить, влияет ли фактор пола на отношение коллег, подчиненных, начальников, осознают это женщины или нет, готовы ли они признать это влияние.
В выборе вариантов ответов и их распределении отражается уже отмеченный, культивируемый полоролевыми стереотипами страх перед оппозицией мужского и женского и страх перевода деловых отношений в личные. Признание влияния пола на внутриорганизационные отношения (положительный ответ) влечет за собой ряд вопросов с неопределенными и вероятно неприятными ответами. Как он ко мне относится как к женщине. Почему он не относится ко мне как к женщине и так далее. Положительные ответы на поставленные вопросы свидетельствовали бы о переносе отношений в сферу, неконтролируемую женщинами. В принципе распределение ответов подтверждают заложенную в вопросах гипотезу о постоянном присутствии фактора пола в гетерогенных коллективах и коррекции любого внутриорганизационного поведения личности в соответствии с полоролевыми практиками. В положительных ответах прослеживается и ярко выраженное ощущение демонстрации мужского превосходства. При условии, что абсолютное большинство опрашиваемых женщин имеют непосредственным начальником мужчину – это ощущение безусловно негативно сказывается на их активности, инициативности и эффективности всей работы.
Не все женщины целевой группы являются преподавателями. На вопрос: « Если Вы – преподаватель, то влияет ли Ваш пол на отношение к Вам студентов?» - осознанно (положительно и отрицательно) ответили 16 человек. Важно отметить, что женщины – преподаватели являются носителями более высокой, по сравнению с мужчинами культуры общения, они больше придают значение манерам, исполнительности и тщательности работы, внешнему виду. Кроме того, женщины-преподаватели выполняют неявную воспитательную функцию – оказываются объектом доверительных бесед, советчиками в личных вопросах и так далее. Для студенток женщины – преподаватели, к тому же имеющие научные степени и звания, выполняют роль образцов, моделей поведения.
Для понимания сознания и поведения женщин, делающих служебную и профессиональную карьеру, очень важны ответы на вопрос: «Считаете ли Вы себя похожей на других женщин, сделавших карьеру в «ЛЭТИ»?» Большинство (19) опрошенных выбрали вариант: «Нет, все люди разные». Выбранный ответ исключительно характерен для женского сознания, которое не только постоянно абсолютизирует свою исключительность, но и обусловливает поведение, направленное на демонстрацию и культивирование собственной исключительности.
На самом деле даже беглый взгляд на данную целевую аудиторию выявляет сходство.
Это женщины, работающие в организации, представляющей собой мужской социум.
Это амбициозные женщины, добившиеся определенного положения в университете и стремящиеся его сохранить и упрочить.
Большинство этих женщин обладают лидерскими наклонностями и все - организаторскими способностями.
Это женщины – хозяйки по стилю своего организационного поведения.
Женщины, ценящие отношения и стремящиеся их устанавливать, налаживать и сохранять
Это женщины сознательно разделяющие мужской и женский деловой стили.
Это женщины, отдающие себе отчет в своей женственности и следящие за своей внешностью.
Можно утверждать, что именно женщины такого типа в современной деловой культуре являются носителями женского менеджмента и эффективной коммуникации. Для сравнения можно взять материал, опубликованный в газете «Комсомольская Правда» от 29 ноября 2002 года «Красавицы при власти», о женщинах – заместителях министров в Правительстве Российской Федерации. Ко всем описываемым в статье женщинам относятся следующие утверждения:
Молодые, амбициозные, деловые и красивые женщины украшают любое властное подразделение.
Они являются первыми заместителями мужчин, но не в смысле их двойниками, а в смысли главными помощниками.
Их женственность / внешность являются важной характеристикой их имиджа и для них и для их подразделения.
Судя по отдельным высказываниям «Красавиц» не смотря на состоявшуюся карьеру и попытки элиминировать фактор пола, он все равно остается, хотя бы в качестве их исключительного положения во властных структурах.
Организации, какими бы разными они не были, утверждают себя как мужской мир. Женский руководящий персонал вынужден бороться с культурными барьерами в виде полоролевых стереотипов и предрассудков, которые отказывают им в легитимации их претензий на руководство. Политика равноправия и другие, нацеленные на гендерную симметрию деловые и организационные стратегии выявляют противоречия в институциональных структурах и культурах, сокрытием которых эти структуры ранее занимались. Женщины-руководители, как и стратегии достижения равноправия, выступают в культуре организации катализаторами, вызывая очередное проявление в отношении себя явных и латентных ожиданий женственности со стороны окружения, в котором доминируют мужчины.
