17 Факторы, условия и закономерности психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития.
Идея развития вошла в психологию под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина и легла в основу формирования детской, а затем – возрастной психологии.
В отечественной психологии Иван Михайлович Сеченов впервые сформулировал задачу специального изучения индивидуального развития человека, превратив тем самым онтогенез человека в самостоятельную проблему науки. Развитие – система необратимых качественных изменений, системообразование, т.е. изменение межфункциональных связей в системе, приобретение индивидуального опыта, овладение общечеловеческим опытом.
Условия психологического развития определяют собой внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые постепенно направляют ход развития и определяет конечный результат. Ведущими факторами развития человека являются наследственность, раскрывающаяся в процессе созревания организма, среда, воздействующая на человека в процессе социализации, и собственная активность человека.
Действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, действие фактора среды (общества) – в социальных свойствах личности, а фактора активности – во взаимодействии двух предшествующих.
Закономерности возрастного развития сводятся к ряду положений, отражающих целостный методологический взгляд на сущность психического развития в онтогенезе. К закономерностям относят:
1.
всевозрастное развитие, т.е. процесс качественного онтогенетического развития происходит в течение всей жизни.
2.
многонаправленность, т.е. значительная вариативность в направлении изменений даже в пределах одной сферы развития.
3.
развитие как «приобретение и потери», т.е процесс возрастного развития включает в себя линии прогресса и регресса.
4.
неравномерность – т.е. разные функции и качества достигают своего максимального развития в разном возрасте.
5.
пластичность, т.е. в зависимости от условий жизни и опыта человека его развитие может принимать различные формы.
6.
интеграция, т.е. по мере возрастного развития психика человека приобретает все большую цельность, единство, устойчивость, постоянство.
7.
историко-культурная обусловленность, т.е. неразрывная связь онтогенетического развития с социокультурными условиями исторического периода.
Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом. Выготский в работе «Проблема возраста» дал исчерпывающую критику существующих периодизаций, сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию. Он указывал, что признак, на основании которого можно отличить одну эпоху детства от другой, должен быть: показательным для суждения об общем развитии ребенка; легкодоступным для наблюдения и объективным. Все схемы периодизации он разделил на три группы по их теоретическим основаниям.
К первой группе относятся попытки периодизации детства не путем расчленения самого хода развития ребенка, а на основе ступенчатообразного построения других процессов, так или иначе связанных с детским развитием. К этой группе относится филогенетическая периодизация детства, предлагаемая Гетчинсоном.
от рождения до 5 лет – «стадия рытья и копания». В этот период дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
от 5 до 11 лет – «стадия охоты и захвата». У детей появляются агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
от 8 до 12 лет – «пастушеская стадия». Дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Заводят домашних животных, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать;
от 11 до 15 лет – «земледельческая стадия». Появляется интерес к погоде, явлениям природы, а также любовь к садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей зарождаются наблюдательность и осмотрительность;
от 14 до 20 лет – «стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека». В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться различными предметами.
Ко второй группе относят попытки, которые направлены на выделение какого-нибудь одного признака детского развития как условного критерия для его периодизации. Типичным примером служит попытка Павла Петровича Блонского расчленить детство на эпохи появления и смены зубов.
Беззубое детство длится до прорезывания всех молочных зубов (от 8 мес. до 2-2,5 лет).
Молочнозубое детство продолжается до начала смены зубов (приблизительно до 6,3 лет).
Наконец, постояннозубое детство заканчивается появлением третьих задних коренных зубов (зубы мудрости).
Третья группа попыток периодизации детского развития и связана со стремлением выделить существенные особенности самого детского развития. Именно они позволили бы ответить на вопросы, что, как, почему, в каком направлении изменяется. Наиболее близко к построению периодизации такого типа подошел А. Гезелл, представивший динамику детского развития как процесс постепенного замедления роста.
Выготский, стремясь реализовать принцип учета внутренних закономерностей развития, предложил в качестве «единицы» развития рассматривать психологический возраст. Критериями психического развития являются: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение социальной ситуации развития; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации — возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов).
1.
кризис новорожденного;
2.
младенчество (2 месяца — 1 год) ;
3.
кризис одного года;
4.
раннее детство ( 1 — 3 года) ;
5.
кризис трех лет;
6.
дошкольный возраст (3 — 7 лет) ;
7.
кризис семи лет;
8.
школьный возраст (8—12 лет) ;
9.
кризис 13 лет;
10.
пубертатный возраст (14—17 лет) ;
11.
кризис 17 лет.
Алексей Николаевич Леонтьев полагал, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений и ведущая деятельность.
младенчество (0-1 год);
преддошкольный возраст (2-3 года), овладение элементарными предметными действиями;
дошкольное детство (3-7 лет), сюжетно-ролевая игра;
школьное детство (7-17 лет) с учебной деятельностью как ведущей, включающее младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет).
