4 Мыслительные действия и операции. Их развитие в онтогенезе, диагностика и формирование в процессе обучения.
Мыслительные действия - совокупность мыслительных операций, направленных на выявление непосредственно не данных, скрытых свойств и отношений объектов реального мира. Каждый мыслительный акт основан на системе операций.
К мыслительным операциям относятся сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация и конкретизация.
Все мыслительные операции связаны с анализом и синтезом. ^ Анализ и синтез - это две неразрывные стороны всего процесса познания (в том числе и чувственного этапа).
Продукт мыслительных действий - определенные познавательные результаты, которые выражаются в трех формах мышления.
Формами мышления являются: 1) суждение; 2) умозаключение; 3) понятие.
Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка определенного события или положения дел.
Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых суждений выводится новое суждение.
Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений (дефиниций).
По преимущественному содержанию мыслительная деятельность подразделяется на: 1) практическую; 2) художественную и 3) научную.
Мыслительная деятельность может осуществляться посредством различных операционных процедур.
^ Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.
^ Эвристическое мышление - творческое решение нестандартных задач.
Дискурсивное мышление (рассудочное) - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев, каждое из которых определяется предыдущим и обусловливает последующее звено. Дискурсивное мышление приводит к выводному знанию.
Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. В историческом развитии мышления и в развитии мышления ребенка различаются три сменяющие друг друга стадии - виды мышления: 1) наглядно- действенное (сенсомоторное) ; 2) наглядно-образное; 3) абстрактно-теоретическое.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с вами, Сеченов назвал стадией предметного мышления.
Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления.
Мышление ребенка дошкольного возраста наглядно образное, предмет его мысли — предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки («бабочка — птица, потому что летает»).
Форма обобщающей деятельности школьников вначале она строится на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качествам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.
В младшем школьном возрасте на первом этапе умозаключения строятся на наглядных предпосылках, данных непосредственно в наблюдении. На втором этапе уже возможны умозаключения на основе абстрактных предпосылок с опорой на наглядные схемы и знакомые примеры. На третьем этапе учащиеся могут выводить общие законы и правила из частных случаев.
Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать, прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению — важнейшая задача обучения.
Диагностика: Исключение, Выделение существенных признаков, Образование аналогий, Интерпретация пословиц и метафор; Классификация, Установление последовательности событий; Определение понятий.
Исключение. Данные, получаемые при исследовании методикой исключения, позволяют судить об уровне процессов обобщения и отвлечения, о способности испытуемого выделить существенные признаки предметов или явлений. Существуют два варианта методики исключения — словесный и предметный.
Предъявляется серия из пяти слов. Четыре из пяти слов в серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Например: дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий. Существенную роль играет отношение обследуемого к допущенным ошибкам — сам ли он их заметил или с помощью исследующего, как он мотивирует ошибочные решения и насколько они доступны коррекции.
Предметный вариант называется четвертый лишний. Дается инструкция: “Из изображенных на рисунке четырех предметов три имеют между собой общее, их можно объединить в одну группу, называть одним словом, а один существенно от них отличается и должен быть исключен”. Иногда специально вводят серии рисунков, где нельзя такого рода обобщение произвести. Такого рода невыполнимые задания применяют при обследовании больных шизофренией.
^ Выделение существенных признаков. Методика выявляет способность испытуемого дифференцировать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Исследующий предъявляет задачи, например: Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Инструкция: “В каждой строчке здесь одно слово находится перед скобками, а пять — в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Однако вы должны из них выбрать два наиболее существенных, являющихся неотъемлемыми признаками слова, стоящего перед скобками. Выберите только два и подчеркните их”.
Обследуемый демонстрирует свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий. Иногда обследуемый ориентируется на ситуационные признаки. Тогда следует обсудить с больным результаты. Если подсказка не помогает обследуемому найти правильное решение, то это свидетельствует о недостаточности у него уровня процессов обобщения и отвлечения.
^ Образование аналогий. Для выполнения этого задания обследуемому необходимо установить логические связи и отношения между понятиями, проявить последовательность суждений.
Различают образование простых и сложных аналогий. Образование простых аналогий производится с помощью специальных бланков, на которых слева располагаются пары слов — образцы, по аналогии с которыми следует выделить пару слов в правой половине бланка. Выбрать задачи, где аналогия строится по разному принципу.