С нашей точкой зрения совпадает позиция С.М. Моора о возможностях использования типических женских черт для организации своего дела и управленческой деятельности. Автор отмечает несоответствие между реальным положением и социально-психологическим самочувствием женщины в России и теоретическим возможностями и способностями женщин в руководстве бизнесом. В соответствии с проведенными исследованиями автор констатирует, что женщины предприниматели ощущают дискомфорт и дискриминацию в социально-психологическом плане. «Женщина – предприниматель живет в постоянном страхе оказаться не соответствующей занимаемой должности, быть слишком сентиментальной, доброй, снисходительной, проявить «женскую ислабость».9 То есть женщина воспринимает традиционный для нее поведенческий сценарий как неполноценный и неэффективный; она пытается вопреки своим родовым характеристикам действовать в мужском социуме как мужчина, что делает ее маргиналом, обреченным на неудачу, или на успех только в пограничных сферах деятельности. С другой стороны предпринимательство требует динамического соединения традиционных мужских и женских жизненных поведенческих сценариев. Так исследователи отмечают, что успехов добиваются руководители, сочетающие в себе: независимость, склонность к риску, интенсивность деятельности (мужской деловой стиль) и умение приспосабливаться к изменениям, готовность к обмену опытом, внимание к качеству межличностных отношений (женский деловой стиль).
Университет как организация является типичной формой институализации мужского социума. Это выражается в структурном преобладании мужчин во всех социально-профессиональных группах и в большинстве подразделений; в абсолютном доминировании мужчин во властных структурах, в доминировании мужского делового стиля и мужских норм и правил коммуникации в организационном поведении. Кроме этого, можно отметить такие типичные черты мужского социума как: приоритет деятельности по сравнению с человеческими отношениями; приоритет результатов над содержанием процессов; приоритет глобальных решений над проработкой деталей; пренебрежение к комфорту и этикету. В университете нет разработанной гендерной политики. В неявном виде гендерная политика руководства выражается в политике гендерной ассиметрии (в пользу мужчин) при распределении ролей и политики «унисекс» в распределении функций.
В то же время, как позитивный факт можно отметить возрастание количества женщин-руководителей, улучшение условий труда, усиление внимания к корпоративной культуре и корпоративной этике. Отношение к женщине, сделавшей карьеру, как к исключительному явлению, бесспорно повышает самооценку и эффективность работы этой группы женщин; но объективно не способствует увеличению их числа. Закрепление за организационной культурой университета типических мужских черт заставляет женщин в процессе карьерного роста выбирать между двумя жизненными стратегиями: использовать мужской деловой стиль в ущерб своему женскому началу или использовать женский деловой стиль и постоянно ощущать унизительное влияние пола на свой служебный и карьерный рост.
Проведенные исследования позволяют высказать некоторые предварительные рекомендации по коррекции кадровой политики в техническом университете. Необходимо определение стратегий привлечения девушек – абитуриенток на учебу в технические вузы. Кроме того, перспективная кадровая политика может включать в себя программы поиска и поддержки талантливых и социально одаренных студенток, магистранток, аспиранток с целью формирования у них потребности в самореализации в области научной и педагогической деятельности.
В отношении профессионального и служебного роста женщин – преподавателей и сотрудников следует иметь в виду, что в европейских странах вырабатываются специальные программы равных возможностей в целях усиления влияния женщин во всех сферах общественной жизни. Наш северный сосед - Швеция признана лучшей страной в Европе в реализации принципов гендерного равенства. На современном этапе гендерное равенство предполагает, что различие в степени занятости мужчин и женщин незначительно; нет резких различий и в оплате труда. В то же время обществом и государством предпринимаются специальные усилия по ликвидации дифференциации рынка труда по половому признаку и организации специальной поддержки женщины в сфере семьи и домашнего хозяйства.
Программы равных возможностей предполагают специальный поиск и поддержку амбициозных и одаренных женщин, а так же социальные программы, облегчающие карьерный и профессиональный рост женщине. Гендерная политика организации в этом случае строится по принципу гендерной ассиметрии в пользу женщин, то есть с учетом специфики женской занятости, женских обязанностей и женской психологии. В сфере образования и в учреждениях высшего профессионального образования женщины выступают носителями культуры коммуникаций и хранителями традиций, то способствует развитию корпоративной культуры, профессионального и общечеловеческого этноса, эффективной межкультурной коммуникации между поколениями.
