21 Психическое развитие в юношеском возрасте. Проблема эго-идентичности и профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профориентационных консультации и профотбора.
Юность — период жизни от отрочества до взрослости. В границах юности могут выделяться ранняя юность (старший школьный возраст), и поздняя юность, соответствующая периоду жизни после окончания школьного обучения. В Толковом словаре В. Даля «юноша» определяется как «молодой», «малый», «парень от 15 до 20 лет и более», по Гезеллу, от 11 до 21 года, Эриксон и Крайг выделяют подростковый и юношеский возраст совместно от 12 до 19 лет, по Бромелю юность делится на старшее школьное детство (от 11 до 15 лет) и позднюю юность (от 15 лет до 21 года), в учебнике «Возрастная и пед. психология» Петровского возраст между 14-15 и 17 годами определяется как ранняя юность.
Происходящее изменение хронологических границ юности, ее удлинение, связано, с одной стороны, с ускороением физического и полового созревания (акселерация), и с другой стороны, с удлинением периода обучения. Новые поколения молодежи позже, чем в прошлом, начинают самостоятельную жизнь. Перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего — это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самопринятие и самоуважение.
В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы. В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.
В личностном развитии старшеклассники все больше приобретают качеств, связанных со взрослостью. Для ранней юности характерна устремленность в будущее. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение).
Возможные проблемы развития в юношеском возрасте:
1.
особенности разрешения проблем на предшествующих этапах развития;
2.
физическое развитие и здоровье.
3.
профессиональное самоопределение;
4.
управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций, переживание одиночества);
5.
идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.);
6.
освоение новых социальных ролей;
7.
взаимоотношения в семье (кризис авторитетов);
8.
переоценка ценностей.
Кризис идентичности в юношеском возрасте — период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как: «Что я собой представляю?», «Куда я иду?» Сформировавшаяся идентичность характеризуется определенным временем (периодом жизни), местом в социуме и отношением к окружающим. Эрик Эриксон определяет идентичность как заряжающее человека психической энергией субъективное чувство непрерывной самотождественности. При позитивном развитии идентичности развиваются временная, уверенность в себе, экспериментирование с ролями, предвосхищение успеха, половая идентичность, лидерская и идеологическая поляризация. Проблемы у подростка возникают тогда, когда у него недостаточно ресурсов для осуществления необходимого изменения или эти ресурсы по какой-либо причине не используются.
Проблемы, связанные с профессиональным самоопределением, порождаются противоречиями между знанием себя, своих возможностей и уровнем притязаний; представлением о перспективах развития российского общества и о типе идеального общества; ориентацией на успех, карьеру, работу и возможностью реализации этих ориентации (чем ярче они выражены, тем больше сложностей испытывает человек в начале самостоятельной деятельности); неудовлетворенностью организацией профессионального обучения.
Последствия неразрешенных проблем профессионального самоопределения: трудности в учебе при неверно определенном направлении профессионального образования; при выборе профессионального образования или деятельности, который произошел под влиянием извне (родители, друзья, давление рекламы и т. п.), снимается ответственность за принятое решение; соответственно, при неудачах ответственность также перекладывается на других.
^ Первичная профконсультация – это форма групповой работы (численность группы 8-10 человек) в процессе которой происходит обучение клиента правилам выбора профессии, дается информация о мире профессий, интересах и склонностях оптанта. Результатом первичной профконсультации является формирование профессионального плана, повышение осознанности и ответственности выбора. Первый этап – беседа – обсуждение о мире профессий, о требованиях, которые они предъявляют к человеку, о правилах и типичных ошибках выбора профессии. Второй этап диагностический (методики: Дифференциально-диагностический опросник ДДО Е.А.Климов; Изучение профессионального типа личности Холланда; Краткий ориентировочный тест Вандерлик; Методика определения свойств темперамента Г. Айзенк). Третий этап первичной профконсультации – индивидуальное обсуждение результатов и выработка профессионального плана. При необходимости проводится углубленная индивидуальная профконсультация, в ходе которой психолог проводит глубокую диагностику способностей и потенциальных возможностей человека. Она включает методы, направленные на диагностику основных уровней психологической структуры человека: особенностей психомоторного развития, нейродинамики, внимания и памяти, интеллекта, характерологических особенностей, профессионального типа личности, ее направленности, познавательных интересов. Консультация должна проходить в режиме диалога при активном участии клиента, как ситуация обучения правилам выбора профессии, углубления самопонимания и ориентирования в своих интересах, направленностях и возможностях, без давления на клиента, без навязывания ему своих решений. Выбор должен сделать сам консультируемый, только в этом случае он будет стремиться реализовать его. Очень важно то, что профессиональный план вырабатывается в ходе совместного обсуждения. Это способствует повышению осознанности и ответственности выбора профессии, делает выбор более аргументированным. Консультант должен стремиться не просто помочь выбрать сферу профессиональной деятельности, но и показать пути профессионализации и перспективы роста. Важно обсудить первые шаги, которые необходимо сделать, наметить план действий.
