logo search
раздел 1

17 Факторы, условия и закономерности психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития.

Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем – возрастной психологии.

В отечественной психологии Иван Михайлович Сеченов впервые сформулировал задачу специального изучения индивидуального развития человека, превратив тем самым онтогенез человека в самостоятельную проблему науки. Развитие – система необратимых качественных изменений, системообразование, т.е. изменение межфункциональных связей в системе, приобретение индивидуального опыта, овладение общечеловеческим опытом.

Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые постепенно направляют ход развития и определяет конечный результат. Ведущими факторами развития человека являются наследственность, раскрывающаяся в процессе созревания организма, среда, воздействующая на человека в процессе социализации, и собственная активность человека.

Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, а фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.

Закономерности возрастного развития сводятся к ряду положений, отражающих целостный методологический взгляд на сущность психического развития в онтогенезе. К закономерностям относят:

1.

всевозрастное развитие, т.е. процесс качественного онтогенетического развития происходит в течение всей жизни.

2.

многонаправленность, т.е. значительная вариативность в направлении изменений даже в пределах одной сферы развития.

3.

развитие как «приобретение и потери», т.е процесс возрастного развития включает в себя линии прогресса и регресса.

4.

неравномерность – т.е. разные функции и качества достигают своего максимального развития в разном возрасте.

5.

пластичность, т.е. в зависимости от условий жизни и опыта человека его развитие может принимать различные формы.

6.

интеграция, т.е. по мере возрастного развития психика человека приобретает все большую цельность, единство, устойчивость, постоянство.

7.

историко-культурная обусловленность, т.е. неразрывная связь онтогенетического развития с социокультурными условиями исторического периода.

Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом. Выготский в работе «Проблема возраста» дал исчерпывающую критику существующих периодизаций, сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию. Он указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и объективным. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям.

К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. К этой группе относится филогенетическая периодизация детства, предлагаемая Гетчинсоном.

от рождения до 5 лет – «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;

от 5 до 11 лет – «стадия охоты и захвата». У детей появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

от 8 до 12 лет – «пастушеская стадия». Дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Заводят домашних животных, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать;

от 11 до 15 лет – «земледельческая стадия». Появляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей зарождаются наблюдательность и осмотрительность;

от 14 до 20 лет – «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.

Ко второй группе относят попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его периодизации. Типичным примером служит попытка Павла Петровича Блонского расчленить детство на эпохи появления и смены зубов.

Беззубое детство длится до прорезывания всех молочных зубов (от 8 мес. до 2-2,5 лет).

Молочнозубое детство продолжается до начала смены зубов (приблизительно до 6,3 лет).

Наконец, постояннозубое детство заканчивается появлением третьих задних коренных зубов (зубы мудрости).

Третья группа попыток периодизации детского развития и связана со стремлением выделить существенные особенности самого детского развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Наиболее близко к построению периодизации такого типа подошел А. Гезелл, представивший динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста.

Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутренних закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст. Критериями психического развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социальной ситуации развития; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов).

1.

кризис новорожденного;

2.

младенчество (2 месяца — 1 год) ;

3.

кризис одного года;

4.

раннее детство ( 1 — 3 года) ;

5.

кризис трех лет;

6.

дошкольный возраст (3 — 7 лет) ;

7.

кризис семи лет;

8.

школьный возраст (8—12 лет) ;

9.

кризис 13 лет;

10.

пубертатный возраст (14—17 лет) ;

11.

кризис 17 лет.

Алексей Николаевич Леонтьев полагал, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений и ведущая деятельность.

младенчество (0-1 год);

преддошкольный возраст (2-3 года), овладение элементарными предметными действиями;

дошкольное детство (3-7 лет), сюжетно-ролевая игра;

школьное детство (7-17 лет) с учебной деятельностью как ведущей, включающее младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет).

Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:

1.

Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);

2.

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);

3.

Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).

Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

1.

Младенчество (от рождения до одного года жизни) эмоциональное общение;

2.

Раннее детство (от 1года до 3-х лет) предметно-манипулятивная деятельность;

3.

Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) ролевая игра;

4.

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);

5.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) учебная деятельность;

6.

Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет) интимно-личностное общение;

7.

Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет) учебно-профессиональная деятельность.

Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.

В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей – такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные.

1.

Основополагающая вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);

2.

Автономность против стыда и сомнений (2-3 года);

3.

Инициатива против вины и сомнений (3-5 лет);

4.

Дружелюбие против неполноценности (6-11 лет);

5.

Личностная идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);

6.

Близость против одиночества (19-25 лет);

7.

Продуктивность против застоя (25-50 лет);

8.

Цельность против отчаяния (от 50 лет).