Психосоциальная проблема заключается в том, признается ли различие мужского и женского делового стиля как объективная данность, или предполагается, что есть «правильный» и «неправильный» стиль поведения на работе. В деловом общении стиль «унисекс» означает, что женщина должна отказаться от своей манеры кокетничать, флиртовать, обижаться и плакать, в то время как мужчина сохраняет право на жесткий стиль, игру по правилам, ненормативную лексику, безразличие к чувствам партнера. Как это не печально, выход видится только в изменении поведения деловой женщины. Мужчины не способны изменяться. Следовательно, понимая мужчину, сохраняя преимущества своего восприятия мира, женщина должна отказаться от отрицательных черт своей психики и поведения и воздействовать на мужчину и мужской мир с помощью женской силы: мудрости, гибкости и коммуникабельности, любви и заботы, готовности к самопожертвованию.
Деловые отношения мужчины и женщины во многом определяются отечественными стереотипами. В Советском Союзе государство было важнее семьи, успехи на работе выше домашнего уюта, а мужской мир значил больше самого мужчины. Государство регулировало соотношение мужчин и женщин во всех сферах общественной жизни: на производстве, в партии, выборных государственных органах, в числе награждаемых и посылаемых за границу. В отечественных СМИ иногда с иронией говорят о советских женщинах, которые работали в шахтах, на лесоповале, и т.д. Но в газетах появляются объявления о первой в мире женщине – капитане корабля или о первой женщине – водителе троллейбуса в мусульманском мире или о женщине – телохранителе британского премьера. Получается, что во многих странах мира женщины еще пытаются добиться тех прав и возможностей, которые были в СССР. В современной России у безработицы женское лицо, у политики – лицо мужское. Новые социальные лифты несут наверх только жен «новых русских» и содержанок всех мастей. Мужской мир не распахивает двери перед деловой женщиной, и поэтому она ищет не только свой деловой стиль, но и свой внешний облик.
Материалы к разделу. "Протокол и этикет" № 4 (13) / 2003-08-08
Работающие женщины в США.
В настоящий момент женщины составляют 47% рабочей силы в США. 93% сиделок. 82,5% учителей начальной школы. 58,8% бухгалтеров и аудиторов.
Женщины составляют 70% частично занятых работников.
6% женщин в США владеют собственным бизнесом. 28% американских фирм возглавляются женщинами. В компаниях, возглавляемых женщинами кадровый состав более сбалансирован по половому признаку нежели в компаниях, возглавляемых мужчинами (52% женщин и 48% мужчин или 38% женщин и 62% мужчин.) В возглавляемых женщинами фирмах чаще практикуется гибкий график. Дополнительное обучение. Активнее работают в сфере благотворительности.
Подсчитано, что к 2027 году в советах директоров 500 лучших компаний будет достигнуто равенство полов.
Лекция
Внешность делового мужчины и деловой женщины. Психология делового общения и мода.
Тело и внешность
Уже неоднократно говорилось о том, что внешняя привлекательность имеет разное значение для мужчины и женщины. Женская красота является всеобщим достоянием, ее превозносят, ей поклоняются, красивая женщина ничего больше не должна, она просто существует для того, чтобы другие могли полюоваться ею. Мужская красота является добавлением к другим достоинствам мужчины, если их нет. Окружающие бывают сильно разочарованы. Уродство женщины, как правило. Уничтожает ее как женщины; в то время как уродство мужчины может быть компенсировано другими качествами.
Наша внешность имеет две составляющие: то, что дано от природы - рост. Цвет глаз и волос, пропорции фигуры; и то, что мы сами делаем - прическа. Макияж. Одежда. Естественность или искусственность внешнего облика. Ухоженность и продуманность.
Стили одежды: классический, романтический, спортивный
Стиль "унисекс" В последнее время в модных журналах рекламируется стиль «унисекс», якобы снимающий проблему половых различий. На самом деле стиль «унисекс» в одежде означает доминирование некоторых форм, общих для мужчины и женщины конца ХХ века: свитера, брюк, кроссовок. Мужчины пока еще не стали носить юбку или бюстгалтер, а женщины – ботинки и носки, хотя отдельные модельеры уже привнесли эти идеи в свои коллекции. Но они не жизненноспособны. Секрет в том, что мужская одежда более приспособлена для деятельности, и поэтому, более привлекательна для обоих полов.