Профотбор – это система мероприятий, позволяющая выявить людей, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по определенной специальности. Основным компонентом профотбора является определение профессиональной пригодности (вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой-либо профессиональной деятельностью).
^ Первый этап профотбора включает психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку. При этом должна быть раскрыта внутренняя структура деятельности и дан не просто перечень психических процессов, которые необходимы для выполнения конкретной деятельности, а показана целостная картина их взаимосвязи. Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. Третий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе полученных сведений.
^
- 1 Понятие о процессах непосредственного познания. Закономерности ощущения и восприятия. Их развитие в онтогенезе. Методы изучения и диагностики особенностей непосредственного познания человека.
- 2 Виды и формы мышления. Их развитие в фило- и онтогенезе. Изучение и диагностика мышления. Нарушения мышления в детском возрасте и их коррекция.
- 3 Процессы опосредованного познания. Высшие психические функции и их развитие в онтогенезе в свете культурно-исторической концепции л.С. Выготского.
- 4 Мыслительные действия и операции. Их развитие в онтогенезе, диагностика и формирование в процессе обучения.
- 5 Виды и функции речи и слова. Развитие речи в онтогенезе. Виды речевых нарушений и их компенсация.
- 6 Память в системе познавательной деятельности. Виды, функции, процессы памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Коррекция нарушений памяти.
- 7 Общая характеристика внимания. Ее развитие в онтогенезе. Диагностика нарушений внимания.
- 8 Понятие о способностях. Общие и специальные способности и их развитие в онтогенезе. Диагностика и их формирование в процессе обучения.
- 9 Эмоции и чувства. Методы изучения и развития эмоциональной сферы личности. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений.
- 10 Общее понятие о воле и произвольности в психологии. Волевые качества личности. Развитие воли в онтогенезе и проблема нарушений волевой регуляции.
- 13 Категория сознания в психологии. Сознание как уровень психического отражения в фило- и онтогенезе. Самосознание в структуре сознания.
- 14 Категория деятельности в психологии. Проблема выделения видов деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- 15 Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов, их развитие в онтогенезе. Диагностика и развитие мотивационной сферы личности.
- 16 Проблема предмета психологии. Научная и практическая психология. Отрасли современной психологии.
- 17 Факторы, условия и закономерности психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития.
- 18 Проблемы психического развития ребенка от рождения до школы. Понятие психического дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза.
- 19 Психология младшего школьника. Особенности работы психолога с детьми младшего школьного возраста.
- 20 Характеристика психического развития подростков. Девиантное поведение подростков. Диагностика, социальная и психологическая реабилитация социально дезадаптированных подростков.
- 21 Психическое развитие в юношеском возрасте. Проблема эго-идентичности и профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профориентационных консультации и профотбора.
- 22 Психология зрелости и старости. Подходы к разрешению типовых консультативных проблем в зрелом возрасте.
- 23 Психология педагогической деятельности. Формы и методы преподавания психологии в школе и в вузе.
- 24 Основные понятия психологии обучения. Соотношение обучения и развития (Выготский л.С., Давыдов в.В., Эльконин д.Б. И др.).
- 25 Основные направления в психологической науке и практике в XX-XXI вв. (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.)
- 26 Категория общения в возрастных и социальных аспектах. Развитие коммуникативной компетентности в процессе активного социально-психологического обучения.
- 27 Группа как социально-психологический феномен. Методы изучения групповых взаимоотношений. Конфликты в группах и пути их разрешения.
- 28 Проблема методов психологического исследования. Постановка психологического диагноза и выбор стратегии психолого-педагогической помощи.
- 29 Современная семья как объект психологического изучения. Особенности семейного консультирования. Диагностико-коррекционная работа с семьей
- 30 Понятие интеллекта, проблемы его исследования. Развитие интеллекта в онтогенезе (ж.-ж. Пиаже, л.С. Выготский).