В анализе результатов важно не только обнаружение ошибок, но и мотивировка их и возможность коррекции. Этим методом выявляются нарушения логического строя мышления, однако ошибки типа соскальзываний большей частью не корригируются, тогда как непоследовательные суждения в связи с истощаемостью исправляются больными, как только они их замечают. Обнаружение возможности исправления ошибок в ходе эксперимента, недопущение их в дальнейшем свидетельствуют об определенной сохранности критичности мышления.
Образование сложных аналогий предусматривает выделение сложных, абстрактных логических отношений. Обследование лиц со средним и высшим образованием. “овца — стадо”, “малина — ягода”, “море — океан” различаются в количественном отношении и т. д. Затем внимание обследуемого обращается на расположенные ниже пары слов, принцип связи которых он должен сопоставить с одним из образцов.
Обсуждение совместно с больным допущенных ошибочных решений дает исследующему материал, на основании которого можно судить о нарушениях логического строя мышления, его целенаправленности и критичности.
- 1 Понятие о процессах непосредственного познания. Закономерности ощущения и восприятия. Их развитие в онтогенезе. Методы изучения и диагностики особенностей непосредственного познания человека.
- 2 Виды и формы мышления. Их развитие в фило- и онтогенезе. Изучение и диагностика мышления. Нарушения мышления в детском возрасте и их коррекция.
- 3 Процессы опосредованного познания. Высшие психические функции и их развитие в онтогенезе в свете культурно-исторической концепции л.С. Выготского.
- 4 Мыслительные действия и операции. Их развитие в онтогенезе, диагностика и формирование в процессе обучения.
- 5 Виды и функции речи и слова. Развитие речи в онтогенезе. Виды речевых нарушений и их компенсация.
- 6 Память в системе познавательной деятельности. Виды, функции, процессы памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Коррекция нарушений памяти.
- 7 Общая характеристика внимания. Ее развитие в онтогенезе. Диагностика нарушений внимания.
- 8 Понятие о способностях. Общие и специальные способности и их развитие в онтогенезе. Диагностика и их формирование в процессе обучения.
- 9 Эмоции и чувства. Методы изучения и развития эмоциональной сферы личности. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений.
- 10 Общее понятие о воле и произвольности в психологии. Волевые качества личности. Развитие воли в онтогенезе и проблема нарушений волевой регуляции.
- 13 Категория сознания в психологии. Сознание как уровень психического отражения в фило- и онтогенезе. Самосознание в структуре сознания.
- 14 Категория деятельности в психологии. Проблема выделения видов деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- 15 Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов, их развитие в онтогенезе. Диагностика и развитие мотивационной сферы личности.
- 16 Проблема предмета психологии. Научная и практическая психология. Отрасли современной психологии.
- 17 Факторы, условия и закономерности психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития.
- 18 Проблемы психического развития ребенка от рождения до школы. Понятие психического дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза.
- 19 Психология младшего школьника. Особенности работы психолога с детьми младшего школьного возраста.
- 20 Характеристика психического развития подростков. Девиантное поведение подростков. Диагностика, социальная и психологическая реабилитация социально дезадаптированных подростков.
- 21 Психическое развитие в юношеском возрасте. Проблема эго-идентичности и профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профориентационных консультации и профотбора.
- 22 Психология зрелости и старости. Подходы к разрешению типовых консультативных проблем в зрелом возрасте.
- 23 Психология педагогической деятельности. Формы и методы преподавания психологии в школе и в вузе.
- 24 Основные понятия психологии обучения. Соотношение обучения и развития (Выготский л.С., Давыдов в.В., Эльконин д.Б. И др.).
- 25 Основные направления в психологической науке и практике в XX-XXI вв. (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.)
- 26 Категория общения в возрастных и социальных аспектах. Развитие коммуникативной компетентности в процессе активного социально-психологического обучения.
- 27 Группа как социально-психологический феномен. Методы изучения групповых взаимоотношений. Конфликты в группах и пути их разрешения.
- 28 Проблема методов психологического исследования. Постановка психологического диагноза и выбор стратегии психолого-педагогической помощи.
- 29 Современная семья как объект психологического изучения. Особенности семейного консультирования. Диагностико-коррекционная работа с семьей
- 30 Понятие интеллекта, проблемы его исследования. Развитие интеллекта в онтогенезе (ж.-ж. Пиаже, л.С. Выготский).