Психолог Макс Люшер считал, что по тому, как люди одеваются, можно определить их основные ценности в общественной и личной жизни. Поклонники классического стиля стремятся к успеху – карьере и достатку, адепты традиционного стиля ценят организацию, фирму, команду; те, кто одевается оригинально, стараются подчеркнуть этим свою индивидуальность; а экстравагантная одежда свидетельствует о нежелании нести ответственность, об абсолютизации свободы.
:При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать изменения в культуре отношения к одежде и внешности, закономерности восприятия внешнего облика, моду и специфику атмосферы делового общения. Все эти факторы образуют весьма противоречивую картину норм и правил деловой одежды для мужчины и для женщины. Во-первых, в ХХ веке осталось мало атрибутов внешнего вида, напрямую подчеркивающих принадлежность мужчины или женщины к определенному социальному или профессиональному слою. Конечно, монархи иногда одевают корону, ученые – профессорские мантии, а артисты – фраки. Но в обычной жизни принцы и инженеры носят костюмы, а королевы и продавщицы – шляпки. В одном из рассказов об отце Брауне Честертон обыгрывает ситуацию, в которой официанта не отличишь от джентльмена по одежде. Таким образом, одежда делового человека отличается не какими-то конкретными деталями, а общим стилем. Существуют два принципиальных подхода к своей внешности: ««Мне наплевать, как я сегодня выгляжу»» и ««посмотрите на меня!» Имиджмейкеры говорят, что первое должно быть тщательно продумано, как и второе, но у обычного человека первое получается само собой. Современная мода часто абсолютизирует свободу личности. Говорят и пишут, что все зависит от возраста, от наличия или отсутствия иллюзий, от состояния нервов и кошелька. ( Характерно, что для женщин возраст все-таки упоминается первым.) Моды якобы вообще нет, а есть только настроение. Главный принцип комплектования вещей – свобода. Комфорт важнее тщательности, естественность предпочтительнее всего, а чувство цвета и умение создавать образ ценятся на вес золота. В начале 90-х годов в мире, например, распространился «стиль Лондонских девушек», в котором самым главным было смешение ветхого и нового в правильных пропорциях. «Стиль Лондонских девушек» предполагал, что грубая реальность жизни требует равнодушия к своему внешнему виду. Небрежно одетая дама – на самом деле продуманный и модный вид, одновременно демонстрирующий ироническое отношение к себе и надежду только на себя. В конце 90-х заговорили о том, что тип победительной, агрессивной красоты уходит в прошлое; в моде – «странная женщина» неопределенного, «неправильного» вида, «неправильно» одетая. Для моды конца ХХ века характерен и стиль «Гранж»: женщина, выбитая из колеи, хаос в ее одежде отражает смятение в жизни. Тема «бега и бегства» после войны в Персидском заливе и начала югославского кризиса господствовали на подиумах. Но не только он. Появляется и новая героиня – горожанка до мозга костей. Она ходит на высоких каблуках и в руках носит кожаную сумку в цвет туфель. Это тщательно одетая, пунктуальная, холодная и спокойная женщина без иллюзий и национальных примет. Ведущий стиль времени требует чувства меры и чувства юмора.
Можно ли переносить принципы и образы высокой моды на деловую одежду? Качества, которые ценятся в деловом партнере: надежность, основательность, ум, достаток, уважение к своим партнерам. Все это легче увидеть в аккуратном костюме с тщательно и со вкусом продуманными аксессуарами, в привлекательном макияже и в отсутствии экстравагантных деталей. Классический костюм – евростандарт женской и мужской деловой одежды объявлялся устаревшим множество раз, и все-таки именно он оказывается оптимальной формой для Вашей внешности на работе.
Любые правила могут оспариваться, тем не менее есть некоторые ограничения, которые лучше соблюдать деловой женщине при подборе одежды.. Не следует подражать мужчинам. Не нужно преувеличивать собственную привлекательность. Не следует бездумно следовать моде. Одежда, аксессуары и макияж должны быть тщательно продуманы. Существует несколько распространенных ошибок деловых женщин при выборе своей ролевой одежды. Первая: материальный достаток приводит к появлению в ЕЕ гардеробе очень дорогих вещей. Коллектив не принимает и осуждает начальницу. Вторая: ОНА не меняет свой гардероб, остается «одной из нас». Отсутствие дистанции отрицательно сказывается на работе. Третья: игнорирование полового фактора. Потеря женственности грозит немедленной потерей эффективности руководства. При этом необходимо учитывать, что, например, женщину в мини-юбке мужчина находит женственной и привлекательной, а женщину в узкой длинной юбке он воспринимает как холодную и высокомерную Четвертая: неумение подбирать украшения, злоупотребление бижутерией. Отсутствие вкуса воспринимается как недостаток ума. Таким образом, деловая женщина может использовать стиль «секси», стиль «свой парень», стиль «мне наплевать, как я сегодня выгляжу», но не может не думать о своей внешности. о соответствии впечатления, которое она хочет произвести, тому, которое действительно производит.
