29 Современная семья как объект психологического изучения. Особенности семейного консультирования. Диагностико-коррекционная работа с семьей
Современная семья представляет собой продукт социальной эволюции. Структура семьи с течением времени постепенно меняется в зависимости от социальных и культурных перемен. Современная семья представляет собой гораздо более свободную во всех отношениях группу, чем когда-либо в прошлом, обусловлено это социальными и экономическими преобразованиями. Как пишет в своем исследовании Н. Аккерман: "Изначально понятие "семья" включало не только отца, мать и детей. Под семьей подразумевалось все домашнее хозяйство, функционирующее как единое целое, включая людей, живущих под одной крышей или подчиняющихся власти одного человека. Помимо собственной семьи, сюда включалась многочисленная родня, слуги, рабы и даже собаки". Семейная система - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное - взаимоотношениями. То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой (Варга А. Я.). Семья выполняет ряд функций: воспитательная функция; хозяйственно-бытовая функция; эмоциональная функция; функция духовного (культурного) общения; функция первичного социального контроля; сексуально-эротическая функция.
Если семья выполняет все выше вышеперечисленные функции - то она функциональна, если одна или несколько функций нарушены или отсутствуют, то семья дисфункциональна.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений - статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.). Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Некоторые семьи считают рождение ребенка помехой супружеству, появилась новая этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.
Семейные отношения, как правило, выступают в роли наиболее важных значимых для индивида, то есть они играют ведущую роль в системе взаимоотношений личности, кроме того, они многосторонни и зависимы друг от друга. Сфера досуга, домашнего хозяйства, эмоциональных и сексуально-эротических взаимоотношений тесно связаны, внесение хотя бы в одну из них даже незначительного изменения вызывает изменения в других сферах.
На протяжении всего жизненного цикла семья сталкивается с различными трудностями, неблагоприятными условиями - все это приводит к нарушениям в жизни семьи (нарушения функций семьи, а также супружеские отношения).
В последнее время в отечественной и зарубежной психологии все больше внимания стали уделять исследованиям семьи. Изучаются самые разные ее характеристики и происходящие в ней процессы - удовлетворенность супругов браком, структура семейных ролей, распределение власти, детско-родительские отношения и т.д. В российской психологической литературе можно отметить такие работы как "Супружеские конфликты" Сысенко В.А., "Психология и психотерапия семьи" Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкис, Алешина Ю. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование», "Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний" С. Кратохвила, "Семейная терапия" Сатир В., "Позитивная семейная психотерапия" и "33 и 1 формы партнерства" Н. Пезешкиана.
Социально-психологические проблемы семьи можно свести к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.
Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.
Некоторые методики, позволяющие семейному психологу осуществлять диагностику супружеских отношений, особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары:
Опросник «Общение в семье» (Ю.Е.Алешина) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения. Проективный тест «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье. Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н.Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой. Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина) определяет степень реализации мужем и женой той или иной роли: ответственного за материальное обеспечение семьи, хозяина (хозяйки) дома, ответственного за воспитание детей, организатора семейной субкультуры, развлечений, сексуального партнера, психотерапевта.
Использование результатов исследования индивидуальности супругов – одна из форм коррекционной работы, направленной на улучшение взаимопонимания. Она осуществляется с помощью таких методик, как определение типа темперамента (Г.Айзенк), «16 личностных факторов» (Р. Кеттелл), тест «MMPI», методика рисуночной фрустрации (С. Розецвейг), цветовой тест (М.Люшер) и др.
Диагностика детско-родительских отношений. Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В. В. Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Графический тест «Рисунок семьи».
Традиционно основным методом семейного психологического консультирования считается терапевтическая беседа, направленная на социально-психологическую поддержку семьи и помощь ей. Однако сегодня в практике консультирования (в том числе и семейного) широко применяется все богатство методов и приемов, разработанных в различных психотерапевтических школах: диалогическое общение, поведенческие методы, психодрама и ролевое моделирование, анализ истории семьи, генограмма, а также методы групповой терапии. Для обеспечения обратной связи используются видеозаписи и такие психотехники, как «социограмма в действии», «семейная скульптура», «семейная хореография».
Во многом выбор методов и контактных техник определяется тем уровнем, на котором осуществляется консультационный процесс. Принято выделять внешний и внутренний уровни консультирования.
Работа на внешнем уровне вполне достаточна для решения неглубоко укоренившихся личных и семейных проблем. Доверительные отношения, создаваемые при этом, порождают открытость, которая помогает каждому члену семьи высказать все, что у него на уме, и выразить свои подлинные чувства. Это первый шаг к прояснению проблемы, шаг к себе самому и к другому человеку. Используются на этом уровне различные техники, разработанные в поведенческой психологии. В частности, бихевиористская модификация «контрактной терапии», когда супруги договариваются вознаграждать друг друга за то поведение, которого они ожидают от партнера.