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
1.
Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
2.
Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
3.
Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
1.
Младенчество (от рождения до одного года жизни) эмоциональное общение;
2.
Раннее детство (от 1года до 3-х лет) предметно-манипулятивная деятельность;
3.
Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) ролевая игра;
4.
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
5.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) учебная деятельность;
6.
Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет) интимно-личностное общение;
7.
Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет) учебно-профессиональная деятельность.
Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.
В основу периодизации Э. Эриксона положен эпигенетический принцип. Быть самим собой и для себя и для значимых других людей – такова движущая сила развития в периодизации Э. Эриксона. В каждом возрастном периоде происходит расширение и изменение системы значимых отношений. Развитие новых отношений побуждает человека определить свой жизненный выбор, и направление этого выбора определяет основные новообразования возраста и сам характер этих новообразований: позитивные они или деструктивные.
1.
Основополагающая вера против безнадежности (от 0 до 2 лет);
2.
Автономность против стыда и сомнений (2-3 года);
3.
Инициатива против вины и сомнений (3-5 лет);
4.
Дружелюбие против неполноценности (6-11 лет);
5.
Личностная идентичность против ролевого смешения (12-18 лет);
6.
Близость против одиночества (19-25 лет);
7.
Продуктивность против застоя (25-50 лет);
8.
Цельность против отчаяния (от 50 лет).
- 1 Понятие о процессах непосредственного познания. Закономерности ощущения и восприятия. Их развитие в онтогенезе. Методы изучения и диагностики особенностей непосредственного познания человека.
- 2 Виды и формы мышления. Их развитие в фило- и онтогенезе. Изучение и диагностика мышления. Нарушения мышления в детском возрасте и их коррекция.
- 3 Процессы опосредованного познания. Высшие психические функции и их развитие в онтогенезе в свете культурно-исторической концепции л.С. Выготского.
- 4 Мыслительные действия и операции. Их развитие в онтогенезе, диагностика и формирование в процессе обучения.
- 5 Виды и функции речи и слова. Развитие речи в онтогенезе. Виды речевых нарушений и их компенсация.
- 6 Память в системе познавательной деятельности. Виды, функции, процессы памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Коррекция нарушений памяти.
- 7 Общая характеристика внимания. Ее развитие в онтогенезе. Диагностика нарушений внимания.
- 8 Понятие о способностях. Общие и специальные способности и их развитие в онтогенезе. Диагностика и их формирование в процессе обучения.
- 9 Эмоции и чувства. Методы изучения и развития эмоциональной сферы личности. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений.
- 10 Общее понятие о воле и произвольности в психологии. Волевые качества личности. Развитие воли в онтогенезе и проблема нарушений волевой регуляции.
- 13 Категория сознания в психологии. Сознание как уровень психического отражения в фило- и онтогенезе. Самосознание в структуре сознания.
- 14 Категория деятельности в психологии. Проблема выделения видов деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- 15 Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов, их развитие в онтогенезе. Диагностика и развитие мотивационной сферы личности.
- 16 Проблема предмета психологии. Научная и практическая психология. Отрасли современной психологии.
- 17 Факторы, условия и закономерности психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития.
- 18 Проблемы психического развития ребенка от рождения до школы. Понятие психического дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза.
- 19 Психология младшего школьника. Особенности работы психолога с детьми младшего школьного возраста.
- 20 Характеристика психического развития подростков. Девиантное поведение подростков. Диагностика, социальная и психологическая реабилитация социально дезадаптированных подростков.
- 21 Психическое развитие в юношеском возрасте. Проблема эго-идентичности и профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профориентационных консультации и профотбора.
- 22 Психология зрелости и старости. Подходы к разрешению типовых консультативных проблем в зрелом возрасте.
- 23 Психология педагогической деятельности. Формы и методы преподавания психологии в школе и в вузе.
- 24 Основные понятия психологии обучения. Соотношение обучения и развития (Выготский л.С., Давыдов в.В., Эльконин д.Б. И др.).
- 25 Основные направления в психологической науке и практике в XX-XXI вв. (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.)
- 26 Категория общения в возрастных и социальных аспектах. Развитие коммуникативной компетентности в процессе активного социально-психологического обучения.
- 27 Группа как социально-психологический феномен. Методы изучения групповых взаимоотношений. Конфликты в группах и пути их разрешения.
- 28 Проблема методов психологического исследования. Постановка психологического диагноза и выбор стратегии психолого-педагогической помощи.
- 29 Современная семья как объект психологического изучения. Особенности семейного консультирования. Диагностико-коррекционная работа с семьей
- 30 Понятие интеллекта, проблемы его исследования. Развитие интеллекта в онтогенезе (ж.-ж. Пиаже, л.С. Выготский).