Для мужчин аксиом, правил и норм в подборе деловой одежды значительно меньше. Очевидно, что стричься нужно у парикмахера, ботинки чистить каждый день и содержать руки в порядке. Многие деловые мужчины не придают значения тому, как они одеты. То ли они преувеличивают свою привлекательность, то ли не понимают роли внешнего облика в общении. Психологи отмечают, что в мужском внешнем облике мы обязательно воспринимаем общий стиль, свидетельствующий о модели мужественности, принятой его обладателем, степень ухоженности – характеристику образа жизни, цветовую гамму, создающую представление о доминирующих личностных комплексах.
Мужской костюм зародился в 18 веке. в виде единого комплекта пиджака и брюк. К 90 – м годам 19 века костюм становится основной формой деловой одежды. Общие требования к внешнему виду мужчины: деловитость, уверенность в себе, надежность, элегантность и изящество. Одеваясь на работу, следует помнить, что в то время как жесткий спортивный стиль уже не так актуален, мужская женственность приветствуется, классический стиль всегда свидетельствует о хорошем вкусе его обладателя.. Трехдневная небритость часто входит в моду, но нельзя не учитывать, что Ваш начальник или Ваш партнер может воспринять это как знак неуважения к себе.
В 1989 году ЮНЕСКО проводила международное исследование, в ходе которого выяснилось, что во все мире люди в одежде предпочитают одинаковые цвета: мужчины – консервативные, женщины - яркие, а дети - игривые. Большинство цветов не имеет существенных «половых» признаков. Выбираем ли мы цвета, соответствующие нашей природе, или те, которым мы хотим соответствовать? Например, женщины отдают предпочтение прохладным цветам, в частности светло- голубому; а мужчины – теплым: красному, желтому, оранжевому. В этом случае, считается, что женщины хотят добавить себе рациональности, а мужчины теплоты. Розовый цвет считается типично женским, а голубой – типично мужским. Для деловой одежды предпочтительнее сине-коричневая и серая гамма. Замечено, что сочетание коричневых и синих тонов придает внешнему облику солидность и авторитетность. Синий цвет успокаивает и внушает доверие, коричневые тона свидетельствуют о Вашей основательности, а серый цвет подчеркивает Вашу индивидуальность. Серый цвет нейтрален, он не вызывает никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. Предпочтение темно-серого цвета цветоаналитическая психология связывает с наличием потребности в телесном и духовном удовлетворении, средне – серого – со стремлением к стабильности и порядку, светло-серого – с готовностью к переживаниям и желанием контакта с окружающими. Серый цвет способствует внутренней стабильности, снижает утомляемость и в то же время несколько отгораживает нас от окружающих. Так что столь частое предпочтение мужчинами костюмов серых цветов неслучайно, оно соответствует их внутреннему настрою на эмоциональную замкнутость, порядок и рациональный риск в делах. Яркие цвета, разумеется, привлекают внимание, но и возбуждают, провоцируют на агрессию. Так мужчина в черном костюме и белой рубашке воспринимается резким, напористым, упрямым, прямолинейным.
Борьба мужчин с галтуком.
Встречи "без гастуков", "без пиджаков".
- Философия и психология пола и возраста.
- Введение.
- Лекция 1 Философские представления о мужском и женском начале в третьем тысячелетии.
- Несколько возрастов женщины.
- Выводы.
- Лекция .
- Лекция 4.
- Мужчина и стресс.
- Женщина и стресс.
- Выводы:
- Выводы.
- 70 – Годы – появление противозачаточных таблеток ознаменовало начало сексуальной революции.
- 90- Годы. – затухание сексуальной революции и возрождение консерватизма в сексуальных установках.
- Выбор сексуальной роли: активность и пассивность в отношении с другим.
- Пол и права человека.
- Насилие вообще
- Лекция 6.
- Деловой мужчина и его комплексы:
- Деловая женщина и ее комплексы :
- Отношения мужчин и женщин в процессе делового общения:
- Выводы.
- Литература