На более глубоком уровне (при работе с проблемами созависимости, перераспределения власти и т.п.), когда необходимо оказать воздействие на менее осознанные процессы, используются методы, разработанные в психоанализе, гештальттерапии и психодраме.
Существует множество концепций семейного консультирования, однако в последнее время распространен системный подход.
Основоположники системного подхода (М. Боуэн, С. Минухин, В. Сатир, и др.) рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Оказывая помощь семье в трудные периоды жизни, не имеет смысла заниматься выявлением психоаналитических причин конфликта: гораздо важнее путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов. Роль психолога в системе С. Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «миникризис», имеющий важное значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются, и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит и изменить свою структуру. С. Минухин выделяет семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.
Семейное консультирование – это вовсе не обязательно работа со всеми членами семьи одновременно. На различных этапах процесса в различных пропорциях могут сочетаться различные способы организации процесса семейного консультирования: общение со всей семьей, индивидуальное консультирование одного из ее членов, работа с супружеской парой, работа с нуклеарной семьей, т.е. с семьей в узком смысле этого слова (отец–мать–дети), работа с расширенной семьей (она включает также прародителей и тех близких, которые оказывают влияние на семейные отношения: тети, дяди и др.); работа с экосистемой или социальной сетью.
- 1 Понятие о процессах непосредственного познания. Закономерности ощущения и восприятия. Их развитие в онтогенезе. Методы изучения и диагностики особенностей непосредственного познания человека.
- 2 Виды и формы мышления. Их развитие в фило- и онтогенезе. Изучение и диагностика мышления. Нарушения мышления в детском возрасте и их коррекция.
- 3 Процессы опосредованного познания. Высшие психические функции и их развитие в онтогенезе в свете культурно-исторической концепции л.С. Выготского.
- 4 Мыслительные действия и операции. Их развитие в онтогенезе, диагностика и формирование в процессе обучения.
- 5 Виды и функции речи и слова. Развитие речи в онтогенезе. Виды речевых нарушений и их компенсация.
- 6 Память в системе познавательной деятельности. Виды, функции, процессы памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Коррекция нарушений памяти.
- 7 Общая характеристика внимания. Ее развитие в онтогенезе. Диагностика нарушений внимания.
- 8 Понятие о способностях. Общие и специальные способности и их развитие в онтогенезе. Диагностика и их формирование в процессе обучения.
- 9 Эмоции и чувства. Методы изучения и развития эмоциональной сферы личности. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений.
- 10 Общее понятие о воле и произвольности в психологии. Волевые качества личности. Развитие воли в онтогенезе и проблема нарушений волевой регуляции.
- 13 Категория сознания в психологии. Сознание как уровень психического отражения в фило- и онтогенезе. Самосознание в структуре сознания.
- 14 Категория деятельности в психологии. Проблема выделения видов деятельности. Деятельностный подход в психологии.
- 15 Мотивационно-потребностная сфера личности. Виды мотивов, их развитие в онтогенезе. Диагностика и развитие мотивационной сферы личности.
- 16 Проблема предмета психологии. Научная и практическая психология. Отрасли современной психологии.
- 17 Факторы, условия и закономерности психического развития в онтогенезе. Проблема периодизации психического развития.
- 18 Проблемы психического развития ребенка от рождения до школы. Понятие психического дизонтогенеза. Психологические параметры дизонтогенеза.
- 19 Психология младшего школьника. Особенности работы психолога с детьми младшего школьного возраста.
- 20 Характеристика психического развития подростков. Девиантное поведение подростков. Диагностика, социальная и психологическая реабилитация социально дезадаптированных подростков.
- 21 Психическое развитие в юношеском возрасте. Проблема эго-идентичности и профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профориентационных консультации и профотбора.
- 22 Психология зрелости и старости. Подходы к разрешению типовых консультативных проблем в зрелом возрасте.
- 23 Психология педагогической деятельности. Формы и методы преподавания психологии в школе и в вузе.
- 24 Основные понятия психологии обучения. Соотношение обучения и развития (Выготский л.С., Давыдов в.В., Эльконин д.Б. И др.).
- 25 Основные направления в психологической науке и практике в XX-XXI вв. (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и др.)
- 26 Категория общения в возрастных и социальных аспектах. Развитие коммуникативной компетентности в процессе активного социально-психологического обучения.
- 27 Группа как социально-психологический феномен. Методы изучения групповых взаимоотношений. Конфликты в группах и пути их разрешения.
- 28 Проблема методов психологического исследования. Постановка психологического диагноза и выбор стратегии психолого-педагогической помощи.
- 29 Современная семья как объект психологического изучения. Особенности семейного консультирования. Диагностико-коррекционная работа с семьей
- 30 Понятие интеллекта, проблемы его исследования. Развитие интеллекта в онтогенезе (ж.-ж. Пиаже, л.С. Выготский).